Пекинская речь Путина и Закон перемен
Пекинская речь Путина и Закон перемен

Жертвы злой русской мечты  14

История и культура

11.04.2017 13:00  8.4 (17)

Виктор Мараховский

2375

Жертвы злой русской мечты
Рецензия на х/ф «Время первых» 
 
Судя по кассовым сборам, вы скорее не посмотрели художественный фильм "Время первых", чем посмотрели.

За первые выходные картина собрала порядка 154 млн рублей (на момент, когда я это пишу, данные уточняются). То есть почти вдвое меньше прогнозов (280 млн руб.). Это - несмотря на поддержку (по крайней мере, формальную) Первого канала, несмотря на высокий рейтинг на Кинопоиске и на положительные в основном рецензии.

Почему отечественный зритель проявил слабый интерес - можно только строить предположения. Например, следующие:

1) Отечественный зритель подустал от "советских байопиков": по теме судеб знаменитостей 1950-1970-х слишком плотно поработали кинематографисты и особенно сериальщики, и зритель не смог заставить себя сходить ещё на одно кино о судьбах полувековой давности.

2) Отечественный зритель подустал от орбитально-космической тематики: за последние пару-тройку лет он отсмотрел довольно много орбитальных фильмов, от суперзрелищной катастрофы "Гравитация" до неудачной чужеобразной фантазии "Живое", которую показывали вот только что.

3) А может быть, просто недопиарили.

Можно было бы добавить, что зритель не сильно доверяет отечественному кинематографу вообще - но это было бы неправдой: только недавно успешно прокатились "Экипаж", "Притяжение", "Викинг" и "28 панфиловцев". Картины с разной аудиторией и разной художественной ценностью - но нашедшие своего зрителя.

Поэтому можно констатировать, что картине Д. Киселёва просто не повезло на старте - и перейти собственно к самому произведению. Тем более что это тот редкий случай, когда рецензента не обвинят в спойлерах.

Сначала фильм, безусловно, надо похвалить. Никакого сравнения, например, с картиной "Гагарин. Первый в космосе" (2013 г.) тут быть не может. Фильм про Гагарина, снятый примерно за те же деньги ($7 млн), был откровенно беспомощной поделкой. В ней фигурировали одинокий юноша Ю.А. Гагарин, благодаря своим сверхчеловеческим добродетелям взлетевший в космос; одинокий волшебник в шляпе С.П. Королёв, силой мысли создавший в чистом поле ракету и запустивший в ней добродетельного Гагарина; стол, несколько стульев, пара вспомогательных персонажей и несколько минут недорогой графики космического полёта. А также недоумённый вопрос зрителя, куда испарились деньги бюджета.

На "Времени первых" деньги явно не пилили: картину делали с отчетливым желанием отбиться в прокате. Поэтому фильм бодр и красив и наполнен сюжетными перипетиями по всем правилам. Он начинается с того, что у лётчика Леонова загорается в полёте двигатель, и он, не сумев катапультироваться, сажает самолёт. За эту его безбашенность берут в отряд космонавтов, где из-за него тут же получает травму его напарник лётчик Беляев, и Леонов делает что может, чтобы Беляев вернулся в строй. Параллельно показана космическая гонка, из-за которой Королёву (он тоже в шляпе, но не волшебник-одиночка, а окружён вполне реальным штатом ОКБ-1) приходится сокращать срок подготовки к выходу в открытый космос и ссориться у самовара с уютным Брежневым. Риск увеличивается, испытательный корабль терпит крушение, но Леонов и Беляев выражают готовность рисковать. И Королёв отправляет их на риск, и Леонов весьма близко к реальности выходит в открытый космос и, несмотря на тяжёлую нештатную ситуацию, возвращается, а Беляев при отказе системы автоматической посадки вручную сажает капсулу, и (тут создатели уже начинают нагнетать даже излишне) оба едва не замерзают в тайге, но в последний момент всё складывается хорошо и их находят. Темп выдержан, спецэффекты на том современном уровне натурализма, когда взгляд из кинозала уже не отличает графики от действительности, действие не замирает.

Поскольку Королёва играет Ильин, Беляева Хабенский, а Леонова Миронов - вопросов к актёрской игре нет. Конечно, 50-летний Миронов с мудрыми глазами не вполне попадает в безбашенную молодость 25-30-летнего Леонова. Но он не виноват, это уже вопрос к безжалостному времени, которое не щадит никого, включая Тома Круза. Конечно, жёны космонавтов выглядят бесцветно - но это тоже уже придирки, тем более сколько там тех жён в картине.

А теперь о плохом...

Я знаю, что фильм снимался при плотном непосредственном участии самого Героя Советского Союза Леонова - и ему всё понравилось.

А вот мне нет, уважаемые читатели. Мне резко не понравилось то, как создатели картины увидели саму суть советского рывка в космос.

