Криптовалюты: Консультации Фонда Хазина

Деньги ЕСТЬ, но вы держитесь! Правительство Медведева захлебывается от денег

Мировой кризис

24.07.2016 12:11

Михаил Делягин

13

- Михаил Геннадьевич, насколько я знаю, вы не являетесь политическим, идеологическим единомышленником Андрея Илларионова, заявившего, что у России очень много неиспользуемых денег, и Резервный фонд составляет лишь незначительную часть этих резервов. Во многих случаях стоите с ним по разные стороны баррикад. Что  скажете по поводу его расследования?

ОТВЕТ: - Не очень понимаю, почему простой пересказ общедоступной статистической информации называется «расследованием», но факты он изложил верно.

         Резервный фонд действительно является незначительной частью валютных резервов России и, более того, незначительной частью бюджетных резервов, и рассматривать его динамику отдельно от этих резервов имеет смысл лишь в сугубо пропагандистских целях.

         Сокращение средств в Резервном фонде сопровождается ростом валютных резервов страны в целом и потому значения не имеет, - если, конечно, Вы вслед за привластными либералами не пытаетесь нагло отрицать очевидное и общеизвестное и не обосновываете тезис «денег нет» в ситуации, когда и бюджет, и государство в целом буквально захлебываются от них и не знают, куда их девать.

Вопрос: Вы уже несколько лет обращаете внимание еще на один важный резерв денег. Неиспользуемые остатки  на счетах российского бюджета. Там «валяются» фантастические  суммы. Что недавно  вынуждена была признать и глава Счетной палаты Голикова?

 ОТВЕТ. Голикова была вынуждена признать наличие огромных «внутренних» резервов, вызванных фактической бесконтрольностью исполнения госзаказов. Так, в 2015 году только федеральным бюджетом нецелевым образом было потрачено, по ее данным, 516,5 млрд.руб., - больше всех расходов на здравоохранение.

         На докапитализацию 25 банков было выделено 722 млрд.руб., - но почти половина из них (12 банков) закончили год с общим убытком в187,5 млрд., доказав, что «докапитализация» была бессмысленной.

         Авансовые платежи по госзаказам, не использованные по назначению или не подтвержденные необходимыми документами, составили 3,2 трлн.руб., - пятую часть годового бюджета. Эти деньги должны быть возвращены, однако нет никакой уверенности, что они не пущены на ветер - в самом лучшем случае.

         Наконец, по итогам 2015 года министерства и ведомства не смогли использовать выделенные им почти 1,1 трлн.руб.: 245 млрд.руб. – по открытым и 850 млрд. – по «закрытым» статьям бюджета.

         Однако эти резервы являются скрытыми: они возникают из-за неспособности Минфина и правительства в целом обеспечить хотя бы минимальную бюджетную дисциплину.

         Помимо них, в федеральном бюджете отдельной строкой выделены так называемые «остатки на счетах», включающие средства Резервного фонда, Фонда национального благосостояния и бюджетные резервы Минфина, не распределенные по этим фондам. На 1 мая (полной отчетности на 1 июня еще нет) они превышали 7,8 трлн.руб..

         Да, за март-апрель они сократились на 20,7% - на 2.045,3 млрд.руб.. Однако основная часть бюджетных резервов хранится в валюте, и укрепление рубля сокращает их рублевый эквивалент. Не случайно Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в рублях за март-апрель уменьшились на 16%, а в валюте  лишь на 2% (правда, рублевые остатки, не входящие в эти фонды, сжались почти вчетверо: с 787,75 до 202,43 млрд.руб.).

         Сокращение бюджетных резервов в марте-апреле на 62,5% было вызвано укреплением рубля и лишь на 37,5% (на 767,15 млрд.руб.) – прямым расходованием бюджетных резервов (при том, что дефицит федерального бюджета в марте и апреле был из-за искусственно организуемого либералами «денежного голода» исключительно высок: 8,7 и 8,6% ВВП).

