На смену клиповому сознанию приходит кликовое

Составляющие качества государства: измерение и вектора развития  2

Власть и общество

10.01.2017 21:05  6.8 (5)

Александр Большаков

2068

Составляющие качества государства: измерение и вектора развития

Статья посвящена основным измерениям государства, обуславливающим его качество: экономике, институтам, проводимой политике и культуре; акцентируется внимание на необходимости контроля за этими составляющими и синергии силы  государства  и его потенциальных возможностей; показываются инструменты и модели, позволяющие измерять это качество. Представлены: профиль государства в составляющих "экономика-институты-политика-культура", модель взаимосвязи и взаимообусловленности экономического, институционального, политического (идеологического) и кодов культуры, SWOT-матрица качества государства (пример), формулы для интегральной оценки его качества. 

Типологии и классификации государств различны и их группировка (кластеризация) зависит от множества факторов: уровня экономического развития, культуры и религиозных традиций, политического и институционального устройства, географии, демографии, распределения социологических страт и классов, внутренней и внешней истории  (предистории). Более того, эти группировки (кластеры) могут быть подвержены переформированию, что мы наблюдает на протяжении всей мировой истории. Гипотезы такого переформирования различны, достаточно вспомнить социологические, классовые,  историологические теории, теорию пассионарности Л.Н.Гумилёва и пр. Например, в 1952 г. французский учёный Альфред Сови предложил группировать страны в следующие группы: 1 - экономически развитые капиталистические индустриальные страны, 2 - страны Общего Варшавского Договора (ОВД), 3 - развивающиеся страны. Некоторые исследователи беднейшие страны Африки и Азии относят к странам четвёртого мира.

В связи с вышесказанным, учитывая динамичность истории и политической географии, нынешние кризисные явления в Европе, Африке, Ближнем Востоке, полезна разработка принципов, методов, индикаторов (показателей), оценивая которые можно было бы не только позиционировать страну в поле 3-4 переменных, а в более глобальном аспекте. Более того, актуальной становится задача выделения вектора развития государства с учётом данного состояния экономики, институтов общества, политики, культуры.

Хочется надеяться, что данная статья, даст импульс для дальнейшего развития данной темы.

В таблице 1 представлен профиль государства (государственного устройства) в  четырёх сферах его жизнедеятельности и функционирования: экономическом, институциональном, политическом, культурном. Идеологическое измерение автором рассматривается как синтез политического и культурного.  Позиционируя каждый из индикаторов сферы в соответствующей матрице, можно оценить интегральное качество государства и жизни народа. Очевидно, что не исключаются и варианты, когда привитые культурой ценности ведения натурального хозяйства и бедности (как, например, для большинства жителей Непала, Конго, Нигерии и прочих стран "третьего" мира) принимаются большинством, как нормальные. Если провести мысленный, а может быть и натуральный эксперимент, попросив жителя такой страны походить на работу в Париже, Москве или Санкт-Петербуре с 8.00 до 17.00 в течение года в рабочий цех или даже в офис, думаю, что он, с очень высокой вероятностью, не выдержит этот год, а если и выдержит (за хороший заключённый контракт), то "убежит" из этого офиса, как из ада. Именно поэтому, европейская политика мультикультурализма к началу XXI века потерпела крах. Люди, привыкшие жить бедно, но в относительной свободе от всего угнетающего (нет работы, нет начальства, нет режима, нет "кнута"), так сложно вписываются в индустриальный бизнес-порядок западной культуры с высокой производительностью, дисциплиной и качеством труда. Удаётся такое вписывание в чуждую человеку культуру - меньшинству. И в этом смысле, неизвестно, кто более счастлив: непальский бедный пастух, живущий в горах на свежем воздухе без непосредственного начальства при своём натуральном хозяйстве, или офисный работник, получающий ежедневно стрессы и покупающий в магазинах геномодифицированную продукцию.