Они увидели, коротко говоря, только космическую гонку. И эта гонка в картине подаётся как особо крупнобюджетный и особо опасный вид спорта, в котором все - от космонавтов до Королёва - участвуют как будто по принуждению. Причём не по принуждению безжалостной государственной машины даже, нет. Уютный Леонид Ильич, беседующий с Королёвым за самоваром с баранками, тоже не сильно настаивает, чтобы космонавты наплевали на риск и летели на вероятную гибель. Просто и над Брежневым, и над Королёвым, и над Леоновым с Беляевым висит какая-то безжалостная судьба, отчётливо злая Судьба Русских, принуждающая их к подвигам.

Эта злая обречённость на подвиг поминается в фильме слишком часто, чтобы быть просто случайностью.

Вот космонавты жалуются Королёву на неудобные скафандры: "как лететь космос в кандалах?". На что Королёв внезапно заявляет (ни к селу ни к городу): "наш народ веками летает в кандалах. И если бы кандалы упали, всё бы рухнуло".

Вот Леонов убеждает Королёва, что несмотря на риск лететь готов: "Моего отца забрали как врага народа. Соседи пришли, отняли у нас еду, вещи, мебель, из дома выгнали, с меня штаны сняли... Потом война, победа - но какой ценой! Сколько родных с фронта не вернулось. И у нас в каждой нормальной семье такое, Сергей Палыч, мы так живём. Я в этом люке дыру зубами выгрызу". То есть готовность к подвигу объясняется тем, что цена жизни русского человека копейка, чего её жалеть, все мы смертники.

А вот радиолюбитель с Сахалина принял случайно морзянку приземлившихся космонавтов и накручивает диск телефона, чтоб позвонить в КГБ и доложить. Но появляется жена в ночной рубашке и почему-то сообщает ему, что его за это посадят (?!), и радиолюбитель безнадёжно отвечает ей: "Ну а как?" - и, покорившись Русской Судьбе, звонит и сообщает, тем спасая космонавтам жизни.

Эй, граждане. Всё понятно, конечно - жизнь была тяжела, трагична и полна испытаний. Но, во-первых:

у русской жизни и 80 лет назад, и полвека назад была и солнечная, праздничная сторона. Например, отца Леонова, врага народа, реабилитировали в 1939-м, когда Л.П. Берия принял дела и совершил свою первую бериевскую реабилитацию. И вернули семье, и дали вырастить детей. В концепцию фильма этот факт, видимо, не умещался - и поэтому отражён не был.

И во-вторых и в-главных:

Была такая штука, как мечта о космосе - причём не просто фантазийная, а реализующаяся прямо на изумлённых глазах граждан.

Я просто напомню, как это всё было:

13 мая 1946 г. И. В. Сталин подписал постановление о создании в СССР ракетной отрасли науки и промышленности.

В октябре 1957 года на орбиту был запущен первый искусственный спутник Земли.

В апреле 1961 года в космос стартовал Ю.А.Гагарин на «Востоке-1».

В декабре 1962 года советская станция пролетела около Венеры.

В 1965 году американский «Маринер-4» добрался до Марса.

В 1969 году трое американцев во главе с Н. Армстронгом высадились на Луну.

Таким образом, между решением «создать отрасль науки» и запуском первого человека в космос прошло 15 лет. Между первым полётом в космос и первой высадкой на соседнее небесное тело — 8 лет. Между первым спутником на орбите и первой станцией у ближайшей планеты — 5 лет.

То есть на практике дух времени выражался простым словом "мечта", и мечта была духом времени. И именно ей готовы были приносить жертвы все - во главе с Сергеем Павловичем Королёвым, основным идеологом азартной "космической гонки" с нашей стороны. И космонавты (кстати для любознательных молодых читателей: у нас было ровно две космические катастрофы - столько же, сколько у американцев. В них погибли четверо космонавтов. Это впятеро меньше, чем у НАСА).

Про мечту как дух времени - это не я так решил. Это то, что писалось, пелось, говорилось и ощущалось полвека назад - всеми, по обе стороны Атлантики и во всех социальных группах ведущих держав. Сегодня космонавт А. Леонов может оценивать былое иначе - точно так же, как С. Лем в нулевых годах анафемствовал своему собственному произведению мечты "Магелланово облако", "склоняющему людей к коммунизму". Но это - реально было.

А сегодня мы живём в мире, где мечта о космосе по ряду причин уже довольно давно была признана нерентабельной. И, что трагичнее - в мире, где объяснить мечту проще какой-то роковой судьбиной, чем ею самой.

По всему поэтому, уважаемые читатели, при всех несомненных художественных достоинствах кинофильма "Время первых" - лично я не слишком расстроюсь, если вы на него так и не сходите.


Оцените статью