         В мае Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в рублях сократились на 3,5% (до 7,4 трлн.), а в валютной – на 6,1% (до 111,6 млрд.долл.); в целом же неиспользуемые остатки на счетах федерального бюджета на 1 июня несколько превышают 7,5 трлн.руб..

         Эти остатки по-прежнему исключительно велики: на них можно и обеспечить гражданам России право на жизнь, гарантировав им реальный прожиточный минимум, и построить нашу страну заново, сделав ее современной, эффективной и комфортной.

         Но это, похоже, не является для правительства лидера «Единой России» Медведева ни приоритетом, ни даже второстепенной целью: средства продолжают бесплодно транжирить и направлять на поддержку финансовых систем стран Запада, развязавших против России пока «холодную» войну на уничтожение.

         А ведь валютные резервы бюджета (Резервный фонд и основная часть Фонда национального благосостояния, на 1 июня – 101,7 млрд.долл.) – лишь часть международных резервов страны, на 1 июня составившие 387,7 млрд.долл.. Остальную их часть составляют золотовалютные резервы Банка России (386,0 млрд.).

         Международные резервы накапливаются государствами с единственной целью: обеспечение стабильности национальной валюты. Все, накопленное сверх необходимого, - избыточно и, строго говоря, является проблемой, так как эти деньги омертвляются вместо работы на благо страны.

         Необходимый уровень международных резервов устанавливается международно признанным критерием Редди как сумма квартального импорта и годовых выплат по внешнему долгу. Для России этот уровень, рассчитанный со всеми мыслимыми и немыслимыми предосторожностями (вроде включения в годовые выплаты долга всей задолженности, сроки выплаты которой не определены), составляет 222 млрд.долл..

         Соответственно, 164 млрд.долл. (более 10,8 трлн.руб.) может быть немедленно направлено на модернизацию России и решение ее насущных социальных проблем, - если, конечно, у правительства лидера «Единой России» Медведева вдруг по непонятной причине возникнет желание сделать это.

         Однако наши финансовые ресурсы отнюдь не исчерпываются этим.

         Не стоит забывать о пенсионной системе России, в которой сосредоточено более 3 трлн.руб. наших с вами денег. Эти средства крутятся на фондовом рынке, поддерживая его котировки в интересах финансовых спекулянтов и ничтожной кучки богатейших людей России, а также Запада. При этом периодические падения котировок, неизбежные из-за принципиального отказа привластных либералов и «Единой России» от развития нашей страны, гарантированно обесценивают наши пенсионные вклады.

         Между тем в России в силу ее разрушенности либеральными реформами есть бизнес с гарантированно высокой доходностью в течение длительного времени. Это комплексная модернизация ЖКХ средних и крупных городов, а также восстановление единства технологического комплекса электроэнергетики, разорванной на части реформой 2004 года «по Чубайсу, а не по уму». Инвестирование пенсионных денег в эти сферы обеспечат пенсионерам гарантированный доход, гражданам - прекращение коммунального беспредела, экономики – мощный стимул к развитию хотя бы из-за того, что электроэнергетика из его тормоза станет, как ей и положено, ее локомотивом.

         Однако либеральные реформаторы, обслуживающие интересы финансовых спекулянтов и, вероятно, частью являющиеся ими и сами, категорически отказываются даже допускать возможность использования пенсионных средств россиян на благо России.

 ВОПРОС: -  Экономя на пенсиях, пособиях, зарплатах , большие суммы  власти продолжают вкладывать в  так называемые трежерси, долговые обязательства США.  Хотя в случае обострения международной обстановки янки могут их заморозить, а то и вовсе конфисковать.

ОТВЕТ: Конфискация этих средств пока маловероятна, так как она дискредитирует США и приведет к массовому бегству инвесторов из их госбумаг. Однако в принципе, учитывая конфронтационную и агрессивную политику США, это возможно, как и частичный дефолт по госбумагам США в форме их принудительной реструктуризации, о желательности чего заявлял Трамп.

