Никогда мы не будем братьями

Чему не учат в школе  59

Глобальные проекты

14.04.2017 09:06

Иван Магрегор

345

Чему не учат в школе

Здравствуйте, дорогие принцессы Селестия и Луна. Вы не понаслышке знаете об образовании подрастающих поколений и о важности его современности и полноты. К сожалению, наша система образования покамест очень далека от такого понимания, что совсем неудивительно если знать кто у нас управляет образовательными процессами и какие он ставит пред собой цели. Но мне цели этих не очень хороших людей немного до лампочки, у меня есть свои, и в свете оных я вижу громадные прогалины в очень насущных и нужных современному молодому человеку знаниях, которые система образования просто обязана заполнять.

Нет-нет, я не собираюсь лить крокодильи слезы вокруг ЕГЭ. Мне деструктивность и вредительство в этой сфере настолько же очевидна насколько очевидна необходимость скорейшей ликвидации ЕГЭ, причем желательно с выходом на почетную пенсию всех его авторов и лоббистов. Рассуждать на тему вредительства ЕГЭ - целиком прерогатива капитана очевидность, это ровно то же что рассуждать о вредительской сущности поджогов и диверсий: ну да, диверсия, и что дальше? Да так, ничего. Подумаешь, амбар сожгли и поезд взорвали. Не со зла же.
Не буду я валять в пыли и так вывалянную тему о единых учебниках истории. Военрук учит стрелять, а учитель истории учит в кого. Если государство не будет учить, то ничего страшного: под руководством очумелых ручек подрастающие поколения доброжелатели научат стрелять в само это государство. Если нашему государству эти аксиомы до сих пор невдомек, то кто ж ему лекарь? Нет, я не хочу предлагать или обсуждать банальнейшие истины, понятные и так по умолчанию. Я хочу поговорить о тех предметах и тех знаниях, которые очень нужны современному человеку, но добывать которые он вынужден на собственном горьком опыте, и только считанные единицы смогут добыть их эмпирическим путем и применить раньше чем придет пора идти на пенсию.

ЛОГИКА

Когда-то давно когда деревья были большими, а руководство страны вот так вот брало и выполняло свои обязанности, занимаясь ее развитием, логика была обязательным школьным предметом. Логика помогает человечию делать стройные умозаключения и подвергать сомнению нестройные, которые могут объяснить все беды клятыми москалями или Путиным. Это хороший предмет, но даже он сегодня немного устарел и требует серьезной модификации.

Большинство человечия в своем мышлении сегодня пользуется дискретной бинарной логикой, которая сводится в итоге к состоянию ДА или НЕТ, ИСТИНА или ЛОЖЬ, ХОРОШО или ПЛОХО. Это логика Аристотель-стайл, и она очень неплоха для систем и явлений, в которых существует однозначная определенность, т.е. в ответе ДА или НЕТ есть однозначность и нет никаких сомнений. Но в условиях неопределенности, недостаточности информации и противоречивости мнений, которые имеют место быть в большинстве систем и явлений человеческой картины мира, такая логика начинает давать серьезные сбои. Некоторые и очень немногие люди таки могут к моменту зрелости своего разума научиться обходить этот рассадник багов и мыслить на базе более совершенной логики, но мышление большинства людей в условиях неопределенности и противоречивости начинает серьезно буксовать, особенно если они по хардкору упоролись каким-то каноном, учением, концепцией. И потому юное человечие нужно учить не бинарной дискретной логике, которая обязательно требует себе какого-то абсолютного не подлежащего сомнению канона и ставит разум на службу этому канону, а ее более продвинутой версии - непрерывной логике, которая делает любые концепции и каноны лишь вспомогательными инструментами для разума, которыми они по идее и должны были быть.

326cc81d
Непрерывная логика отличается от дискретной тем что ее состояния не являются однозначными и полярными ДА или НЕТ, но находятся в промежутке между ними. Такая логика не дает однозначных ответов, в ней ИСТИНА и ЛОЖЬ всегда присутствуют в ответе, но в разных пропорциях, например, 86% ИСТИНА и 14% ЛОЖЬ. Это логика неопределенности, вариативности, многовариантности и вероятности, и она гораздо больше подходит для описания и понимания сложных систем и явлений, и там, где дискретная логика с места в карьер буксует безбожно (ты с нами или против нас, признаешь или не признаешь учение, поддерживаешь или не поддерживаешь политику), непрерывная логика легко и непринужденно позволяет разложить по полочкам состояния благодаря сегрегации и вариантности состояний ответа.

