Михаил Хазин – Россия при Трампе

Авторы публикаций

Эксперты и сообщества

Федерализм и прогрессивное сопротивление в Америке

Аналитика и прогнозы

10.01.2017 08:18  10 (1)

Лаура Тайсон

885

Федерализм и прогрессивное сопротивление в Америке

БЕРКЛИ – 2016-й стал годом нарастающего популизма в США, Великобритании и многих других развитых странах. На фоне стагнации доходов, сужения экономических перспектив и потери веры в прогресс, что усиливает повсеместное недовольство, избиратели начали поддерживать кандидатов, которые обещают вернуть власть «народу» и встряхнуть систему, «коррумпированную» политическими лидерами основных партий в пользу «элит». В США топливом для электорального огня послужили также рост этнического разнообразия, тлеющее расовое напряжение, изменение социальных норм.

Длительная эрозия доверия к федеральному правительству США достигла кульминационной точки с победой Дональда Трампа на президентских выборах в ноябре. У президента Барака Обамы был высокий рейтинг поддержки, но при этом только 19% американцев верили, что федеральное правительство действует правильно. Учитывая традиционные республиканские приоритеты, проявившиеся, например, в выборе членов будущей президентской администрации Трампа, программы федерального правительства (за исключением обороны), скорее всего, пойдут под нож. Ирония в том, что сокращение расходов на здравоохранение, образование, профессиональную подготовку и экологию на фоне значительного регрессивного снижения персональных и корпоративных налогов, приведёт к дальнейшему обогащению «элиты» в ущерб программам, которые сейчас приносят пользу большинству домохозяйств.

The Year Ahead 2017 Cover Image

Однако серьёзные социальные и экономические проблемы, которые помогали решать эти федеральные программы, никуда не исчезнут. Ответственность за них теперь просто в большей степени ляжет на плечи местных властей, которым придётся искать инновационные пути их решения. Более того, ответом на «трампизм» является именно «прогрессивный федерализм»: достижение прогрессивных политических целей путём использования значительных полномочий, делегированных региональным (субнациональным) властям в федеральной системе США.

По данным ежегодного опроса Gallup, большинство американцев по-прежнему доверяет правительствам штатов (62%) и местным властям (71%), считая, что они решают их проблемы. По данным исследования, проведённого Pew в 2014 году, 60% респондентов были удовлетворены качеством управления на местном уровне, но только 25% были довольны направлением национальной политики. Конституция США позволяет штатам в индивидуальном порядке действовать в качестве, говоря словами судьи Брэндайса, лабораторий демократии: экспериментировать с инновационной политикой, не создавая при этом угроз для всей страны.

Имеется богатая и длительная история успеха подобных экспериментов. Правительства штатов и местные власти были инициаторами создания государственной системы начального и среднего образования, а также региональных колледжей и университетов. Калифорния, Вайоминг и другие штаты первыми предоставили женщинам право участия в выборах. Их пример способствовал принятию 19-й поправки (избирательное право для всех взрослых женщин). Программы содействия переходу от социальных пособий к самостоятельным трудовым заработкам (welfare-to-work) в Мичигане и Висконсине cтали моделью для федеральной реформы социального обеспечения при президенте Билле Клинтоне, а программа Obamacare основана на системе здравоохранения, введённой в Массачусетсе губернатором-республиканцем Миттом Ромни.

С 2000 по 2014 годы, благодаря различным мерам в сфере энергетической политики (от общих планов климатических действий до обязательных стандартов возобновляемой энергетики), 33 штата сократили выбросы углекислого газа, одновременно повысив темпы роста экономики. В самое последнее время в некоторых штатах была введена система торговли квотами на выбросы парниковых газов (cap-and-trade); многие штаты уже заняты выполнением задач, которые поставлены в Плане чистой энергетики, предложенном Обамой. Половина штатов США в той или иной форме уже легализовала марихуану, при этом в восьми штатах она полностью легализована. В трёх штатах приняты законы об оплачиваемом отпуске по уходу за ребёнком, а вскоре их станет уже четыре. 19 штатов шагнули в 2017 год, увеличив размер минимальной зарплаты.

