Материал №29031:
«Заначку» Минфина съел кризис

  • Сергей Аксенов Автор

    12.01.2017 08:28  9.7 (9)

    Совокупный объем финансовых резервов России стремительно сокращается. За 2016 год Резервный фонд уменьшился в 3,7 раза — до 972 млрд. рублей. Причем, только за декабрь на 58%. В свою очередь Фонд национального благосостояния (ФНБ) сократился за тот же период на 17% - до 4 359 млрд рублей. Это следует из сообщения Минфина, опубликованного 10 января. Таким образом за год «кубышка» государства похудела почти вдвое —... Полный текст статьи

    Совокупный объем финансовых резервов России стремительно сокращается. За 2016 год Резервный фонд уменьшился в 3,7 раза — до 972 млрд. рублей. Причем, только за декабрь на 58%. В свою очередь Фонд национального благосостояния (ФНБ) сократился за тот же период на 17% - до 4 359 млрд рублей. Это следует из сообщения Минфина, опубликованного 10 января. Таким образом за год «кубышка» государства похудела почти вдвое — с 8,9 до 5,2 трлн. рублей.

    Если сравнить нынешний уровень резервов с началом 2015 года, то картина еще более апокалиптическая. Резервный фонд с тех пор уменьшился в 6(!) раз. Правда, ФНБ весь этот период оставался практически нетронутым. Напомним, оба фонда были сформированы в 2008 году из средств Стабфонда и призваны были смягчать неблагоприятные последствия в случае ухудшения экономической ситуации.

    Оскудение резервов государства носит «плановый» характер. Согласно закону о бюджете, предполагалось, что в начале 2017 года размер Резервного фонда составит 1,06 трлн. рублей. Таким образом, Минфин «перевыполнил план», потратив дополнительные миллиарды. Ожидается, что остаток средств в Резервном фонде будет полностью использован в течение 2017 года, после чего будет распечатан ФНБ. Об этом еще в октябре говорил замминистра финансов РФ Алексей Лавров.

    Впрочем, ФНБ хватит ненадолго. По прогнозу министра финансов Антона Силуанова, к 2019 году он будет израсходован до уровня в 500 млрд. То есть сократится в 9(!) раз. При этом министр подчеркнул необходимость аккуратно относиться к тратам фонда на новые проекты. О том, как страна будет жить при отсутствии резервов Силуанов, умолчал.

    Дефицит средств в резервных фондах вынудит искать новые способы пополнения бюджета. Таковой может стать очередная приватизация. Вспомним, продажа 19,5% пакета «Роснефти» объяснялась как раз нежеланием тратить резервы. Еще вариант — дополнительные заимствования на внутреннем рынке. Их допустимый размер в 2016 году был увеличен Госдумой до 500 миллиардов рублей. Кроме того, возможна девальвация рубля, перекладывающая тяготы дефицита бюджета на население.

    Тем временем, бедных в России и так становится все больше. Параллельно с расходованием резервов в стране шел процесс невиданного с 1999 года падения реальных доходов. За минувший год они сократились на 5,9%, а темпы падения ускорились в 4 раза. Это закономерно привело к росту числа бедных на 1 млн. человек. Прогноз по этому показателю тоже неутешителен — к 2019 году в России будет 20,5 млн человек, балансирующих на грани нищеты.

    Столь существенное падение доходов фатально отразилось на структуре потребления россиян. Они стали меньше есть мяса, рыбы и молочных продуктов, но больше картошки и овощей. Об этом 11 января пишут «Известия». Эксперты издания по аграрным и продовольственным вопросам объясняют ситуацию ростом цен и одновременным падением доходов населения. К тому же, чтобы сэкономить, многие переходят с натуральных продуктов на более дешевые заменители, отмечает газета.

    Очевидно, что текущие бюджетные проблемы, истощение резервов приведут к усугублению этой негативной картины.

    Член комитета Госдумы по бюджету и налогам из фракции КПРФ Вера Ганзя сетует, что предлагаемые её партией меры не были восприняты в правительстве.

    — Меня не удивляет позиция Минфина. Когда я спрашивала его представителей о том, что они собираются делать после исчерпания Резервного фонда, ответ был один — распечатаем ФНБ. Притом, что Счетная палата в своих отчетах постоянно указывает, что средства Резервного фонда расходовались неэффективно. Когда мы увидели в декабре в Резервном фонде 2 трлн. рублей, появилась надежда, что наша экономика адаптировалась к кризису не только за счет траты накоплений. Но теперь ясно, что эта надежда оказалась ложной.