         Российские вложения в госдолг США изменяются не по политическим, а по сугубо бухгалтерским соображениям: когда Банк России увеличивает свои валютные резервы, он скупает американские госбумаги, когда сокращает – продает.

         США раскрывают соответствующую информацию с большим опозданием; по итогам марта 2016 года Россия занимает 16 место среди иностранных кредиторов США. Наши вложения составляют 86 млрд.долл. (по сравнению с 1,2 трлн. Китая и 1,1 трлн. Японии, занимающих первое и второе места). В марте прошлого года наши вложения с госдолг США был минимальны – 69,9 млрд., на начало года они составляли 96,9 млрд.долл..

ВОПРОС: На третьем месте среди мемов года  фраза  Чубайса. «У нас очень много денег!»   Кто не помнит, так глава «Роснано» зажигал на новогоднем корпоративе. Получается, для народа, тех же пенсионеров денег нет, а для Чубайса есть. Хотя он не совершил обещанную нанотехнологическую революцию, в последние годы вообще перестал обещать золотые  нано-горы. Неизвестно, чем занимается ныне его контора. А денежки идут!

ОТВЕТ: Я думаю, Вы являетесь единственным человеком в стране, который не понимает, чем единственным может заниматься любая возглавляемая Чубайсом контора, как бы она формально не именовалась.

         Российские либералы, к которым относится и Чубайс, верой и правдой обслуживают интересы глобального бизнеса. Эти интересы и раньше не предусматривали возможности развития России, а сейчас они прямо и нескрываемо сводятся к нашему уничтожению.

         И денег на это у чубайсов всех мастей, абажуров-гозманов и тортиков-касьяновых, действительно, куры не клюют, - и используются они весьма эффективно.

ВОПРОС

.  В минувшую  пятницу появился еще один кандидат на лидерство в  мемах года – первый вице-премьер РФ  Игорь Шувалов. СМИ, Рунет активно  цитируют его заявление в  Казани: «Нам показали сегодня квартиры 20 квадратных метров, кажется смешным, но люди приобретают такое жилье, и оно очень популярно и на рынке есть ниша такого жилья.»   Шувалову смешно. Видно, невдомек заму Медведева, как выживает страна. В его же прошлогодней декларации  указаны  квартира в Великобритании площадью 483 кв. м (аренда), жилой дом в Австрии 1479.8 кв. м (аренда) и 4 квартиры в собственности в России от 73.8 до 175.7 кв. м.    (http://government.ru/media/files/12L0DYoA3scGnjX73a8BPv0Htb3Az0rk.pdf)

 Хотя элита в кризис по справедливости должна затягивать пояса вместе с народом, а не смеяться над малогабаритками.

ОТВЕТ. Вы опасно близко подходите к экстремизму – не боитесь, что Вас привлекут по 282-й «русской» статье к уголовной ответственности за одно предположение о том, что руководители государства, формально, по Конституции, все еще считающегося «социальным», должны жить одной жизнью с народом, а не глумиться над его несчастьями, вызванными в том числе и ее собственной политикой?

         Шувалов, занимавшийся, насколько помнится, еще юридическим обслуживанием Березовского, долгое время владел указанным дворцом в Австрии. Как Вы думаете, у кого он теперь его арендует – не у себя ли самого?

         А главное, откуда взялись эти богатства у человека во время его нахождения на госслужбе? Наверное, они вызваны деловой гениальностью его супруги, как и у многих других высокопоставленных чиновников, и не имеют ни малейшего отношения к его служебному положению.

         Но это не главное. Главное в том, что Россией по-прежнему, как и в 90-е годы, правит и владеет «офшорная аристократия», не связывающая своего будущего и будущего своих детей с «этой страной» и потому способная лишь глумиться над нами – как правило, делом, но весьма часто и словом.

ВОПРОС: - Глядя, как  на улицах  столицы России массово сейчас меняют бордюры, положенные несколько лет назад,  или взламывают прошлогодний асфальт, никак  не подумаешь, что в стране глубочайший кризис. При Сталине  за такое расточительство мигом впаяли бы статью о вредительстве и в тундру! Строить железную дорогу Воркута-Ленинград, Норильский комбинат.