Этот список можно продолжать. Успешные примеры прогрессивного федерализма можно увидеть в самых разных сферах – здравоохранение, тюремная реформа, высшее образование, профессиональная подготовка, поддержка предпринимательства, защита и социальная поддержка работников в экономике с внештатной занятостью (gig economy), госконтракты, предполагающие оплату только в случае успеха проекта (pay-for-success). Во всех этих примерах кооперация, сотрудничество и компромисс (между частными и государственными игроками, между коммерческими и некоммерческими организациями, между республиканцами и демократами) являются необходимыми элементами успеха. И эти же элементы лежат в основе огромного количества примеров политических инноваций и гражданского участия в управлении на местном уровне, которые описывает Джеймс Фэллоуз в своей недавней статье и в готовящейся к выходу книге.

Для содействия инновациям в политике на уровне штатов и местных властей, федеральное правительство часто берёт на себя роль венчурного капиталиста, ставя поддающиеся оценке задачи и предоставляя стимулы, а не диктуя решения. Обама активно продвигал такой подход: конкурсы между штатами (например, программа Race to the Top Министерства образования), федеральные «гранты на социальные инновации» для местных властей, расширение программы Medicaid. Будущий вице-президент Майк Пенс гордится тем, что, будучи губернатором Индианы, согласился на расширение программы Medicaid. Однако, по состоянию на октябрь 2016 года, 19 штатов (в основном на юге страны и на Среднем Западе) решили в этом проекте не участвовать, тем самым, лишив медицинской страховки более 2,5 млн человек с низким уровнем доходов.

У Калифорнии шестая по размерам экономика в мире, население почти 40 млн человек (и оно выглядит как будущее Америки), единое и ответственное демократическое правительство, поэтому этот штат является образцом того, что может достичь прогрессивный федерализм. Он был лидером процесса расширения прав женщин, наёмных работников ферм, иммигрантов и секс-меньшинств. Одновременно он находится в авангарде защиты окружающей среды и борьбы с изменением климата, начиная с введения жёстких стандартов энергопотребления и автомобильных выхлопов (эти нормы стали федеральным законом в 2016 году) до пилотных проектов квотирования выбросов углекислого газа. Губернатор Джерри Браун недавно пообещал, что, если администрация Трампа сократит федеральное финансирование спутников, собирающих данные о климате, Калифорния «запустит собственный спутник».

Калифорния может также стать лидером прогрессивного сопротивления или «некооперационного федерализма», отказавшись выполнять федеральные решения, с которыми штат не согласен. Многие города в Калифорнии и сам штат уже выступают в роли «юрисдикций убежища»: они защищают иммигрантов без документов от депортации, ограничивая своё сотрудничество с федеральными властями. По закону  иммиграционная полиция находится в сфере ведения федерального правительства, но на практике ей не хватает адекватных ресурсов. Масштабные сокращения расходов и персонала, обещанные Трампом, лишь усилят этот дефицит, заставляя федеральное правительство ещё сильнее полагаться на местные власти в данной работе. Сигнализируя о своём несогласии, парламент Калифорния недавно принял к рассмотрению новые законопроекты: о финансировании услуг адвокатов для иммигрантов, оспаривающих депортацию, и о запрете (на конституционных основаниях) использования ресурсов штата и муниципалитетов для иммиграционной полиции.

Fake news or real viewsLEARN MORE

Трамп уже пригрозил сократить федеральное финансирование «юрисдикций убежища». Но такая тактика давления сильно осложнилась после недавнего решения Верховного суда, ограничившего право федеральных властей выдвигать условия финансирования с целью «принудить» власти штатов к выполнению федеральных решений.

Мы можем запомнить 2016 год как год возвращения популизма к власти в США. А можем – и как год начала новой эры прогрессивного федерализма и сопротивления во главе с местными властями, которым граждане доверили дело улучшения своей жизни и жизни своих локальных сообществ.

Источник

Оцените статью