    — Каковы социальные последствия истощения резервов?

    — К сожалению, заявления о том, что государство исполнило свои социальные обязательства, не соответствуют действительности. Инфляция, на мой взгляд, выше, чем официальные данные, а зарплата, порой, и вовсе снижается. Государство пытается решить проблемы за счет населения.

    Мы в КПРФ всегда предупреждали, что выполнения публичных обязательств «через окрик» не получится. Глупо требовать от регионов уменьшить дефицит их бюджетов. Для этого нужны объективные экономические предпосылки. Принимаемые решения лишь усугубляют ситуацию. Если сейчас центр финансирует 70% федеральных программ в регионах, то с 2018 года это будет 42%. Это на все — на строительство, капитальные вложения и т. п. Регионы же будут должны давать 58%. Где они возьмут эти средства? Нужна внятная межбюджетная политика.

    — Какие еще меры должны быть приняты в связи с исчерпанием резервов?

    — Резервный фонд сам по себе не спасет ситуацию. Надо наводить порядок и с госкорпорациями, и с публичными акционерными обществами с госучастием, и в муниципалитетах. Об этом постоянно говорит Счетная палата и наша фракция. Мы давно уже проводили публичные парламентские слушания на тему эффективности расходов, но с тех пор ничего не изменилось. Наши предложения не использовали.

    Резервы надо тратить не на проедание, а на развитие промышленности, производства. Новые предприятия будут формировать налогооблагаемую базу. И тогда у нас будет постоянный источник дохода, а не разовые выплаты из резервных фондов. А что будет после того, как мы проедим ФНБ? Нынешний рост ВВП находится в пределах статистической погрешности. Это не рост вовсе. Мне, как члену бюджетного комитета Госдумы, откровенно страшно.

    Сейчас нужны конкретные финансовые вливания в развитие экономики. Если мы будем сильны экономически, на нас и гавкнуть никто не посмеет.

    Профессор МГИМО Валентин Катасонов видит два уровня проблемы: непрозрачность действующей системы резервных фондов и отказ тратить средства на развитие экономики.

    — К сожалению, наша финансовая политика абсолютно не прозрачна. Накануне сделки по приватизации 19,5% пакета «Роснефти» говорили, что это позволит не распечатывать резервы, а может, даже и пополнить их. Как видим, этого не случилось.

    Это, кстати, касается и деятельности главного акционера «Роснефти» — «Роснефтегаза». Президент на пресс-конференции в декабре признал, что это один из «кошельков», из которого удобно финансировать возникающие у государства нужды. Однако зачем тогда на полном серьезе голосуется бюджет в Госдуме, если имеются еще какие-то «кошельки»? Кроме того, депутаты голосуют только за базовые принципы функционирования фондов. Контролировать в полной мере их деятельность парламент не может. К документации фондов их не подпускают.

    — Насколько в принципе оправдана такая политика — скаредного накопления средств на «черный день»? Не лучше тратить их на развитие?

    — Безусловно, я постоянно об этом говорю. Ставка на резервные фонды — это абсолютно иррациональная политика, так как они формируются в основном за счет казначейских бумаг, в том числе США, стран ЕС, может быть, даже Японии. До конца структура активов не раскрывается. К тому же сейчас казначейские бумаги многих стран имеют отрицательный процент. Не факт, что сейчас есть по ним положительный финансовый результат. Лучшей стратегией были бы инвестиции в собственную экономику. Если есть валюта, надо покупать на нее оборудование и проводить импортозамещение, реиндустриализацию.

    По мнению Катасонова, новая индустриализация должна происходить на плановой основе. Должен быть создан единый народнохозяйственный комплекс, не зависящий ни от импорта, ни от мирового рынка нефти и газа.

     

     

    Источник

    Ответить

+
  • он же-Хуторянин Провинциал, ГОСТЬ

    12.01.2017 09:34

    71.4% 1.3

    Путина ... предлагаю...короновать!