 ОТВЕТ. А кто Вам сказал, что это расточительство? Это, полагаю, и есть сегодняшний бизнес по-московски, когда средства города, средства москвичей на их глазах, с особым цинизмом перекачиваются в кармане мириадов чиновников московской мэрии. А прикормленные блогеры и эффективная система социальной рекламы ярко, креативно, с огоньком рассказывает москвичам, что все это правильно и делается исключительно для их блага.

         Возникает ощущение, что критически значимая часть чиновников мэрии не просто ненавидят Москву, уподобляясь татаро-монголам, но и пытаются сделать ее непригодной для жизни нормальных людей, превратить из «образцового коммунистического города» в город для олигархов, бюрократов, коррупционеров и обслуживающих их «трудолюбивых соотечественников» - гастарбайтеров.

- ВОПРОС: Еще одно наглядное подтверждение тезиса, что  в России деньги все-таки есть. Уже после пессимистического заявления  премьера про невозможность  индексации пенсий  не только в Крыму, но и по всей стране, было принято решение выплачивать пенсии нынешним гражданам Израиля, эмигрировавшим из РСФСР  до 1992 г и не имевшим никогда  российского гражданства.  На это из бюджета выделят 5.4 миллиарда рублей.

ОТВЕТ. Простите, но это же граждане Израиля, а не России! За ними стоит их государство, которое защищает их интересы и отстаивает их вне зависимости от степени их обоснованности, - просто потому, что они его граждане. И правительство лидера «Единой России» Медведева вместе с государством Израиль, как мы видим, отстаивает интересы израильских пенсионеров, так как они, по крайней мере, четверть века трудились на благо государства Израиль.

         А интересы наших пенсионеров отстаивать некому, так как социально-экономическая политика отдана на откуп либералам, относящихся не только к пенсионерам, но и ко всем гражданам России, на мой взгляд, едва ли не так же, как гитлеровцы относились к евреям.

         Голикова еще весной отметила, что из 130 тыс. сельских населенных пунктов медпомощь хоть в какой-то форме доступна не более чем в 45 тыс., - и что, этот, по сути дела, геноцид кого-то взволновал? Кто-то в правительстве лидера «Единой России» Медведева взялся за исправление созданной им нетерпимой ситуации? Напротив: все разговоры идут об успешности уничтожения России в ходе так называемых «реформ» и о том, как углубить этот процесс и сделать его более эффективным.

        

ВОПРОС. Михаил Геннадьевич, как считаете, Медведев искренне говорит, что денег нет, или лукавит? Может, его  вице-премьеры, советники в заблуждение вводят?

ОТВЕТ: Думаю, он честно говорит, что у него нет денег для России. Для российских пенсионеров по 1 тыс.руб. на человека нет, а для израильских, значительная часть которых никогда не была гражданами России и не была связана с нашей страной последние четверть века, по 6 тыс.руб. на человека есть.

         Для поддержки России денег нет, а для поддержки стран Запада, развязавших против нас пока «холодную» войну и не скрывающих желания нас уничтожить, - деньги есть, причем многие триллионы.

         Думаю, здесь нет никакого лукавства: все четко, честно и прозрачно, и мотивация лидера «Единой России» и его правительства демонстрируется с предельной ясностью и откровенностью, как она демонстрировалась в 90-е года Гайдаром, Чубайсом, Кохом и другими предшественниками нынешних привластных либералов.

Вопрос. – По мнению Илларионова, пропагандистская кампания  правительства и либералов  «денег нет, Резервный фонд близок к исчерпанию» ведется в целях переключения общественного внимания на несуществующую «проблему» от реальных для нашей страны вызовов экономического, правового, политического характера: катастрофического падения доходов граждан, объема потребительских покупок, уровня жизни в ходе нынешней российской рецессии и т.д.  Ваше мнение?

