Разные подходы

Мировой кризис

17.11.2015 09:32

Михаил Хазин

99

К написанию этой статьи меня подтолкнула моя жена, задумавшаяся о подарке по случаю дня рождения ее племянника. Собственно говоря, список того, что ребенку хотелось бы получить в подарок, было известно заранее. Одним из пунктов была хорошо известная и популярная во всем мире настольная игра «Монополия». Это не вызвало бы какого-то особого интереса, если бы не одно «но». Речь шла о какой-то ее новой версии - «с карточками». Увидев, что она из себя представляет, стало понятно, что ей и кое-каким другим играм стоит посвятить отдельную заметку.

источник

11.11.2015

К написанию этой статьи меня подтолкнула моя жена, задумавшаяся о подарке по случаю дня рождения ее племянника. Собственно говоря, список того, что ребенку хотелось бы получить в подарок, было известно заранее. Одним из пунктов была хорошо известная и популярная во всем мире настольная игра «Монополия». Это не вызвало бы какого-то особого интереса, если бы не одно «но». Речь шла о какой-то ее новой версии - «с карточками». Увидев, что она из себя представляет, стало понятно, что ей и кое-каким другим играм стоит посвятить отдельную заметку.

Сначала несколько слов о версии «Монополии» с карточками. Для начала пару цитат с торговых сайтов, предлагающих эту игру: «Шагайте в ногу со временем! Используйте банковские карты и забудьте про наличные.» Или еще: «"Монополия с банковскими карточками" - это обновленная версия "Монополии", в которой проводить денежные операции стало намного удобнее. … Электронное банковское устройство для карточек сделает игру реалистичнее и увлекательнее.» Действительно. В обновленной «Монополии» вместо традиционных монопольных разноцветных наличных «денег» (или валюты) используется устройство, похожее на стандартный платежный или POS-терминал, с помощью которого игроки должны производить свои расчеты. Никаких наличных там уже нет.

Обычный человек удивится и спросит: «Ну и что? Что здесь может вызвать такой неподдельный интерес? Ну, терминал, ну, карточки. Игра идет в ногу со временем. Вот и все.» Не скажите. Все не так просто. Фактически это качественное изменение как самой игры, так и создание новых стереотипов, которые с самого детства пытаются заложить в головы подрастающего поколения. Заменив пачку игровых фантиков на терминал и карточки, компания-производитель легким движением заменила проводимые в игре расчеты с наличных на полностью безналичные. Ну, зачем, скажите, вам наличные деньги, когда так удобно рассчитываться безналичным путем с помощью карточек?

Если бы игру выпускала какая-то никому неизвестная лавочка, можно было бы подумать, что она стремится выйти на рынок с каким-то новым товаром и занять на нем какое-то место, предлагая некое, как она полагает, прогрессивное новшество. Однако владельца прав на игру, американскую компанию Hasbro, вряд ли можно назвать новичком на этом рынке. Это одна из наиболее крупных компаний в мире, занимающаяся производством игрушек. Ее рыночная капитализация на момент написания заметки равна 9,9 миллиардам американских дензнаков, объемы продаж составляют 4,3 миллиарда, а чистая прибыль – 400 миллионов ам. дензнаков. Ее акции не просто котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже, но за период с 2003 по настоящее время они подорожали почти в 8 раз - с 10 до 79,81 американских дензнаков.

Обо всем этом легко можно узнать как на корпоративном сайте, так и на сайте биржи. Поэтому выпуск такой «модернизированной» версии популярной игры, назвать случайным никак нельзя. Уж больно хорошо он вписывается по времени в развернутую на Западе кампанию по борьбе с наличностью и отрицательным ставкам по банковским депозитам, наряду с инфляцией полностью сводящим на нет какое-либо сбережение средств. Как во второй половине 1960-ых годов вполне справедливо отмечал тогда еще будущий глава Федерального резерва США Алан Гринспен: «В отсутствие золотого стандарта не существует способа защитить сбережения от конфискации путем инфляции.»

Если кто-то полагает, что кампанию за тотальное искоренение наличности ведут только и исключительно банки, то он в корне заблуждается. В ней активно участвуют и системы платежных карт, и высокотехнологичные компании, например, предлагающие услуги мобильной связи, и средства массовой информации, а теперь к ним присоединились и производители детских игрушек. При этом пользователи, к счастью далеко не все, приобретая подобные продукты, еще и говорят: «Ах, как хорошо, ах, как интересно.»

Возникает естественный вопрос: а сами-то эти восхищенные покупатели таких игрушек для своих детей при совершении своих реальных покупок тоже рассчитываются исключительно с помощью пластиковых банковских карт? Или они все-таки относятся к 80% российских владельцев кредитных и дебетовых карточек, которые были вынуждены получить их фактически насильно, и пользуются ими лишь для того, чтобы в день зарплаты дойти до ближайшего банкомата и там все полностью снять наличными?

Не менее интересно и то, понимают ли пользователи карточек, восхищающиеся новой версией игры, что в реальном, а не игровом мире за каждую свою транзакцию с помощью карточки они платят банку, выдавшему карточку, комиссию? От того, что она клиенту вроде бы ничего не стоит, до реальности - дистанция огромного размера. Как и величина взимаемой комиссии. Она заранее заложена в цену товара и известна как принцип недискриминации пластиковых карточек. Продавец не имеет права продавать товар за наличные деньги дешевле, чем за безналичные. Поэтому магазины, принимающие пластик для расчетов, обычно закладывают в цену реализуемых товаров комиссии банков и платежных систем, а оплачивает их естественно конечный покупатель.

