Практическое руководство к отделению Гавайев от США

Мировой кризис

16.12.2015 10:17

Михаил Хазин

78

Тем не менее, тот факт, что некоторые гавайцы хотят независимости не означает, что ее хочет большинство жителей островов. Белые действительно составляют только 25% от населения Гавайев, но также верно и то, что на коренных гавайцев и другие этнические группы с тихоокеанских островов приходится лишь 10% населения штата. Крупнейшая этническая группа на Гавайях - американцы азиатского происхождения (38%) (не включая лиц смешанного происхождения).

Источник

04.11.2015

На этой неделе BBC сообщила о том, что движение за отделение Гавайев от Союза продолжает медленно кипятиться:

Грядущие выборы подчеркнули глубокие разногласия среди коренных жителей Гавайев о будущем их островов. Для кого-то это формальное признание их сообщества и изменение отношений внутри США. Другие хотят полностью выйти из состава США, или, что более аккуратно, хотят, чтобы США покинули Гавайи.

Значительная часть местной неприязни к Вашингтону проистекает из недовольства коренного населения, которое прекрасно помнит то, как богатые белые фермеры в конце 19-го века свергли законное правительство Гавайев и поставили на его место проамериканских марионеток. В конце концов, произошла аннексия.

Тем не менее, тот факт, что некоторые гавайцы хотят независимости не означает, что ее хочет большинство жителей островов. Белые действительно составляют только 25% от населения Гавайев, но также верно и то, что на коренных гавайцев и другие этнические группы с тихоокеанских островов приходится лишь 10% населения штата. Крупнейшая этническая группа на Гавайях - американцы азиатского происхождения (38%) (не включая лиц смешанного происхождения).

Если сторонники отделения когда-нибудь убедят в своей правоте большинство населения, им придется предложить нечто более значимое, чем солидарность с коренным населением или призывы к местному патриотизму.

Потенциально цена отделения может оказаться высокой, если бы США решили считать правительство Гавайев враждебным режимом (и ввели экономические санкции), и, без всякого сомнения, объем финансирования, источником которого является федеральное правительство, а точнее, материковые налогоплательщики, остается обширным.

Однако с практической точки зрения между текущей ситуацией на Гавайях и полноценной независимостью лежит пропасть. Гавайи вряд ли смогут полностью удалить США с островов, каким бы непопулярным ни был режим в Вашингтоне. Вероятно федеральное правительство прибегнет к военным действиям прежде чем согласится отказаться от военной базы в Перл-Харбор. Посмотрите, например, на Гуантанамо Бей, оставшийся под контролем США, даже когда Куба стала военным союзником СССР.

С другой стороны нет причин, по которым Гавайи не смогли бы достичь компромисса с США, в рамках которого они бы получили внутреннюю автономию, оставаясь военным союзником и ресурсом для Вашингтона. В мире полно соглашений в рамках которых страны поддерживают отношения с регионами (многие из них – острова и заморские территории), использующими собственные валюты и отличные от метрополии политические системы, оставаясь при этом частью более крупных политических единиц.

Конечно же, из этого логически не следует, что Гавайи даже при условии сохранения военного присутствия США будут вынуждены использовать американскую валюту или соблюдать американские торговые правила.

В действительности освобождение от наложенных федеральным центром торговых ограничений стало бы одним из важнейших преимуществ для гавайцев в случае получения ими независимости. Как отмечает вот здесь на Mises Daily Гари Галлес (Gary Galles), на Гавайи, являющиеся частью внутреннего рынка США, наложены строжайшие ограничения в рамках Закона Джонса (the Jones Act). Этот закон ограничивает природу и масштаб морских торговых перевозок, осуществляемых через американские торговые порты. Галлес:

Тяжесть ограничений, налагаемых Законом Джонса особенно ярко видна на Гавайях, Пуэрто-Рико, и на Аляске, где он наиболее сильно ограничивает деятельность каналов поставок.

В 2014 году перевозка сорокафутового контейнера из Лос-Анджелеса в Гонолулу предположительно стоит более чем в десять раз дороже его отгрузки в Сингапур. Зависимость от поставок нефти, производимых в рамках закона Джонса, на которую приходится производство 75% местной электроэнергии, приводит к тому, что цены на электроэнергию на островах оказываются почти вдвое выше, чем у следующего самого дорогого штата.

В сделанном в 2012 году отчете говорится, что отправка контейнера с товарами для дома с восточного побережья США в Пуэрто-Рико обходится более чем в два раза дороже, чем поставка в расположенный рядом Санто-Доминго. Исследование Счетной палаты США (Government Accountability Office (GAO)) обнаружило, что некоторые пуэрто-риканские компании поменяли США на Канаду как поставщика товаров, что позволило сэкономить на издержках, налагаемых законом Джонса.   

Закон запрещает Аляске поставлять нефть в танкерах в нижние 48 штатов и на Гавайи. Издержки всего этого настолько велики, что губернатору штата поручили использовать «все возможные средства, чтобы убедить Конгресс США отменить эти разделы закона».

(Международная торговля также ограничивается этим законом, но не в такой степени как перевозки внутри США).

Частично благодаря таким ограничениям торговли стоимость жизни на Гавайях очень высока. Например, в номинальном выражении на Гавайях довольно высокий медианный годовой доход в размере $59,000 на душу населения.  (Для США в целом этот показатель равен $58,000). Но с учетом поправки на стоимость жизни медианный доход падает до $50,900. Это крупнейшее подобное расхождение среди американских штатов, хотя Нью-Джерси лишь чуть отстает от Гавайев по этому показателю:

разделение США

Нажмите на картинку для увеличения

Разница в медианном доходе с поправкой на стоимость жизни для американских штатов

Конечно, нельзя во всем винить федеральное законодательство, так как Гавайи расположены очень далеко от других крупных грузовых портов, но, тем не менее, закон накладывает значительные ограничения на то, что и кому можно транспортировать из материковых США, тогда как международная торговля контролируется Конгрессом, в котором Гавайи представляют только 4 из 535 конгрессменов.

Таким образом экономическая свобода для Гавайев предоставила бы местным жителям больше возможностей для контроля тарифов и торговли в интересах самих островов, а не далеких материковых лобби. (Я, конечно, бы предпочел одностороннюю свободу торговли). Конечно, некоторые гавайцы извлекают выгоду из торговых ограничений США. Известный пример тому - международные торговые ограничения на сахар. Но на каждое правительственное ограничение выгодное для Гавайев есть бесчисленное множество запретов, приносящих куда больше пользы лицам далеким от этих островов.

На США нельзя возлагать всю вину за неспособность Гавайев воспользоваться своими географическими преимуществами. Приведем один яркий пример. Большинство гавайцев уже давно отказываются дать разрешение на открытие казино на островах, несмотря на то, что это могло бы превратить Гавайи или их часть в тихоокеанское Монако, где богатые азиаты и американцы оставляли бы тысячи долларов после каждого визита.

Однако на данный момент самым большим препятствием для отделения служит не идеология. Пока федеральные средства продолжают поступать на острова в форме социальных и пенсионных платежей, а также военных расходов, немногие захотят зарезать золотого гуся. Но если поток станет поступать с задержками, а федеральные власти потеряют основанную на печатании бумажных денег и дружелюбии налогоплательщиков привычку к щедрости, ситуация может резко измениться.

Сcылка >>


Оцените статью