    +
  • Salimov lmran ГОСТЬ

    12.01.2017 10:29

    36.8% 1.0

    Более 70% граждан РФ получают «белую» зарплату — ВЦИОМЭкономика https://regnum.ru/news/economy.htmlВсего в 2016 году доля граждан РФ, получающих официальную зарплату, колебалась от 71% до 77%Дарья Антонова © ИА REGNUM https://regnum.ru/pictures/2226021/1.htmlРубли https://regnum.ru/pictures/2226021/1.html

    /url
    https://regnum.ru/news/economy/2226021.html# https://regnum.ru/news/economy/2226021.html# https://regnum.ru/news/economy/2226021.html#
    url=https://regnum.ru/russian/fd-central/moscow.html
    МОСКВА https://regnum.ru/news/economy/2226021.html#, 12 Января 2017 https://regnum.ru/news/2017-01-12.html, 09:25 — REGNUM  В России более 70% работающих граждан получают заработную плату по официальной ведомости, «в конвертах» зарплата выплачивается 10% граждан, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
    Еще 13% опрошенных заявили, что им выплачивают зарплату как в официально, так и «в конверте».Всего в 2016 году доля граждан РФ, получающих официальную зарплату, колебалась от 71% до 77%. В ноябре — декабре она составляла 74%, тогда как неофициально зарплату получали 10% работников.Опрос ВЦИОМ проводился 24−25 декабря 2016 года в 130 населенных пунктах 46 регионов РФ, опрошено 1,6 тыс. человек.

    Подробности: https://regnum.ru/news/economy/2226021.html https://regnum.ru/news/economy/2226021.html Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM https://regnum.ru/.

  • Salimov lmran ГОСТЬ

    12.01.2017 10:38

    36.8% 1.0

    
    <<Если мы будем сильны экономически, на нас и гавкнуть никто не посмеет.>>

  • Евгений Скобликов Автор

    12.01.2017 10:49

    0% 0.0

    Непонятно, почему не только лжецы из Минфина и ЦБ считают какие-то триллионы РФ и ФНБ и планируют их исчерпание, но и наши ведущие экономисты на полном серьёзе обсуждают это.
    Этих резервов нет вообще, от слова "НЕТ!". Поскольку они номинированы в инвалюте и ещё хуже - в облигациях других стран с отрицательной доходностью, то когда возникает дыра в бюджете, эти "деньги" выбрасываются на ММВБ и на них покупает рубли ... правильно, ЦБ и Минфин, эмитируя их. Ну, может какая-нибудь компания ещё купит, чтобы осуществлять закупки по импорту. И поступившие деньги в рублях на оплату бюджетников и проч., лишь увеличивают давление на товарный рынок, поскольку они не были до этого вложены в производство и соответствующий объём товаров не был произведен. Так что, изъятие денег из общего оборота в РФ и ФНБ и отправка на хранение в иностранные банки, есть демонетизация экономики, а возврат - ещё хуже, раздувание инфляции.

  • Борис Смирнов ГОСТЬ

    12.01.2017 10:58

    42.9% 3.0

    «ЗАНАЧКУ» МИНФИНА СЪЕЛ КРИЗИС. А можно назвать конкретные фамилии "кризисов" которые съели эту заначку? Почему-то мне кажется, что накопленные резервы расходуются вовсе не на поддержку реальной экономики или населения России. Особенно сильны эти сомнения на фоне сообщения о том, что доходы Россиянских миллиардеров (со швейцарскими паспортами), в эти тяжелые для некоторых времена, только растут.

  • Василий Иванович ГОСТЬ

    12.01.2017 13:14

    0% 0.0

    А как обстоят дела с налоговыми платежами разнообразных инвесторов, офшорных компаний и т. п., были разговоры о уголовных делах, так каков итог?

  • AK-109 Ak-109 Член клуба

    12.01.2017 13:56

    80% 3.3

    ну вы так говорите, как будто перед гражданами в данной гос. системе кто-то обязан отчитываться :) - класс нуворишей этого делать никогда не будет, продолжая эксплуатацию остатков всей страны в своих корыстных интересах, а люди буду нищать и дальше, если они не пристёгнуты в качестве челяди к этому классу.

