Материал №30224:
Неосвоенные миллиарды

  • Общественный контроль Редакция

    11.04.2017 09:00  10 (2)

    Общественный совет при Минстрое намерен в корне «перелопатить» правила игры на рынке капремонта жилых домов. Изменения грозят обернуться взрывом социального недовольства: взносы населения, и так находящиеся в основном в общем котле региональных операторов в банках, хотят отдать под контроль федеральному казначейству, которое в отличие от банковских структур проценты на суммы не начисляет. А инфляция за годы ожидания «съест» накопленные средства Об инициативе перевести средства... Полный текст статьи

    Общественный совет при Минстрое намерен в корне «перелопатить» правила игры на рынке капремонта жилых домов. Изменения грозят обернуться взрывом социального недовольства: взносы населения, и так находящиеся в основном в общем котле региональных операторов в банках, хотят отдать под контроль федеральному казначейству, которое в отличие от банковских структур проценты на суммы не начисляет. А инфляция за годы ожидания «съест» накопленные средства

    Об инициативе перевести средства на счетах региональных операторов капремонта под контроль федерального казначейства рассказал председатель общественного совета при Минстрое Сергей Степашин. Как сообщают федеральные СМИ, предложение уже поддержали вице-премьер Игорь Шувалов и глава Минстроя Михаил Мень. А это значит, что новшество имеет все шансы быть воплощенным в жизнь.

    Неосвоенные миллиарды

    Свою инициативу господин Степашин мотивировал тем, что региональные операторы просто не успевают расходовать вовремя деньги граждан, то есть, не справляются с поставленными перед ними задачами. Так, как утверждает Сергей Степашин, с начала введения сбора взносов с населения неизрасходованными остались …133 млрд рублей. Эта сумма сопоставима с тем, что по данным Ассоциации региональных операторов капремонта, удалось собрать с населения в 2016 году - 142 млрд. Кстати, в том же прошлом году неосвоенными опять остались колоссальные суммы - 35 млрд рублей.

     «Куда пойдут, народ спрашивает... Решением, которое мне представляется для этой проблемы, может стать перевод региональных операторов на казначейское обслуживание, а также установление обязанности для регионального оператора расходовать весь объем средств, собранный для выполнения работ по капремонту», - сообщил господин Степашин, намекнув, что казначейство совсем не против новых функций.

    По словам экспертов, за хитроумными формулировками чиновников, до которых простым гражданам в большинстве случаев нет дела, кроются революционные изменения, вряд ли, пойдут на пользу населению.

    Как поясняет генеральный директор петербургского НП «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Денис Шабуров, на первый взгляд, новшество и вправду обещает обернуться повышением финансовой прозрачности системы капремонта и улучшением платежной дисциплины. Однако в итоге инициатива может наткнуться на такие «подводные камни», что принесет только вред.

    «Очевидно, что в этой ситуации будут ущемлены права и законные интересы собственников. Когда собранные с населения деньги операторы хранят на счетах в банке, там «капает» хороший процент.  В случае, если суммы передадут в казначейство, никакого процента, естественно, не будет. А ждать капремонта иногда приходится много лет. Вполне возможна и такая ситуация, когда сейчас деньги находятся в общем котле, а затем собственники решат перевести средства на индивидуальный счет. Сейчас мы по законодательству обязаны отдать и средства, и проценты. А если все будет передано казначейству, то что тогда возвращать с учетом инфляции? На это никаких ответов пока не дается. Однозначно, если инициатива будет воплощена в жизнь, мы получим лишь взрыв социального недовольства», - уверен Денис Шабуров.

    Впрочем, к скандалам в системе капремонта - уже давно не привыкать.