Таблица 1. Профиль государства: "экономика-институты-политика-культура"

Индикатор государства

Доминанты достижений  и возможных конфликтов

Характеристика

Экономические достижения

ВВП и ВНП на душу населения

Рост - Стабильность - Спад

Конфликтность страт общества высокая - средняя -низкая

Качество и уровень жизни населения

Рост -Стабильность- Спад

Удовлетворяет большинство - не удовлетворяет большинство

Конкурентоспособность экономики в сравнении другими передовыми экономиками

Есть возможности и мотивы повышения - нет возможностей и мотивов повышения

Конфликтность высокая - Конфликтность низкая

Производительность труда

Рост - Стабильность - Спад

Есть мотивы и стимулы к росту - Нет мотивов и стимулов к росту, или они ничтожно слабые

Качество труда

Рост - Стабильность - Спад

Есть мотивы и стимулы к росту - Нет мотивов и стимулов к росту, или они ничтожно слабые

Показатель интегральной экономической эффективности

Рост - Стабильность - Спад

Есть мотивы и стимулы к росту - Нет мотивов и стимулов к росту, или они ничтожно слабые

Стоимость человеческого капитала на душу населения

Рост - Спад

Есть мотивы и стимулы к росту - Нет мотивов и стимулов к росту, или они ничтожно слабые

Встроенность в мировую экономику (качество мароэкономики и макроэкономической логистики государства)

Склонность к снижению - Склонность к повышению

Есть мотивы и стимулы к повышению - Нет мотивов и стимулов к повышению, или они ничтожно слабые

Уровень коррупции

Отн. низкая - отн. высокая

Есть мотивы и стимулы к снижению - Нет мотивов и стимулов к снижению, или они ничтожно слабые; Коррупция облегчает или усложняет жизнь большинства? Коррупция облегчает или усложняет жизнь элит?

Место страны в рейтингах

Относительно низкая - Относительно высокая

Значимо для страны - Малозначимо

Финансовые и экономические рейтинги

Относительно низкие - средние-  Относительно высокая

Значимо для страны - Малозначимо

Отраслевая структура экономики, доля сырьёвой экономики

Отн. низкая-средняя-высокая

Значимо для страны - Малозначимо

Уровень производства основных видов товаров на душу населения

Отн. низкий-средний-высокий

Значимо для страны - Малозначимо

Объём инвестиций в страну

Отн. низкий-средний-высокий

Значимо для страны - Малозначимо

Импорт

Отн. низкий-средний-высокий

Значимо для страны - Малозначимо

Экспорт

Отн. низкий-средний-высокий

Значимо для страны - Малозначимо

Институциональные достижения

Институт семьи

Взаимопомощь, забота - контракт, расчёт

Значимо - малозначимо

Институт совместного труда (работа)

Функция - дисфункция,

Благо "цель и решение" - благо "деньги"

Значимо - малозначимо

Институты государства (суд, полиция, прокуратура и пр.)

Градация и порядок - Деградация и коррупция

Значимо - малозначимо

Духовные институты

Бескорыстность служения - Корыстность служения

Значимо - малозначимо

Образовательные институты

"Благо" для всех желающих - Сервисная контролируемая и управляемая из центра услуга

Значимо - малозначимо

Социально-экономические институты поддержки населения

Функционируют - Не функционируют или плохо функционируют

Значимо - малозначимо

Политические институты

Работа во благо государства - Личная польза для себя

Значимо - малозначимо

Институты здравоохранения

Помощь и благо для человека - услуга

Значимо - малозначимо

Социальные воспитательные институты

Коллективизм, патернализм - Индивидуализм

Значимо - малозначимо

Этнические институты

Конфликтуют открыто - Открыто не конфликтуют

Значимо - малозначимо

Политические достижения

Внутри страны

Достижения есть - достижений нет или они ничтожно малы

Благо для меньшинства - Благо для большинства

Во взаимодействии с другими странами

Достижения есть - достижений нет или они ничтожно малы

Конфликтов мало - Конфликтов много

Уровень патернализма

Низкий - Высокий

Благо для общества - Благо для элит (ы)

