Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




В российские магазины - и желудки - поступил пластиковый рис из Китая

О рыночном равновесии (разбираемся с работой рыночных механизмов)

Мировой кризис

04.10.2015 08:04  

saava

140

Рассматривается основное условие рыночного равновесия, из которого следует главная рекомендация для эффективной макроэкономической политики.

Рыночная экономика максимизирует свою эффективность не сама по себе, а при определённых условиях. Обычно на эти условия не обращают внимания в учебниках, но в реальной жизни они критически важны, и можно долго манипулировать (или требовать манипуляций) различными параметрами, такими как денежная масса или ключевая ставка безо всякой пользы для экономики.

Будем рассматривать идеальную ситуацию «очень рыночной» экономики – в каждом продуктовом сегменте действует множество независимых потребителей и множество независимых продавцов (производителей). Рынок, на котором конкурирует множество независимых производителей, очень дружелюбен к потребителю. Поскольку на рынке уже есть некоторая средняя цена, то каждый производитель будет на нее неизбежно ориентироваться. Если он поставит цену выше среднерыночной, его продажи будут стремиться к нулю, поэтому такая стратегия будет для него очевидно проигрышной. Если его цена будет равна среднерыночной, его продажи также будут средними по рынку - при случайных колебаниях спроса в минус он будет иметь нераспроданные остатки. Если он выбирает гарантированные продажи, он должен понизить цену. Таким образом, разнонаправленное рыночное поведение продавцов приводит к понижению цен некоторыми из них, что заставляет остальных также пересматривать свои цены, если они не хотят увеличения нераспроданных запасов. Процесс этот небесконечен – рано или поздно цена упрётся в себестоимость, поэтому по мере падения рентабельности «понижательный» энтузиазм продавцов будет спадать и ситуация стабилизируется в зоне рентабельности, которую продавцы посчитают минимально допустимой. Для того, чтобы цена на таком рынке пошла вверх, необходимо событие, которое заставит всех продавцов действовать одинаково – например, у всех повысилась себестоимость вследствие подорожания какого-то ресурса.
На рынке товаров первого уровня потребностей спрос ограничен. Что произойдет, если предложение существенно превысит потребности рынка? Если спрос меньше предложения, проблемы будет испытывать вся отрасль (сегмент), вплоть до вероятности закрытия предприятий. Чтобы не оказаться в такой ситуации, предприниматели действуют единственно возможным образом - улучшают свой продукт. Повышают качество, наделяют продукт новыми полезными свойствами, снижают себестоимость. Постоянное улучшение продукта и производственных процессов становится обязательной политикой предприятий. Тот, кто в этом деле отстал от других – кандидат на вылет. Таким образом, превышение предложения над спросом - источник непрерывной эволюции промышленности, основная причина, почему производство в СССР (где, как мы помним, предложение и спрос были уравновешены, т.е. равны) так безнадежно отстало от рыночных экономик.
Чтобы с рынка уходили именно худшие предприятия, необходимо выполнение еще одного условия: потребительский выбор должен быть грамотным и ответственным. Не когда "Мерседес лучше, потому что Мерседес" и не когда "товар рекламируют - значит хороший", а именно самостоятельное изучение отзывов, анализ соотношения цена/качество задает правильный вектор развития промышленности. Потребительский рынок (по крайней мере в России) часто живет мифами, поэтому воспитание и информирование потребителя – одна из задач регулирования рынка. Только правильный потребительский выбор, грамотное «

давление потребителя» заставит экономику эволюционировать.
Давайте еще остановимся подробнее на смысле фразы «предложение превышает спрос». Возьмем микрорайон города, в котором проживает 1500 человек, пусть там открылись два независимых магазина с мощностью по обслуживанию 1000 человек каждый. Изначально на каждый из них приходится по 750 клиентов и пусть при такой нагрузке они вполне рентабельны. Пусть далее магазины в глазах жителей неравноценны и постепенно их предпочтения разделились в соотношении 60:40. В таком случае в первый магазин будет ходить 900 клиентов, во второй – 600. В этом примере потребительский выбор эффективно влияет на предприятия – первый магазин будет иметь прибыль и резервы на развитие, например, на открытие в других микрорайонах. Второй окажется с минимальной прибылью или вовсе без прибыли. Но такая ситуация будет не всегда. Если в микрорайоне проживает 1800 человек, клиенты разделятся в пропорции 1000:800 и оба магазина будут с прибылью. Получается, чем ближе мощность магазинов к потребностям района, тем меньше влияние клиентского выбора.
Таким образом, превышение предложения над спросом – это не когда произвели товара больше, чем нужно клиентам (хотя и так бывает, но это разовые ошибки). Главное – мощность предприятий превышает потребности потребителей. Конечно, предприятия работают при этом не на максимуме рентабельности. Но за все нужно платить. Возвращаясь к плановой экономике – да, загрузка было 100%-ной – и мнение потребителя уже никого не интересовало. Мы знаем, к чему в итоге это привело.

