Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СССР

Мировой кризис

17.04.2016 07:21  

ikhlov

124

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СССР

Дотации из госбюджета СССР распределялись примерно так: на одного прибалта – 1000-1200 р./год, на одного грузина, армянина – 700-800 р., на одного русского, украинца, белоруса – порядка 80 р., немногим меньше – на одного киргиза, казаха, узбека, туркмена, таджика.
На момент распада СССР по плотности асфальтовых дорог из-за наличия зоны вечной мерзлоты, неосвоенных пространств Сибири РСФСР отставала от других республик СССР  на  порядок. Лишь 60% дорог в РСФСР  имели твердое покрытие, Украина и Белоруссия - около 80%.
Долги СССР Россия взяла на себя, их погасили только в 2004 году.
На момент распада СССР оснащенными современной и новой техникой были Московский военный округ, Ленинградский, Северо-Западная группа войск, Белорусский военный округ, Прибалтийский,
Киевский, Прикарпатский, Одесский и группа советских войск в Германии. Украина при разделе получила новой и современной боевой техники больше, чем Россия (за исключением флота). До середины 10-х Украина и Беларусь демпингом советских вооружений уничтожали российский рынок.
Два года страны-лимитрофы расплачивались за российские сырье, нефть, газ, материалы советскими рублями, хотя этих рублей уже не существовало. Причем их эмиссию осуществляли ЦБ этих стран.

Следующие данные показывают, как распределялись ВВП и доходы граждан СССР по республикам. Верхняя цифра – производство на душу населения (тыс. долл./год), нижняя – потребление на душу населения (тыс. долл./год)

Таблица 1
                       1985                       1987                         1989                         1990
Россия           14,8                         15,8                          17,5                         17,5
                      12,5                         3,3                           12,8                           11,8
Белоруссия    15,1                        16,1                         16,9                           15,6
                        10,4                        10,5                          12                              12

Украина         12,1                         12,7                         13,1                          12,4
                        13,3                        13,2                         14,7                          13,3
Латвия             17                          17,3                           17,7                         16,5
                        22,6                        19                              21,7                         26,9
Эстония          15,4                       17,6                           16,9                         15,8
                         26                          27,8                           28,2                         35,8
Литва               13                          13,6                          14,6                           13
                         23,9                       22,2                           26,1                          23,3
Грузия             12,8                       12,8                            11,9                         10,6

                         31,5                       30,3                            35,5                         41,9
Армения          12,7                       12,4                           10,9                         10,5
                         32,1                       30,1                             30                           29,5
Азербайджан   11                          10,8                           9,9                             8,3       
                         7,4                         12,7                            14                            16,7
Молдавия        10,5                       11,2                           11,6                           10
                         12,8                        13,5                           15,8                         13,4
Казахстан        10,2                        10,9                          10,8                           10,1
                          8,9                         10,4                           14,8                          17,7

Туркмения       8,6                           8,8                            9,2                            8,6
                         13,7                        18,8                           20,0                          18,2
Киргизия          8,3                          7,8                                8                            7,2
                          8,8                          10,2                            10,1                         11,4
Узбекистан      7,5                           7,2                            6,7                            6,6
                         12,0                         12,9                            18,0                        17,4   
Таджикистан   6,5                            6,3                              6,2                           5,5
                          10,7                          9,5                            13,7                          15,6

(Подробнее о диспропорциях см. http://sergpodzoro.livejournal.com/229983.html )


Данные взяты из газеты «Советская Россия», органа РКРП, за 1992 год. Они весьма любопытны. Они не упоминались в советских справочниках. Мотивы «Советской России» понятны, потому редакция  и обнародовала данные не секретные, но для служебного пользования. Ведь они относительно, но указывают на абсолютные значения производительности.
Понятно, что по ВВП сложно судить о производительности труда. Большую роль играет добыча полезных ископаемых, стоимость которых дает вклад в ВВП – даже если различать производительности в час по отраслям и даже если различать производительность и факторную производительность. Например, Катар по ВВП на душу населения стоит первым в списке, намного опережая США. Также в разы по ВВП на душу населения США опережают Кувейт или Объединенные арабские эмираты. Однако говорить о производительности труда в Катаре, Кувейте или ОАЭ затруднительно.
С другой стороны, в США в 2014-м ВВП на душу населения - 54,4 тыс. долл. Но это вовсе не означает, что производительность труда в США росла такими сверхвысокими темпами. Просто при капитализме получают не по производительности труда, а по капиталу, и страны в целом тоже.