Уровень демократии и либерализма

Демократия как власть народа - Демократия как власть "денежного мешка"

Порядок и относительное спокойствие есть или его нет

Значимость монарха и монархии

Низкая (имитация) - Высокая

Монарх как "Помазаник Божий" - Монарх как кукла и марионитка

Уровень авторитаризма

Низкий - Высокий

Во благо большинства и стабильности- Во благо меньшинства и стабильности

Уровень тоталитаризма

Низкий - Высокий

Во благо большинства и стабильности- Во благо меньшинства и стабильности

Уровень политической синергии общества

Низкий - Высокий

Политическая синергия принимается большинством - Не принимается большинством

Политическая (идеологическая) конфликтность

Низкая - Высокая

Во благо развития общества - Во благо личных интересов

Культурные достижения

(в аспекте доминирующих кодов культуры государства)

Культурные материальные достижения (за период времени)

Мало - Много

Значимые - Малозначимые

Культурные художественные достижения (за период времени)

Мало - Много

Значимые - Малозначимые

Культурные духовные достижения, в т.ч. религиозные (за период времени)

Мало - Много

Значимые - Малозначимые

Культурные научные достижения (за период времени)

Мало - Много

Значимые - Малозначимые

Культурные образовательные достижения (за период времени)

Мало - Много

Значимые - Малозначимые

Культурные социальные достижения (медицина, забота о старшем поколении и пр.), за период времени

Мало - Много

Значимые - Малозначимые


Также очевидно, что перечисленные выше сферы общества взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга (рис.1). Показанные сферы во времени могут видоизменяться, может меняться главная доминанта, дающая стимулы и мотивы для развития или, наоборот, деградацию остальных трёх. Главное, на наш взгляд, заключается в том, что, гармония, синергия от отмеченных составляющих государства должна способствовать его эволюционному росту, эффективности, снижению социальной напряжённости.

 

Рис. 1 Модель взаимосвязи и взаимообусловленности экономического, институционального, политического (идеологического) и кодов культуры

Например, согласно марксистской теории,  экономическая формация являлась главным базисом и обуславливала всё остальное: политику, культуру, институты общества. Экспериментальная апробация такой модели привела, к сожалению, к известным всем, негативным итогам и последствиям. Теократические государства  Ближнего Востока, в которых доминирует духовная культура Ислама, также конфликтны по своей природе, что мы и наблюдем в современной истории в формах военных конфликтов. Институциональные государства "развитых демократий" Запада также не лишены недостатков, большинству думающих людей  понятна  деятельность их "либеральных" СМИ, технологии выборов, реальная эксплуатация работников с громадной прибавочной стоимостью, которую никто пока ещё не отменял, со времён К.Маркса. Современную институциональную экономику    "развитых демократий" автор называет - экономикой заказа. Заказывать можно всё: политическое лидерство, рейтинги, статьи в газетах и журналах, военные конфликты в различных регионах мира, миграцию, парады  воинствующих геев и лесбиянкок,  не говоря уже о криминальных заказах при  "развитых" свободах Запада. Более того, заказать можно новый "передовой" институт общества, который будет финансироваться, получать гранты, и в кресла которого, сядут нужные для этого института люди. Достаточно открыть любой западный сайт неправительственных и правительственных организаций и посмотреть, сколько людей "кормятся" в таких институтах общества, не производя никакого значимого материального или интеллектуального продукта.