Такая логика позволяет разделять явление, систему, идею, учение на составляющее и оценивать их раздельно, при этом сохраняя явление как единое целое. Непрерывная логика позволяет делать логические выводы на основании неоднозначных ответов, неполноты информации, в сложных и сверхсложных системах. Между прочим, уровень интеллекта как раз и характеризуется способностью делать правильные выводы в условиях неполноты и противоречивости информации. Так что непрерывная логика позволяет человечию гораздо эффективнее использовать свой интеллект и выстраивать нетривиальные суждения. Такое интеллектуальное превосходство в методологии мышления даст нашей цивилизации значительное преимущество, ибо позволит гораздо эффективнее решать сложные и неоднозначные задачи.


МНОГОМЕРНАЯ ЭТИКА

Непрерывная логика позволяет применять и перспективную, универсальную этику, которую я назвал многомерной или многозадачной. Назвал я ее так оттого, что она пришла на смену одномерной линейной этике и настолько же функциональнее ее как многомерное пространство функциональнее линейного. Линейная этика предполагает рассмотрение поступков через призму запретов, законов, табу и предписаний. Они могут быть самыми различными - от "не убий" до запрета разбивать яйцо с тупого конца, но суть при этом неизменна: регламентируется список запретных или обязательных действий и методов. Такая линейная этика, построенная на дискретной логике, очень хороша в условиях простых, примитивных систем, понятных и однозначных, например, в условиях жизни античного или средневекового крестьянина. Но в условиях систем сложных и неоднозначных линейная этика, как и дискретная логика, начинает давать серьезные сбои и ввергать в когнитивный диссонанс. Уже в средневековье политическая жизнь была достаточно сложной чтобы вместиться в рамки линейной этики, например, религиозной. Конечно, люди пользовались этикой совсем другой, с элементами многомерной, примером чего можно назвать труды Маккиавелли, но большинство человечия до сих пор впадает в ступор когда нужно сделать этический вывод в условиях систем и явлений хоть сколь нибудь сложнее чем сферическая в вакууме ситуация.

Многомерная этика предполагает этическую оценку не просто методов поступка (согласуется или нет он с предписаниям), а его комплексную оценку, когда учитывается и мотивация, и метод, и результат (хотя бы более-менее просчитываемый) и его влияние и уместность в разрезе оперативных, тактических и стратегических целей как отдельного человека так и более крупных систем вплоть до человечия в целом. Многомерная этика не зацикливается на том чего конкретно делать можно, а чего нельзя, но оперирует понятиями наибольшего блага наибольшему количеству систем и наименьшего зла наименьшему количеству систем. Такая этика полагает допустимым и добрым делом причинение ущерба менее приоритетным задачам и системам в пользу более приоритетных, в рамках такой этики цель вполне оправдывает средства. Если это нужно, то воруй и убивай направо и налево. Но только если цель действительно оправдывает.

Многомерность задач

На самом деле такая этика отнюдь не революционна, и ее элементы активно использовались продвинутыми адептами даже жестко линейных этических систем, например, религиозных, просто лидеры мнений подгоняли принятое на основании многомерной этики решение под рамки линейной этики, обосновывая такое решение как правило вырванными из контекста цитатами из авторитетных источников и писаний, или же просто красивой демагогией. А в управленческой науке подобный принцип и вовсе уже давно записан как обязательный атрибут организационной работы, и именуется принципом координации.