 ОТВЕТ. Да, конечно. Но мотив шире, и Илларионов, как либерал, раскрывает его не полностью. Задача либералов и «Единой России», обслуживающих интересы западного бизнеса, заключается, насколько можно судить, в блокировании всякого – и технологического, и социального, и экономического развития нашей страны и максимальном выкачивании из нее капиталов.

         Именно эта стратегическая установка, а не политическая конъюнктура вроде отвлечения людей от обострения их несчастий, является главной для российского либерализма, - как и для самого Илларионова, кода он работал помощником президента России.

-И последний, извечный  для святой Руси вопрос: что делать, Михаил Геннадьевич? У одних, типа Чубайса, в кризис денег куры не клюют, а другим на еду не хватает, судя по соцопросам.

ОТВЕТ: Ключ к процветанию – модернизация технологической инфраструктуры. Она кардинально снизит издержки экономики и расходы граждан и, создав огромный внутренний спрос, качественно улучшит деловой климат и усилит трудовую мотивацию населения.

Нецифровая инфраструктура - единственная область, в которой государство гарантировано от вступления в недобросовестную конкуренцию с частным бизнесом: она непосильна последнему по своей природе, так как инвестирует одна фирма, а результат достается всем.

         В первую очередь необходимо модернизировать ЖКХ, автодороги (по современным технологиям, а не по ухудшенному американскому стандарту 1929 года, как сейчас) и электроэнергетику (единый технологический комплекс которой должен был восстановлен после разрушения Чубайсом в 2004 году).

         Деньги на модернизацию, как было показано выше, есть. Но главный инструмент финансирования модернизации - переход от эмиссии в зависимости от объема валюты, заработанного или одолженного страной (что блокирует развитие и делает нас рабами мировых рынков), к выпуску рублей в обращение по потребности экономики, как в развитых странах. Это потребует восстановления механизмов проектного финансирования и отделения спекулятивных капиталов от остальной экономики (что на нашем уровне развития делали все развитые страны – США, Япония, Евросоюз, так как без этого развитие невозможно), но позволит обеспечивать уверенное развитие страны даже на скудных ресурсах.

         Помимо ограничения спекуляций, надо ограничить коррупцию: иначе все украдут.

Вор должен сидеть в тюрьме, а не в правительстве (хотя либералы и трактуют это как призыв к сталинскому террору), а украденное должно быть возвращено народу. Для освобождения России из плена тотальной коррупции необходимо ввести принцип «презумпции виновности» при несовпадении официальных доходов и расходов в семьях чиновников и отменить срок давности для коррупционных преступлений.

         Надо установить (по примеру Италии), что взяткодатель в случае сотрудничества со следствием освобождается от ответственности (это возлагает всю ответственность на организатора коррупции – чиновника - и лишает жертв коррупции стимулов к его защите).

         Следует ввести (по примеру США) полную конфискацию даже добросовестно приобретенных активов (кроме нужного для скромной жизни) семей членов оргпреступности (так как коррупция во власти всегда связана с мафией), не сотрудничающих со следствием.

         Осужденный за коррупционное преступление должен пожизненно лишаться право занимать государственные и руководящие должности, вести юридическую деятельность, избираться на выборные должности и преподавать общественные науки.

         Наконец, все госуправление должно быть переведено на систему электронного принятия решений (реализованную в ряде международных и даже российских компаний), обеспечивающую мгновенное принятие решений и урегулирование споров, но главное –незаметный для проверяемого сквозной контроль.

         Для ограничения произвола монополий надо превратить Федеральную антимонопольную службу (ФАС) в экономический КГБ и наделить ее правом обеспечивать прозрачность структуры цен продукции всех фирм, подозреваемых ею в злоупотреблении монопольным положением.

При резком колебании цены она должна иметь право сначала возвращать цену на прежний уровень и лишь потом расследовать обоснованность ее изменения (по примеру Германии).

Российским производителям должен быть обеспечен свободный доступ на рынки городов, при необходимости – силовыми структурами и проведением спецопераций по защите конкуренции от мафиозного противодействия.