    короче, профессор Катасонов может сколько угодно высказываться, а "Васька" слушает, да ест :)

  • Борис Митрофанов Автор

    12.01.2017 14:19

    93.3% 4.6

    Представляется, что кризис ничего не ел.  А у тех, кто съел, есть фамилии, имена, отчества и счета в банках. Что-то подсказывает мне, что наших с вами имён в этих списках нет. Кризис  -  это  предлог  перераспределения  как бы общенациональных рентных доходов  в интересах элитных групп. Фонды - это способ псевдолегального вывода  части общенациональной ренты из-под общественного контроля и из общественного пользования/владения. То есть - форма неявного присвоения. Хотя найдётся много экономистов и бухгалтеров, которые объяснят нам, что это совершенно не так. 

  • он же-Хуторянин Провинциал, ГОСТЬ

    12.01.2017 16:35

    71.4% 1.3

    Пока мы, тут, как глупые пИнгвины стонем о нехватке денег, умные и решительные люди находят выходы! Вот яркий пример и образчик-Чтобы выкупить участок дороги к Ледовому дворцу, в мэрии планируют продать часть острова Липно (тот, где Путин уху.ел)
     12 01 2017 http://www.kolmovo.ru/news/300681...- Раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их много!... А вокруг места такие! Чудные места! Видать, некоторым ну очень понДравились?!

  • Алена --- ГОСТЬ

    12.01.2017 18:30

    0% 0.0

    Что мы имеем? Мы имеем сегодня кризис падения эффективности капитала.  Т.е. в мире денег полно, а вот вложить их некуда с извлечением прибыли.  Потому лежат они, деньжищи эти, заработанные непосильным трудом на счетах добропорядочных граждан, таких как Шувалов и других выдающихся государственных деятелей, в мировых банках мертвым капиталом...А в стране, где они этот капитал наковали с потом и кровью, теперь вдруг случился финансовый голод,  заначки съедены,  и нация скоро останется с голым торсом. А как насчет теории сохранения материи - если где-то прибавилось, значит,  где-то обязательно убавилось.  Может включить реверс?

  • он же-Хуторянин Провинциал, ГОСТЬ

    12.01.2017 19:37

    71.4% 1.3

    И ешчо "радостные вести с полей": «Ласточка» из Санкт-Петербурга в Великий Новгород подорожала
     12 01 2017 http://www.kolmovo.ru/news/300757

  • Антонина ГОСТЬ

    12.01.2017 21:14

    100% 0.4

    Гайдаровский форум:
    Путину предстоит выбрать программу экономического развития.