"Развитые институты" Запада призваны следить за возникающими  конфликтами, регулировать кризисные ситуации, но возникает обратная ситуация, институты бюрократизируются, финансовое обеспечение их становится всё более значимым,  а ситуация в странах Западной Европы, к сожалению,  становится всё более взрывоопасной. Отсутствие официальной государственной идеологии (идеология "де юре"), которая во многих странах конституционально запрещена (и у в РФ, в том числе), заменяется реальной идеологией (идеологией "де факто") - идеологией конкуренции, права сильного и влиятельного, идеологией наживы. Такие категории, как совесть, нравственность, бескорыстие, взаимопомощь и пр. употребляются на Западе как маскировка реального состояния дел. Многие исследователи (М. Хазин, А. Дугин, С. Кургинян и др.) полагают, что XXI-XXII век станет веком перелома глобальной парадигмы. Данные размышления автора, надеюсь, что также имеют право на существование. Осмелимся показать свой взгляд на данную проблему, и способы разрешения. Осознавая несовершенство человеческой природы, власти и государства, тем не менее, позволим себе ряд тезисов, которые могут и должны подвергнуться критике.

  1. Необходим периодический мониторинг качества государства по индикаторам (показателям) четырёх базовых сфер: экономической, институциональной, политической и культурной. Пример таких индикаторов приведён в таблице 1 и не является истиной в последней инстанции. Набор индикаторов (показателей) должен гласно обсуждаться и законодательно закрепляться.
  2. Каждая сфера должна иметь свой интегральный показатель качества по всем выделенным показателям. Такие показатели можно вычислить по формулам:

- для сферы "экономика"   IQE = ( ∑ SEi × SIGNEi) / ∑ SIGNEi ;

- для сферы "институты общества"   IQIS = ( ∑ SISi × SIGNISi) / ∑ SIGNISi  ;

- для сферы "политика"   IQP = ( ∑ SPi × SIGNPi) / ∑ SIGNPi ;

- для сферы "культура"   IQС = ( ∑ SСi × SIGNСi) / ∑ SIGNСi ;  где

IQE, IQIS, IQP, IQС - интегральные оценки качества функционирования государства (за выделенный период времени) по сфере "экономика" (IQE), по сфере "институты общества" (IQIS), по сфере "политика" (IQP), по сфере "культура" (IQС);

SEi , SISi , SPi , SСi - оценки качества функционирования государства по индикаторам (показателям) для сферы "экономика" (SEi), для сферы "институты общества" (SISi), для  сферы "политика" (SPi), для сферы "культура" (SСi);

SIGNEi , SIGNISi , SIGNPi , SIGNСi -  значимости индикаторов (показателей) для сферы "экономика" (SIGNEi), для сферы "институты общества" (SIGNISi), для  сферы "политика" (SIGNPi), для сферы "культура" (SIGNСi).

            Показатели и оценки  сфер государства могут быть рассчитаны аналитически, как например для ВВП или НВП, с последующим сведением абсолютных величин к единой шкале баллов по принципу (минимум-максимум). Это может быть пяти, десятибалльная или другая шкала. Оценки также могут быть получены методом экспертного анализа или опроса, тестов. Есть и третий способ, с помощью профиля государства (см. таблицу 1).

            Например, раскроем таблицу-матрицу 2. Рассматриваем первый индикатор экономической сферы - ВВП или НВП на душу населения. Возможные доминанты развития: Рост - Стабильность - Спад. Конфликтность страт общества: высокая -низкая. Формируем матрицу. По горизонтали (столбцы) будем позиционировать конфликтность страт общества. Пол вертикали (строки) будем позиционировать динамику ВВП или НВП (рост, стабилизация, спад).

Таблица 2. Оценка конфликтности страт общества (пример)

Характиристики

Высокая конфликтность

Низкая конфликтность

Рост ВВП

Признак высокой

коррупционности власти и хорошей управляемости в пользу элит и власти, оценка 1

Нормальная ситуация, оценка 5

Стабильность ВВП (в достаточно длительно периоде)

Признак

коррупционности власти, неопределённость ситуации, оценка 2

Нормальная ситуация, оценка 4

Спад ВВП

Признак деградации государства, оценка 1

Слабость экономики, управления, политики, терпимость народа, оценка 3


            ВВП или НВП просчитываются достаточно просто правительственными и другими организациями, конфликтность страт общества определяют социологи по соответствующим заказам. Аналогичным образом можно провести позиционирование по всем показателям (индикаторам) таблицы 1, расставив соответствующие оценки по пятибалльной или десятибалльной шкале. Структуру матриц таблицы 1  можно видоизменять, учитывая специфику и уровень неопределённости  ситуации. 