Так отчего же до сих пор несмотря на давнюю известность науке, человеков упорно продолжают пичкать линейной этикой, в рамках которой зайчики хорошие и пушистые, а волки плохие и жестокие? Это открывает непаханное поле для эмоциональной манипуляции, и человечие при этом не сможет самостоятельно выстроить приоритеты и этическое решение без принесенного на блюдечке мнения авторитета. И бесконечный визг и обвинения: "а вы украли Крым, а вы тоже забрали всю Новороссию, а вы убили наших, а вы тоже убили наших, а наши солдаты на востоке умирают, а нацгвардия расстреливает пленных, и бла-бла-бла." С этой ситуацией одномерная этика не справится: и те и другие убивают, и те и другие стопроцентно используют грязные приемы и убивают гражданских (на войне так всегда бывает), и те и другие поддержаны из-за рубежа, но кто-то же должен быть прав? И не потому что наши или не наши, зрелый разум требует объективной этической оценки.

Обученный многомерной логике человек сможет ее дать самостоятельно. Так прав серый волк или пушистый зайчик? А каково состояние волка и зайчика, каково состояние их популяции, насколько волки и зайчики важны для общей экосистемы леса и гармонично ли их соотношение? Многомерная этика требует ответа что есть большее добро для экосистемы леса в данный момент, победа волка или зайца?
И с человеческим конфликтом то же самое: какими мотивами, какими структурами и какими планами движимы конфликтующие силы, и какие из этих планов наиболее оптимальны? Какая цивилизация более перспективна и более приоритетная и почему? Победа какой стороны несет наибольшее благо наибольшему количеству систем и наименьшее зло наименьшему количеству систем и как это увязано с глобальными целями? Это и есть многомерная этическая оценка - комплексная, осознанная и объективная.


МЕТОДОЛОГИЯ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ

Фактологическое обучение - это просто замечательно. Было. Когда-то давно когда знаний и фактов было достаточно мало чтобы уместить из значимую часть в отдельно взятой голове. Но сейчас знаний и фактов такое невообразимое количество, что даже небольшую их часть выучить невозможно. А еще у нас всплывает проблема той самой противоречивости мнений, например, герой С. Бандера или преступник. Конечно, мы можем воспользоваться синдромом утенка чтобы вовремя предоставить именно свою версию взглядов на мир, но мы сможем отразить лишь малую часть мнений и явлений, которая в лучшем случае будет костяком понимания, а ведь человек всю жизнь сталкивается с неизвестными ситуациями, для которых требуется поиск нужной информации. Мы не можем научить человека всему, но зато мы можем научить его грамотно учиться.

Мы должны обучить юное человечие четкому и понятному алгоритму действий когда оно сталкивается с неизвестным явлением, проблемой и информацией. Нужно чтобы человек понимал как именно искать нужную информацию при помощи официальных и неофициальных источников, при помощи библиотек и интернета, при помощи экспертов и общественного мнения.

Более того, необходимо привить массовому человечию навык проверки информации на достоверность. Кто выдал статью или книгу, какова его квалификация, каково о нем мнение профильных специалистов? Если математик пишет труд по истории, а рецензирует его физик, то стоит ли серьезно относиться к такому труду? Какая разница между документальным и художественным произведением, какие источники могут считаться научными, а какие в лучшем случае околонаучные, какие есть рассадники грабовых и как их различать. Нужно научить проверять и перепроверять информацию, привить понимание фэйков и методик их разоблачения.

Эти знания опытным путем продвинутые люди и так могут получить. Со временем. Если повезет. Но таких вопиющее меньшинство, а большинство до самой старости обречено мыкаться как слепые котята в море информации, иногда наталкиваясь на фоменок и петриков, отчего вынуждены переболеть ФГМ в острой форме, которая в запущенных случаях переходит в терминальную. Мы можем таким нехитрым способом оградить человечие от информационного мусора и научить его быстро и эффективно ориентироваться в море информации.




ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА

Уже прошли те золотые деньки когда о информационной войне можно было знать только профильным специалистам, а остальным хватало знать что галактеко опасносте только если над нами снова грянет гром, начнут летать самолеты и грохотать пушки. Сейчас человека, не понимающего что агрессия может проявятся и в не силовых плоскостях и методиках, можно считать неграмотным. Его страну будут яростно атаковать, но он и ухом не поведет: бомбы же не летают. Тем не менее, урон от информационных войн может быть куда как значительнее чем в войне горячей, просто эффект может растянуться на гораздо более длительный срок, что делает агрессию незаметной для обывателя.