В этом плане чрезвычайно показательно поведение владельцев небольших частных магазинчиков и лавочек, принимающих пластик. Если предложить им за товар на выбор наличные или карту, они всегда почему-то предпочитают наличные и готовы при этом дать дополнительную скидку. Это отлично работает и в Южной Европе, и в Северной Африке, и в Азии, да и в тех же США, Франции или Германии от наличных тоже не отказываются. Это не какие-нибудь Швеция или Дания, где наличные либо вообще не принимают, либо берут с большим скрипом. Что сказать, скандинавы – ребята богатые, пусть платят. Но вернемся к обновленной игре.

Возможно, для кого-то расчеты с помощью платежного терминала в игре и удобны, но сам терминал – это некое электронное устройство, которому нужно электричество для его нормальной работы. Представим простейшую ситуацию. Игра в самом разгаре, и вдруг происходит такая маленькая неприятность – садится батарейка, и терминал перестает работать. Про то, что он и сам может сломаться, вообще речи нет. Только что ты выигрывал и был без пяти минут монополистом, а тут раз…. и все «деньги» кончились. Расчеты прекратились, а все имевшиеся ранее накопления «сгорели». Но если в игре это просто досадная мелочь, батарейки можно поменять и начать игру заново, то в реальной жизни выход из строя оборудования, линий связи или электроснабжения, действия банка и/или властей представляют собой гораздо более серьезную проблему.

От простой невозможности рассчитаться за необходимые, а то и жизненно необходимые, товары или услуги до фактически полной потери доступа на неопределенный срок к имевшимся сбережениям, находящимся в безналичной форме на банковском счете или счетах. От того, что они где-то есть и у вас есть пластиковая карточка, легче не становится. Вы можете размахивать карточкой перед продавцом, но толку от этого никакого не будет. Никто и ничего вам просто так не продаст. Хотите есть – можете грызть свою карточку. Или платите наличными. Или давайте что-то еще ценное, так сказать, по бартеру. Про электронное мошенничество даже и говорить не приходится, достаточно и этого. Вот только интересно, рассказывают ли родители, купившие своим чадам обновленную «Монополию», о тех рисках, которые связаны с пластиком и полностью безналичными расчетами в реальной жизни?

Однако, не все так плохо в мире игр. Если крупные компании, производящие игрушки, проводят в жизнь политику центральных банков и Уолл-стрита, полностью убирая из игр наличные и заменяя их безналичными расчетами, то есть и принципиально иные подходы и взгляды на будущее. Производители значительной части компьютерных игр смотрят на мир несколько иначе, и это вселяет определенный оптимизм. Это относится и к таким аркадным играм как, например, Subway Surfers или Temple Run, и к спортивным или иным симуляторам вроде Real Racing 3 и к стратегиям вроде «Цивилизации» и ко многим другим. Казалось бы, у всех столь разных по своей сути игр есть одна общая черта. В них во всех присутствует золото. В первых двух необходимо собирать золотые монетки, приносящие игроку очки. В гонках золото присутствует наряду с валютой, но именно на него проще и быстрее обслуживать и модернизировать технику и обеспечивать свой рост как гонщика. Про «Цивилизацию» во всех ее инкарнациях и говорить не приходится. На золото на протяжении всех веков существования цивилизации можно нанимать рабочих и войска, покупать здания и земли, в общем, все как в реальной жизни. Разница с настоящим историческим этапом заключается лишь в одном. Если в компьютерных играх деньгами и главным средством расчетов и накоплений является именно золото, то в реальном мире продолжают использоваться необеспеченные бумажные валюты. По крайней мере пока.

Схема с построенными на долге бумажными необеспеченными валютами движется к своему неизбежному краху. Вопрос, когда он произойдет, это исключительно вопрос времени. С учетом возможных масштабов потрясений безналичные расчеты, в том числе с использованием пластика, могут быть либо в значительной степени парализованы, либо на какое-то время полностью прекратиться. Поэтому тем, кто покупает своим детям подобную обновленную «Монополию», имеет смысл четко рассказывать им обо всех тех финансовых, технологических и прочих рисках, которые несут в себе безналичные расчеты. Если они будут заранее предупреждены о них, это не станет для них неприятным, а то и смертельно опасным сюрпризом, когда нечто подобное случится, и они будут представлять себе, что надо делать в подобной ситуации.

После краха бумажных валют им всегда на смену приходили твердые обеспеченные деньги, начиналось восстановление мировой экономики и новая фаза ее роста. Так было всегда на протяжении человеческой истории. Нет оснований думать, что что-то на этот раз будет происходить иначе. В подобных условиях возврат к твердым обеспеченным деньгам, какими исторически были драгоценные металлы – золото и серебро – может быть вполне естественным шагом, к которому значительная масса современной молодежи, играющей в различные компьютерные игрушки, будет психологически вполне готова. Золото в реальном мире придет на смену игровому виртуальному золоту, но это будет все тот же желтый металл, который они собирали, зарабатывали, завоевывали в играх. Заработать его в реальной жизни будет гораздо сложнее, чем в компьютерной игре, но они будут четко представлять то, что было сказано уже более ста лет назад: «Золото – это деньги и ничего более.»

Мои книжки

«Крах «денег» или как защитить сбережения в условиях кризиса»,

«Золото. Гражданин или государство, свобода или демократия»,

«Занимательная экономика»,

«Деньги смутных времен. Древняя история»,

«Деньги смутных времен. Московия, Россия и ее соседи в XV – XVIII веках»

можно прочитать или скачать по адресу http://www.proza.ru/avtor/mitra396

23.10.2013 на канале «РЕН-ТВ» вышла передача «Нам и не снилось: грязные тайны большой политики», в которой я также принимаю участие. Ее можно посмотреть либо на сайте «РЕН-ТВ», либо по следующей ссылке - http://www.youtube.com/watch?v=r5fl1qqRUdo


Оцените статью