    Одним из ключевых выступлений на стартующем 12 января Гайдаровском форуме станет доклад председателя Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина.Не исключено, что он презентует программу, которую ЦСР разрабатывает для Владимира Путина.В январе свою стратегию развития страны до 2025 года завершит Столыпинский клуб, и она тоже ляжет на стол президента.Еще один документ к маю должно подготовить Минэкономразвития.
    В программе Гайдаровского форума на 13 января запланирована панельная дискуссия «Устойчивый экономический рост: модель для России».
    Обсуждать предполагается в том числе перспективы экономического роста на 2018–2024 гг., то есть на вероятный 4-ый президентский срок Владимира Путина (выборы главы государства состоятся в марте 2018 г.).
    Ключевой доклад предстоит сделать Алексею Кудрину, а дискутировать с ним будут глава Банка России Эльвира Набиуллина, министр финансов Антон Силуанов, министр экономического развития Максим Орешкин, председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, вице-президент Всемирного банка по Европе и Центральной Азии Сирил Муллер и заместитель председателя Внешэкономбанка (главный экономист) Андрей Клепач.
    Доклад Кудрина представляет особый интерес, ведь в начале 2017 г. ЦСР обещал представить концепцию программы развития России до 2025 г. Напомним, что поручение подготовить такой документ дал президент Владимир Путин.
    Впрочем, представитель Алексея Кудрина не смог сообщить «Газете.Ru» тему доклада, с которым тот выступит на Гайдаровском форуме. Он также не знает, будет ли это первая презентация программы, которую ЦСР готовит для президента. Но ЦСР стоит поторопиться с подготовкой своих предложений: у него достаточно много конкурентов в деле подготовки программы «четвертого срока» Владимира Путина. Свой документ готовит и Столыпинский клуб во главе с бизнес-омбудсменом Борисом Титовым: программа называется «Стратегия роста», она рассчитана на период до 2025 года. В конце декабря Столыпинский клуб, который в 2017 году из дискуссионной площадки превратится в Институт экономики роста, представил структуру программы.Программа Столыпинского клуба разбита на три этапа. Первый — восстановление экономического роста (2017–2019 годы). Второй — выход на высокие темпы и качество экономического роста (2020–2025 годы). Третий — устойчивое развитие (2026–2035 годы).
    Для каждого этапа рассчитаны конкретные KPI по пяти основным направлениям: диверсификация экономики, качество жизни населения, создание современной инфраструктуры, переход в шестой технологический уклад и интеграция в единое пространство Азия – Европа.
    Есть и список системных решений по активизации источников роста, в нем 15 пунктов, в том числе поддержание макроэкономической стабильности. Понимание этой стабильности у Столыпинского клуба радикально отличается от мнения ЦБ и Минфина, которые выставили цели в 4% по инфляции и снижение дефицита бюджета до 1% в 2019 году.
    Столыпинцы считают допустимой инфляцию в 7–8%, дефицит бюджета в 5–6% и соотношение госдолга к ВВП — 60%, тогда как в настоящее время этот показатель в несколько раз меньше.
    «Это позволит перейти от умеренно жесткой денежно-кредитной политики к умеренно мягкой, которая открывает путь для экономического роста», — полагает Борис Титов.В пресс-службе Столыпинского клуба «Газете.Ru» подтвердили, что стратегия должна быть готова в январе, а также планы презентовать ее Владимиру Путину. Впрочем, никакой точной даты встречи Бориса Титова с президентом пока нет.
    Еще одну программу до 2025 г. будет готовить Минэкономразвития, которое в декабре возглавил теперь уже бывший замглавы финансов Максим Орешкин, по поручению Путина. Президент после своего послания Федеральному собранию поручил кабмину с участием ведущих общественных объединений предпринимателей подготовить и утвердить «комплексный план действий правительства Российской Федерации на 2017–2025 годы, в котором предусмотреть меры, обеспечивающие достижение не позднее 2019–2020 годов темпов роста экономики РФ, превышающих темпы роста мировой экономики».
    Первая версия плана действий правительства до 2025 года будет готова в марте этого года, заявил 10 января глава Минэкономразвития Максим Орешкин.
    «Определенная версия плана у нас уже есть. Мы сейчас будем над ней активно работать, будем брать какие-то предложения, которые будут поступать от ведомств, будем общаться очень внимательно с бизнес-объединениями, рассказывать им о тех идеях, которые у нас есть, слушать идеи, которые они предлагают. Примерно через два месяца — в марте — у нас будет работоспособная его версия, такой промежуточный итог», — передает ТАСС его слова.
    Минэкономразвития представит программу социально-экономического развития России до 2025 года в мае 2017 года, говорил ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов. По его словам, эта программа не пересекается с программой развития России, которую готовит Алексей Кудрин. «Алексей вместе с экспертами работает по кругу шире», — заявил первый вице-премьер. Об этом же заявил на днях и Максим Орешкин. Но развести документы возможно только в том случае, если программа МЭР будет выполнена в стиле «антикризисных планов», которые готовились в последние два года. Например, в декабре 2016-го ведомство направило в правительство очередной такой план «мероприятий, направленных на повышение темпов роста российской экономики» стоимостью 488,7 млрд руб. В него, в частности, включили расходы на приоритетные проекты и поддержку отдельных отраслей экономики, инновационных территориальных кластеров, ВЭБа и проч. Если же Минэкономразвития попробует подойти к подготовке плана до 2025 года более системно, то пересечения с программой ЦСР неизбежны.Дело осложняется тем, что принимать решения по ускорению экономического роста предполагается с учетом мнения бизнес-организаций. А у них другие подходы по многим ключевым вопросам.Например, в «Принципах стратегии экономического развития России до 2030 года», подготовленных Торгово-промышленной палатой, упор делается на «новую индустриализацию» и обрабатывающие сектора промышленности. Предлагается защищать отечественного производителя с помощью тарифно-таможенных мер, уменьшить налоговую нагрузку на бизнес, отказаться от таргетирования инфляции и снизить ключевую ставку с текущих 10 до 1% в 2019 году.
    В итоге в мае у президента на столе будет лежать несколько самых разных стратегий и планов, из которых ему и его советникам придется либо выбрать одну, либо сделать «сборную солянку» и с ней пойти на выборы.

    Петр Орехинhttp://rusnext.ru/news/1484145691


Ответить