Недостаток этих знаний юному человечию нужно обязательно восполнить чтобы привить обществу иммунитет от цветных революций, перехвата управления и научить распознавать скрытую агрессию. Теория информационных войн прекрасно раскрыта многими учеными и любителями, сейчас на выбор методистов доступны многие толковые исследования, причем категорийный аппарат их в последние годы довлеет к синхронизации и унификации. Подобный курс можно строить и на уже готовом видеоматериале, благо, материала этого к сему времени уже достаточно и даже можно выбрать. 

Да, полноценных специалистов по информационным войнам в школах не подготовить, но это и не требуется, достаточно чтобы у человечия было понятие способов и методов непрямого, скрытого и невоенного нападения чтобы они могли ориентироваться в современном мире и понимать откуда ноги растут.


ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Ну и раз уж зашел разговор о том откуда растут ноги, нелишним было бы вспомнить и о половом воспитании. Нет-нет, учить детей что и в какую дырку совать совершенно не нужно: это и так зашито в инстинктивных программах. И даже детей с девиантной тягой учить что и куда совать не нужно, они сами безо всякой посторонней помощи в этом разберутся и найдут куда им и чего. Просто человечие отчего-то считает, что половые отношения ограничиваются поступательно-возвратными движениями, что не совсем так, непосредственно половой акт - это лишь малая часть половых отношений, и за пределами полового акта, составляющего едва ли 1% от отношений, молодых людей поджидает много неясностей и непоняток, которые им стоило бы разъяснить чтобы им не пришлось в сотый раз скакать по одним и тем же граблям.

Молодым людям нужно знать как подбирать себе пару, как уживаться и находить общие цели и интересы, как знакомиться и ухаживать, как общаться, как развлекаться, как отличить приличную девушку от неприличной, как различать надежных и ненадежных парней, какие ждут противоречия и как искать компромиссы, какие могут быть трудности семейной жизни и как их преодолевать, как реагировать на супружескую неверность, как сохранять и как расторгать браки если не получилось, как воспитывать детей, как находить общий язык с родственниками, как жить в любви долго и счастливо. Эти знания позволят молодым людям гораздо проще социализироваться, избегать многих элементарнейших ошибок, а также улучшить качество и радость будущей семейной жизни.


СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Молодые люди спонтанно и инстинктивно формируют стайки и вступают в них в борьбу за лидерство. В принципе, этих знаний в условиях первобытно-общинного строя вполне достаточно для успешной социализации. Но с тех пор наше общество кагбэ немножко усложнилось, а знаний у молодых людей по прежнему достаточно только для небольших стаек. Этот пробел знаний необходимо обязательно заполнять.

Нужно учить молодое человечие как и почему именно так устроены и функционируют социальные структуры, как они появляются, набирают силу, исчерпывают себя и распадаются. Как устроена и как реализуется социальная иерархия в группах, какие бывают ее разновидности, зачем она существует и с чем ее едят. Как определять и выдвигать пригодных лидеров и как задвигать непригодных, как определять свою роль в стае и почему, как формировать объединения и структуры для нужных целей и как использовать их силу, как находить баланс между личными и общими интересами и как распределять личные и системные риски в тех или иных ситуациях и почему. Методы и способы принятия коллективных решений, поиск и выработка консенсуса, формирование актива и групп влияния, решение конфликтов, приведение к компромиссам, согласию и общественным договорам. Времена мелких стаек прошли вместе с каменными топорами и дубинами, нужно обязательно подготавливать юное человечие к взаимодействию в современном мобильном, динамичном и сетевом обществе.

Эти предметы позволят юному человечию гораздо проще познавать и приспосабливаться к современной жизни, избежать множества ошибок на своем пути и сделают его гораздо более осознанным, интеллектуальным, подготовленным и конкурентоспособным. Вместе с новым поколением значительные конкурентные преимущества получит и наша цивилизация за счет оптимизации своей внутренней структуры. Увеличение оптимальности тождественно увеличению гармонии, а путь гармонии - это наилучший путь, дорогие принцессы. Всегда верный, чешу вас за ушком.


Оцените статью