Итак, любой производитель на рынке вынужден реагировать на ценовое давление со стороны потребителя - потребительский прессинг. Интуитивно понятно, что есть и встречное давление - давление производителя, иначе точка равновесия смещалась бы в сторону понижения цены вплоть до себестоимости. В тех учебниках, которые мне попадались, причины возникновения давления производителя не рассматривались - предполагалось, что "капиталист заинтересован в увеличении прибыли", и это объяснение всех устраивало. Развивая эту логику дальше, мы придем к выводу, что при смене собственности с частной на какой-то из видов общественной интерес к прибыли станет абстрактным (общество больше заинтересовано в снижении цен, трудовой коллектив, если ему прибыль не достается, тоже встанет скорее на сторону общества) и давление потребителя выдавит цены к минимальной границе - себестоимости.
Поэтому в странах рыночной экономики по мере распыления собственности между акционерами стала популярна мотивация руководства предприятий через предоставление права участия в прибыли - обычно через участие в акционерном капитале. Я же считаю, что у любого руководителя есть серьезные основания повышать цену независимо от его непосредственного интереса в прибыли, и причина тому - неопределенность себестоимости.


Последующие рассуждения базируются исключительно на моем личном опыте производства нестандартной продукции, но аналогичные картины я не раз наблюдал и на других производственных предприятиях, и в строительстве,.
Каков стандартный способ расчета себестоимости (или времени изготовления) заказа/проекта? Рассчитать стоимость материалов и комплектующих, трудозатраты, время изготовления умножить на постоянные расходы, просуммировать - цифра готова. Однако если вы пойдете этим путем, вы ни разу не уложитесь в расчетную себестоимость. Связано это с тем, что реальная жизнь - цепь случайных событий, и большинство этих событий увеличивают себестоимость (или время, что в принципе одно и то же). Эти случайности поджидают нас на каждом шагу и избежать их невозможно. Так, закупая материал, обычно приходится сталкиваться с дискретностью закупок (мне нужно 1,25 листа металла, в реальности придётся купить 2), в производстве случайные ошибки, брак или устаревшие нормативы могут приводить к перерасходу материалов и необходимости дозакупок (плюс ещё раз транспортные расходы). Брак на производстве также требует дополнительных затрат рабочего времени, работы оборудования и существенно сдвигает итоговую себестоимость в плюс. Любая проблема с персоналом, например болезнь или прогул сотрудника, увеличивает время изготовления и следовательно себестоимость. И так далее.
Чтобы представить ситуацию наглядно, я набросал такой график:
http://ic.pics.livejournal.com/saavas/72466558/7128/7128_original.jpg
На нем я изобразил вероятность наступления события выхода на конкретную себестоимость. Например, если все пошло по плану, мы получим себестоимость Р0. Хотя вероятность этого события мала, но она ненулевая. В каком-то месте вероятность достигает максимума - это самое вероятное значение себестоимости Рmax. Если вы немного поднаторели в бизнесе, вы сможете достаточно точно чувствовать, какую примерно себестоимость вы получите с наибольшей вероятностью. Но не спешите переписывать цену - отталкиваясь от этой самой вероятной себестоимости, вы будете в среднем работать в минус. Дело в том, что вероятность сработать "в ноль" на протяжении длительного отрезка времени - это интеграл данного графика (или площадь под ним). Значения 50% эта вероятность достигает в точке Р50/50, для которой площади под графиком слева и справа равны, и которая находится дальше точки Рmax. Но и в точке Р50/50 вы будете просто в среднем безубыточны, а чтобы в 70% случаев иметь прибыль, вам нужно расположиться на точке Р70/30. То, насколько далеко эти точки отстоят друг от друга, зависит от специфики бизнеса, например в производстве «под заказ» реальный коэффициент (Р70/30)/Р0 может быть в районе 1,5. Иными словами, расчетную себестоимость нужно умножать на коэффициент 1,5!
Нужно отметить также, что попадание в зону "цена оказалась меньше себестоимости" (зону убытка по текущему заказу) крайне негативно сказывается на текущей деятельности предприятия. Возникает необходимость финансировать убыток приходами (предоплатами) с других заказов, к этому добавляются весьма распространенные задержки с оплатой сданных заказов - и для ликвидации кассового разрыва может потребоваться поиск заемных средств. Получение же, к примеру, кредита в банке - процедура долгая, трудозатратная и далеко не всегда реальная, поэтому руководители стремятся кассовых разрывов избегать. Как следствие, любой руководитель независимо от формы собственности заинтересован продавать свой продукт как можно дороже, чтобы максимально уменьшить вероятность получения убытка, т.е. перемещаться как можно дальше вправо на моем графике вероятности. Это и есть