Тем не менее, по этим данным можно судить о том, что производительность труда в РСФСР была сравнима с производительностью стран Прибалтики, заметно выше, чем в Армении, Грузии и Азербайджане и в два-полтора раза выше, чем в остальных южных странах. Разумеется, главное, что явствует из таблицы, это тот факт, что все республики СССР в 80-е годы и в 1990-м, кроме Белоруссии и СССР, потребляли больше, чем производили, в т.ч. Грузия, Украина, Прибалтика.
Из таблицы также видно, как резко перед распадом СССР возросли доходы в странах Прибалтики и Грузии, а в Армении, наоборот, понизились.

Для сравнения приведем данные о ВВП на душу населения (связанных с производительностью труда) в развитых странах, взятые из зарубежного источника.

Таблица 2
                            1985       1987      1989         1990
США                  18,3         20,0       22,9          23,9
Германия           15,5         16,8       19,2          20,6
Япония               13,1        14,5        17,5          19,1
Израиль               9,7         10,9        12,0          12,8
http://svspb.net/danmark/vvp-stran-na-dushu-naselenija.php

Очевидно, что данные по ВВП не жестко связаны с производительностью труда, производительность труда в Германии в 80-е была выше, чем в Японии, а в Японии – выше, чем в США. Можно с уверенностью судить лишь, что производительность труда в РСФСР была ниже, чем в Германии, Японии и США, но выше, чем в Израиле.

Из того же источника и помощью Таблицы 1 можно составить третью таблицу. Данные Таблицы 1 уменьшены.

Таблица 3
                             1985      1987      1989        1990     1992      1997     2001        2010         2014
Румыния               7,1         7,5         7,5           7,4        6,2          7,8       8,7           16,7         19,7
Болгария               7,4         8,6          9,5          9,0        7,9         7,0        8,4          15,2          17,9
Польша                 5,4        6,0           6,8          6,5        6,5         9,5       12,0         21,0          25,2
Венгрия                8,9      10,0         10,9        10,9        9,9        11,9      15,0          21,8          25,0
Россия                  14,8        15,8             17,5           17,5       10,7       8,9        11,3         21,2           24,4
Белоруссия          15,1        16,1            16,9            15,6       5,0         4,6        5,7           15,4           18,2 
Украина                12,1        12,7           13,1            12,4        6,1         3,6        4,5            7,7            8,7                                                                              

Латвия                   17            17,3          17,7            16,5       6,0         7,1        9,8           18,0           23,8
Литва                     13           13,6            14,6             13          -             -         10,7          20,5          27,3
Грузия                   12,8         12,8          11,9            10,6       1,5         2,2         2,8            6,6             9,2
Азербайджан        11           10,8             9,9             8,3         4,6        2,9        3,9           15,4           17,8
Молдова               10,5          11,2           11,6             10         2,2         1,6         2,0           3,8             5,0
Киргизия               8,3            7,8               8               7,2        1,8         1,5         1,8           2,7              3,3

Данные 2010 и 2014 годов можно с уверенностью отбросить как фальсифицированные, они лишь отражают политический заказ. Известно обратное – производительность труда в странах-лимитрофах и странах бывшего СЭВ отнюдь не росла после «периода адаптации» к  т.н. рыночной экономике, экономики разрушались, численность населения сокращалась вследствие скачков эмиграции и смертности. 
Аналогично вряд ли можно верить тенденциям изменения производительности труда в России. Так, за два года с 1990 по 1992-й ВВП на душу населения не мог упасть с 17,5 до 10,7, зато промышленные мощности уменьшились к 1995 г вдвое (за период 2-й мировой войны – на треть ТОЙ промышленности). «Удвоение ВВП» с 2001-го по 2010 год – просто абсурд, даже в связи с взлетом цен на нефть. По разным оценкам доходы от продажи нефти составляли к 2014 году лишь треть ВВП. Точно так же нельзя верить и удвоению ВВП на душу населения в Болгарии, Польше, странах Прибалтики или Белоруссии, тем более в Румынии.