  1. Определение значимости показателя (индикатора, см. п.2). Один из важнейших      этапов. На определённых временных фазах развития общества и государства значимость экономики, политики, культуры, институтов общества может меняться. В определённых ситуациях (общий фон экономики, отсутствие войн, кризисов и пр.) свободная рыночная экономика без излишних вмешательств государства, начинает играть роль драйвера развития государства (пример, США).

            В иных ситуациях, институты государства (пример, Сингапур) начинают играть роль драйвера развития, особенно с наличием сильного лидера, которые поднимают и экономику и культуру государства.

            Пример Китая показывает что культура, традиции и менталитет играют роль стабилизатора и инициатора изменений, при котором не происходит радикальных конфликтов. И в этом смысле культура - драйвер развития государства, которая поднимает и экономику и институты общества (при руководящей роли коммунистической партии). Культура Китая, как и множества азиатских стран, в большинстве своём, не приемлет политических и иных конфликтов, равно как и не приемлет предательства со стороны старшего ("отца"- представителя государства). Эти конфуцианские традиции, позволяют относительно спокойно строить государство, и жестоко обращаться с "отцами" - коррупционерами-предателями общества (в их внутреннем понимании).

            Значимость экономики, политики, институтов государства, культуры общества может быть различной и обуславливаться в большей степени предисторией (этнической и религиозной историей, традициями, верованиями, нормами поведения) данного государства. Если в государстве присутствует конфликт по перечисленным выше составляющим, государство, как правило, не имеет исторической перспективы быть крепким и единым "в духе", экономике и культуре.

            Значимость показателей сфер экономики, институтов общества, политики, культуры (SIGNEi , SIGNISi , SIGNPi , SIGNСi ) может со временем меняться и обуславливаться внешними экономическими и политическими факторами. Возможны варианты, когда значимость сферы более или менее стабильна и не подвержена внешним влияниям. Для моноэтнических государств с едиными верованиями (религией) это более характерно. Для полиэтнических - менее.

            С учётом вышеизложенного, оценочный балл значимости показателя (индикатора) должен проставляться экспертными методами, с учётом предистории, реальной экономической, политической, культурной ситуации.

            Многие исследователи, например известные культурологи В.С.Стёпин, А.С. Запесоцкий и др., считают что основа общей культуры социума (государства) - это не сама культура, которая может быть (или стать) мультикультурной, а культурные коды этнического или едино-социального базиса общества. Если базис демографически или исторически (из-за войн, геницида и пр.) деформируется или исчезает, то и исчезают культурные коды, а с ними и язык, нормы поведения, традиции, верования и пр. Исчезает этнос. Именно поэтому в таблице 1 прописано не понятие культура, как расплывчатое понятие (существует порядка 800 определений термина "культура"), а культурные коды, присущие ядру общества и государства.

            Итак, мы показали, что можно формально измерить состояние экономики, политики, институтов общества и его культурных кодов. Определить доминанту, с помощью которой можно дать развитие всему государству. С помощью формул оценить реальное состояние государства, его слабые и сильные стороны, потенциальные возможности развития и угрозы.

  1. Расчёт интегрального показателя и принятие окончательных решений.