         Надо обеспечить бизнесу и гражданам свободный доступ к электро-, газо- и теплосетям, водопроводу, канализации, связи.

         Следует компенсировать из местных бюджетов (при нехватке средств там – из региональных, при нехватке средств там – из федерального) расходы на услуги ЖКХ по социальным нормам, превышающие 10% семейного дохода.

         Развитие России невозможно без разумного протекционизма (хотя бы на уровне Евросоюза): ведь все, что мы делаем руками, Китай делает дешевле, а часто уже и лучше нас. Если мы хотим иметь рабочие места, мы должны последовать примеру развитых стран, большинство которых, не признаваясь, в условиях глобального кризиса усиливает протекционизм.

         Слабость рыночных стимулов вынудит нас сочетать протекционизм с принуждением предприятий к технологическому прогрессу, сначала цивилизованными (через введение новых стандартов), а при непонимании – и административными методами.

         При необходимости увеличить число занятых или создать производства товаров, которые в мире производятся менее, чем тремя независимыми производителями (это условие экономической безопасности), и нежелании частного бизнеса решать эти проблемы придется создавать госпредприятия (в случае их нестратегического характера – для последующей приватизации).

         Необходимо освободить малое предпринимательство от административного гнета. Производительные, не спекулятивные предприятия с менее чем 20 занятыми (в сельском хозяйстве – менее чем 50 занятыми) должны на 5 лет полностью освобождаться от всех видов налогов и обязательных платежей. Это исключит возможность налогового террора и расширит возможности самозанятости.

         Переход от регрессивного обложения доходов граждан, при котором с человека пытаются содрать тем больше, чем он беднее, к нормальному для всего мира прогрессивному обложению выведет десятки миллионов россиян из «тени» и прекратит пенсионный кризис.

         Необходимо свободное занятие пустующих сельхозземель. Любой гражданин России должен получить право занять брошенную землю сельхозназначения (до 1 гектара на семью) не только на Дальнем Востоке. По факту обработки она должна оформляться в бесплатную долгосрочную аренду, по факту непрерывной обработки в течение 10 лет подряд – передаваться в собственность.

         Бухгалтерский и налоговый учеты следует объединить, как во всем мире. Все нормативные документы, относящиеся к налогообложению, надо упростить и сделать понятными среднему гражданину, - чтобы малый и средний предприниматель мог вести бухучет без помощи специалистов.

         Однако производство невозможно без спроса. Для его обеспечения стоит вспомнить, что государство (и бюджет) существует для граждан, а не наоборот. Нужна реализация права на жизнь – гарантирование реального прожиточного минимума всем гражданам. Это потребует увеличения годовых расходов бюджетов всех уровней примерно на 800 млрд. руб. в год, которые можно получить за счет ограничения коррупции и конфискации коррупционных средств, в крайнем случае – за счет резервов бюджета.

         Гарантирование реального прожиточного (а семьям с детьми – социального) минимума, дифференцированного по регионам (в зависимости от уровня цен, природно-климатических и транспортных условий при обеспечении одинаковых социальных стандартов) даст объективное основание всей политике межбюджетных отношений. Оно позволит прекратить хаос в этой сфере, так как все 2000-е годы регионы получают помощь по принципу «средней температуры по больнице», то есть приближения к среднероссийскому уровню, оторванному от объективных критериев.

         Наконец, производство требует рабочей силы. Надо остановить ликвидацию образования и здравоохранения, их превращение из инструментов созидания нации в бизнес по ее утилизации. Врач должен стремиться исцелять больного, а не выжимать из него доход, образование должно готовить творцов и профессионалов, а не «квалифицированных потребителей», а высшее образование должно быть полностью бесплатным, - а если кому-то не нравится пример Советского Союза, то пусть ориентируется на Германию.

Эти меры преобразят Россию в первый же год. Мы не только получим колоссальный импульс развития, обеспечивающий прогресс даже в глобальной депрессии, но и сделаем наше общество качественно более справедливым, - а значит, более жизнеспособным и счастливым, чем сейчас.

Сcылка >>


Оцените статью