На встрече со спикером парламента Ливана Набихом Берри, обсуждая миграционный кризис в Европе, генсек ООН Пан Ги Мун подчеркнул, что трудности ЕС вызваны также фактическим вымиранием таких стран, как Латвия, Литва, Эстония и Украина. Эти четыре страны на постсоветском пространстве, отметил генсек, имеют одни и те же проблемы: они не смогли создать нормальные условия для жизни своих граждан, растет преступность, расширяется экономический кризис.
Таким образом, можно лишь выборочно оценивать данные таблицы.

По выборочной оценке видно, в какую экономическую яму упали и не смогли из нее выбраться Молдова, Киргизия (аналогично Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан), Грузия и Украина. После слов Пан Ги Муна к ним можно добавить страны Прибалтики.

Любопытно также изменение ВВП на душу населения Украины. Если верить источнику, в последние годы правления Кучмы были самые высокие темпы роста. За годы правления Ющенко ВВП на душу населения колебался от 7,7 до 8,8 тыс. долл. За годы правления Януковича ВВП последовательно рос с 8,3 до 9,7 тыс. долл. При Турчинове в 2014 году он упал до 8,6 тыс. долл., но эта цифра существенно завышена.

Каковы механизмы спада экономик?
В России Черномырдин продал Штатам 500 тонн оружейного урана за 11,9 млрд. долл., при цене 3,9 трлн. долл. (с 1945 года вся ядер¬ная экономика США сумела на тот момент произвести только 550 тонн оружейно¬го урана). В 90-е был похоронен «Буран», аналог Шаттла, в 2001 г. Путин приказал затопить станцию «Мир». Однако основными шагами к деградации экономики стали: 1) ваучеризация, увеличившая денежную массу и обесценившая рубль, 2) императивное завышение курса доллара, облегчающее нерезидентам скупку заводов в России, 3) оценка предприятий по остаточной стоимости, давшая возможность их скупать за бесценок, 4) разрыв технологических цепочек вследствие приватизации и всем, что с ней связано, резкий рост числа контрагентов, 5) вытекающие из разрыва цепочек гиперинфляция, закрытие шахт и заводов, массовые увольнения.
(Подробнее см. http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=395613 )
Аналогичные процессы шли во всех странах-лимитрофах и странах СЭВ. Причем для всех стран, включая Россию, ситуация осложнялась разрывом цепочек между странами, например, Запорожье перестало поставлять сляби на пермский завод им. Ленина, и на заводе закрылись цеха – еще до распада СССР. Таким же образом закрылись заводы во Львове, Харькове. Распад СССР, разумеется, ускорил процесс. Множество связей в СССР было с высокими издержками. Однако, как говорил «революционер капитализма» Эдварс Деминг, не все выгодно, что дешево. Устойчивые связи оказались трудно заменимыми. Для вступивших в Евросоюз катастрофа усугублялась директивами руководства ЕС закрыть «лишние» производства.
В результате за годы реформ в России случилось свыше 30 млн лишних смертей, на Украине – около 12 млн. Для справки: за годы правления Сталина в СССР случилось 4-5 млн лишних смертей.

***
Любопытно, что «Комсомольская правда», газета, в которую не всякая уважающая себя селедка позволит ее завернуть, тоже перепечатала из приведенной первой ссылки верхнюю таблицу. Однако снабдила ее собственными «размышлениями» - в духе времени: «Ленинская национальная политика» так построила политические, культурные и экономические отношения в СССР, что они больше всего начали напоминать пословицу «один с сошкой, а семеро с ложкой».

Напомню, что ленинская национальная политика заключалась вовсе не в том, чтобы кормить плохо работающих. Она заключалась в создании привилегий для промышленного развития отсталым южным республикам. Успели получить такие привилегии и отсталые Латвия, Литва, Эстония, Молдавия. А вот диспропорции в потреблении – это уже сталинская политика в духе «разделяй и властвуй»: с одной стороны, «коренизация» (украинизация), с другой – жесткое подчинение республик Москве по сталинскому плану автономизации, которому Ленин при жизни препятствовал.

Борис Ихлов, 11.4.2016
 


Оцените статью