По формулам п.2 сначала необходимо рассчитать интегральные оценки для отдельных сфер (экономика, институты, политика, культура). Далее надо сравнить полученные результаты с идеалом. Если оценивать сферу по 5 шкале, то реальный результат надо сравнивать с баллом 5. Таким образом, можно увидеть уровень слабины или силы сферы государства. Увидеть, на сколько, сфера хуже или лучше идеальной. Критерии принятия решений могут быть различны, например, если в экономике значение интегральной оценки попадает в диапазон от 0 до 2, то ситуация в экономике плохая. Если вычисленная интегральная оценка попадает в диапазон от 2,1 до 3, то экономика слабая (склонна с слабине). Если интегральная оценка попадает в диапазон от 3,1 до 4, то экономика склонна к росту. Если интегральная оценка попадает в диапазон от 4,1 до 5, то дела в экономике относительно хороши. Возможны и другие критерии принятия решений. Показанная градация интегральных показателей представлена как пример.

            Если рассчитанные интегральные показатели по сферам, имеют относительно малый разброс, то можно рассчитать общий интегральный показатель, включающий в себя экономику, институты, политику и культуру (всё более или менее в порядке, или наоборот). Аналогично предыдущему принципу. Если рассчитанные интегральные показатели по сферам деятельности имеют большой разброс, то данное действие не имеет смысла, т.к. надо улучшать слабую сферу. В этом может помочь традиционная SWOT-матрица. (сила-слабость- возвожности развития- угрозы государству).

  1. SWOT- анализ (см. табл.3). Пример. Обычно проводится по результатам предыдущих расчётов интегральных оценок по отдельным сферам: экономика, институты, политика, культурные коды. Ограниченность объёма статьи не позволяет аргументировать и свести все расчёты в единую таблицу. Поэтому позволю себе провести данный анализ (на примере РФ) экспертным методом. Пример SWOT- анализа показывает, что существует четыре основных вектора развития: поле СИВ (сила государства синергично взаимодействует только со значимыми потенциальными возможностями его развития); поле СИУ (сила государства против угроз); поле СЛВ (потенциальные возможности развития государства должны быть быть ориентированы против его слабостей); поле СЛУ (сила и возможности государства должны быть направлены против слабостей).

Таблица 3. SWOT-матрица качества государства (пример)

 

 

 

МАТРИЦА SWOT (сила-слабость-возможности-угрозы)

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ (В):

Расширение связей с дружественными нам странами; расширение рынков сбыта; интеллектуальный потенциал, развитие инновационных технологий

УГРОЗЫ (У):

Коррупция;

Слабость управления;

Семейственность власти и бизнеса;

Низкая компетентость и алчность чиновников;

Угрозы от внешних стран.

 

СИЛА (СИ):

Культурные коды ценностей соборности и общинности, коллективизма,

политика единства страны,

"едины и сильны группой",

Интеллектуальный потенциал

 

СИВ.   РЕШЕНИЕ:

Поиск сильных групп;

Выявление и поиск талантливых людей, финансирование и делегирование им части бизнеса и власти

СИУ.   РЕШЕНИЕ:

Объединение элитных интеллектуальных групп против коррумпированной власти; законное взятие власти на местах; немедленное отсечение "примкнувшихся" и лживых

СЛАБОСТЬ (СЛ): 

Экономика

Институты

Жажда наживы не по труду, зависть, алчность, ленность

СЛВ.   РЕШЕНИЕ:

Поиск, выявление привлечение нравственных, умных во властные структуры. Разработка технологий такого поиска.

СЛУ.  РЕШЕНИЕ: Синергия силы и потенциальных возможностей государства, в аспекте потенциала экономики, институтов общества, проводимой политики с учётом доминирующих культурных кодов


Показанная методология оценки качества государства, может быть использована не только при принятии политических, но и  экономических (социально-экономичексих), социокультурных ответственных решений. Очевидно, что данная тема требует дальнейшего развития в дополнительных аспектах её рассмотрения.

Организация периодического мониторинга качества и оценок процессов по отмеченным четырём составляющим, покажет слабину составляющих государства и пути выхода из кризиса. При условии воли власти к изменениям в пользу большинства и без значимого ущемления прав и свобод, наиболее обеспеченных страт общества.


Оцените статью