    Скандальный закон

    Вводящий новую систему оплаты капремонта из кошелька граждан федеральный закон был подписан президентом РФ в декабре 2012 года. Документ вызвал колоссальный резонанс у граждан. Необходимость перехода на новую систему тогда объясняли резким увеличением объемов ветхого и аварийного жилья в РФ. Если в 1990 году его доля составляла 1,3% от общего жилого фонда (32,2 млн «квадратов), то к 2010 году она перешагнула планку в 3% (более 100 млн кв. м). Такая ситуация сложилась из-за того, что федеральный центр предложил субъектам РФ самостоятельно финансировать капремонт. Напомним также, что в рамках закона было зафиксировано два способа варианта накопления средств: непосредственно в региональный фонд капремонта («общий котел») или на специальный счет МКД. Но процедура была зафиксирована в документе таким образом, что вторую схему на практике очень трудно воплотить в жизнь.
    Платежи появились в регионах в 2013-2015 годах. Последними из всех регионов платежи для населения ввели власти Москвы. Это случилось только в 2015 году.

    За три года действия новой системы уже давно стало понятно, что механизм начисления платежей, отданный на откуп регионов, непрозрачен, накопленные средства слабо защищены, а, расходуя многомиллиардные суммы, государство по сути никаких обязательств вообще на себя не берет. Так, даже направление средств в общую копилку фонда не гарантирует того, что дом обязательно починят: собственник может не дождаться ремонта из-за собственной смерти или продать квартиру. В последнем варианте на капитальный ремонт жилплощади придется копить заново. Так как перевести собранную сумму на новое жилье по законодательству нельзя.

    Осенью 2014 года закон о капремонте вновь оказался в центре скандала. Группа депутатов Госдумы направила иск в суд об оспаривании документа. Они сочли, что законопроект был изначально подготовлен с системообразующими дефектами и указали некоторые из них: отсутствие единых фиксированных расценок на работы, выставление платы за еще непредставленную населению услугу, отсутствие механизмов страхование фондов и их банков от банкротств и т.д.

    При этом Генеральная прокуратура РФ официально поддержала парламентариев, однако затем свое мнение отозвала. В итоге КС РФ признал платежи в «общий котел» законными.  Но судьи отметили, что очередность проведения ремонта должна быть сформирована на основе объективного состояния домов, и жильцы могут оспорить решение чиновников в судебном порядке.

    Вопрос Михаилу Хазину

    Михаил Леонидович, по инициативе Минстроя, взносы населения в капитальный ремонт домов, которые сегодня хранятся в региональных банках и на них капают хоть какие-то проценты, должны быть переведены под контроль федерального казначейства, где никаких компенсирующих инфляцию начислений не предусмотрено. На сегодняшний день речь идет более чем о 133 млрд  «неосвоенных» рублей. Данное предложение уже поддержали Игорь Шувалов и глава Минстроя Михаил Мень. В чем здесь рациональность? Что стоит за подобной инициативой? И почему, на ваш взгляд, и без того столь непрозрачно собираемые средства действительно не расходуются регионами по назначению?

     

     

     

     

    Ответить

+
  • Борис Митрофанов МОДЕРАТОР

    11.04.2017 09:17

    95.8% 4.0

    Взносы населения "на капитальный ремонт жилья" изначально были незаконным лохотроном.
    По приватизационному законодательству первый капитальный ремонт после приватизации жилья государство было обязано сделать за свой счёт.
    Как обычно, государство тактично уклонилось от своих  финансовых обязательств в рамках массовых приватизационных сделок с населением, переложив бремя расходов на само населеие.
    Для меня неудивительно, а, наоборот, абсолютно логично, что теперь государство хочет на эти средства наложить лапу. 
    Вообще, интересный факт. Вроде, эти люди, которые делают по зомбоящику вид, что они правительство, хотят "построить рыночную экономику".
    Основанную,  так сказать, на фундаментальных рыночных принципах, безграничной "свободе", верховенстве закона и справедливости.
     А доходит до дела - всё время выходит община. Даже в ЖКХ - то тебе ТСЖ, то общий фонд капремонта, в который надо скинуться всем миром...
    Это как в анекдоте, мол, что ни начнём делать, а получается автомат Калашикова.

  • Илья Константинов (Sensatus) Автор

    11.04.2017 09:37

    96.6% 6.7

    Вводящий новую систему оплаты капремонта из кошелька граждан федеральный закон
    Это не оплата капремонта из кошелька граждан, а непонятно что. Я в свое время очень плотно с этим столкнулся по работе. И вот когда мы считали суммы, которые таким образом собираются на капремонт, то получалось, что их хватает максимум на 10% необходимых работ. То есть это никакой не новый способ оплаты капремонта, а еще один дополнительный налог, который призван хоть чуть-чуть компенсировать нехватку денег в бюджете.

    И вводили его не по тому, сколько денег нужно на самом деле на капремонт. Просто провели опрос, поняли примерно, какая сумма дополнительных поборов не вызовет народного недовольства, ну и ввели.  А что с этим делать, никто не знает, потому что на реальный ремонт не хватает (или лифты менять, или фасады утеплять, или крышу ремонтировать, а вот все вместе никак), и использовать как-то по-другому нельзя.

    Вот и получается, что и ремонта толком нет, и граждане озлоблены. Офигительная эффективность законотворчества.

  • Наталия Михайлова Член клуба

    11.04.2017 10:15

    100% 1.3

    Почему средства из региональных банков должны перейти в федеральный бюджет?
     Странный вопрос.  А для чего их их собирали-то? Ну не на кап ремонт же, в самом деле.
     Читайте Двенадцать стульев, там всё написано
    Остап знал 400 относительно честных способов отъёма денег у населения.
     Всё-таки классика, это сила!

  • STOIK Член клуба

    11.04.2017 13:41

    95% 0.8

    Все "правильно и разумно" с точки зрения "властей и правительства"! Надо доить население любыми путями, пока не "очухались!" Не себе же любимым сокращать жалования всяческие бонусы и прочее(Вводить прогрессивный, на вывод капиталов(недвижимость за рубежом!) Народ  и только народ который крутится под ногами и мешает "красиво жить"! Собраться больше 3 уже нельзя( профсоюз собирает только деньги, собрания по карточкам Советы трудовых коллективов.канули в лету. Власть прекрасно знает что легче ломать "по прутику",а потому все "общественные формы" не снизу а сверху! А это две большие разницы! Назначенный властью "общественник" это одно,а выбранный с правильной процедурой коллективом" снизу" это другое!!! Народ доят,автомобилистов доят.скоро когда сосчитают живность по дворам,естественно  под благой мотивировкой тоже введут налог (на корни, и "головы") Иначе зачем считать то!? Из "социально ответственного"государства как то все перетекает в статус "анти"! Увы!

  • Евгений Скобликов Автор

    12.04.2017 10:36

    0% 0.0

    То, что мошенничество, было ясно с самого начала. Но это и нарушение объективного экономического закона .
    Кстати, и накопление ЗВР сверх потребности и использование их для поддержание курса рубля такое же мошенничество, поскольку это изъятие денег из оборота.

  • Сергей Крохалев Резидент

    12.04.2017 18:40

    73.7% 0.2

    Интересно вот кто нить живёт в откапиталенном доме? Они платят этот капремонт? Я не строитель а электромеханик. Строительство изучали в сокращённой программе, только фундаменты под двигатели-генераторы-трансформаторы-опоры и плотины и тд. Там в принципе капремонт невозможен. Но понятие о нём имею. Так понимаю, что в типовых многоэтажках он возможен один раз. И после него надо копить на утилизацию дома. Есть такой взнос? И как её будут проводить? С проживающими или ...

  • viktor ska ГОСТЬ

    12.04.2017 23:26

    25% 0.2

    Ответ в сегодняшнем заседании правительства. Медведев суперкомично озабочен,  что в бюджет поступили неожиданно избыточные средства и он предупредил, что тратить их нельзя, иначе - непредсказуемая инфляция. Деньги есть, но вы держитесь! Набиулина была довольна. Поэтому и неосвоенные деньги забирают, чтобы не вздумали инвестировать, раздувать инфляцию.


Ответить