давление производителя.
Работа над улучшение качества продукции и оптимизация бизнес-процессов  позволяют добиться некоторого сжатия данной кривой по оси себестоимости. Еще больше уменьшает разброс вероятностей переход на поточное производство, но даже там себестоимость остается случайной функцией - как минимум она зависит от текущих продаж (на них распределяются постоянные издержки), а спрос сам по себе случаен. Наконец, нельзя забывать об определённом давлении на руководителя со стороны персонала – каждый заинтересован в росте заработной платы, и время от времени различными методами пытается «выбить» её повышение.

Теперь можно вернуться к механизму установления ценового равновесия на товарных рынках. Обычно в учебниках рисуют график, где пересекаются две кривые, одна - растущая при увеличении цены («совокупное предложение»), вторая – падающая («совокупный спрос»). Точка их пересечения и есть точка равновесного уровня цен. В реальности совокупный спрос - случайная функция. Если мы предположим, что точка равновесия совпала с точкой 100%-ной загрузки производственных мощностей предприятий, то случайные колебания спроса в плюс не могут быть компенсированы ростом производства, пока не будут построены и введены новые мощности. А это значит, что реакция производителей будет однозначной – они воспользуются возможностью и просто поднимут цены.


Таким образом, приходим к выводу, что для обеспечения стабильности цен в точке равновесия спроса и предложения загрузка предприятий должна немного (процентов на 10) отличаться от максимальной. При этом предприятия должны иметь резерв не только по оборудованию, но и по рабочей силе. Если на минутку представить себе, что все производство работает исключительно под заказ, то с точки зрения производителей они будут недозагружены на эти самые 10 %, т.е. как бы предложение будет превышать спрос. Чтобы не путаться в понятиях, будем потенциально возможный выпуск называть просто предложением, а фактический – загрузкой.
Итак, пусть равновесие достигнуто в точке «загрузка = 90% предложения». Что произойдет, если спрос вдруг упадет (для определенности, еще на 10%)? Если все производители в глазах клиентов неразличимы, у всех загрузка упадет до 80% с соответственным снижением рентабельности. Если же кто-то выпускает продукцию похуже, то на него придется основное падение спроса. Скорее всего, он даже станет убыточным и ему придется закрыться. То же самое будет, если у кого-то себестоимость окажется выше средней по рынку - ему тоже придется закрыться. С одной стороны, это хорошо – рынок избавляется от неэффективных предприятий. С другой – закрытие производств означает в масштабах экономики в целом увольнения, дальнейшее падение совокупного спроса, возможный невозврат кредитов и т.д. - ситуация может перейти в неуправляемое падение. Поэтому первая задача макроэкономической политики –

держать совокупный спрос в зоне «идеального равновесия» (условно – в зоне 90%-ной загрузки). Отклонения и в одну, и в другую сторону чреваты.

Что же мы видим в реальности? ЦБ, озабоченный «борьбой с инфляцией» и «удержанием курса» сокращает денежную массу (точнее, эффективная денежная масса сократилась сама после скачка цен, а ЦБ удерживает номинальную). Совокупный спрос закономерно сползает в «красную зону» недозагрузки мощностей. Предприятия испытывают финансовые проблемы и пытаются их решить привлечением кредитов. Глазьев требует снизить процент, чтобы поддержать предприятия кредитами и уменьшить нагрузку на себестоимость производства. Монетаристы в правительстве и ЦБ стоят горой на защите высокой ключевой ставки, резонно аргументируя тем, что ставка ниже уровня инфляции – это субсидирование заёмщика. А экономика продолжает падать. Потому что главная причина – спрос в красной зоне. Дайте денег людям, поднимите спрос, и сразу станет легче! А кредиты предприятиям лишь оттянут их банкротство, не более. И уж точно не спасут экономику никакие инвестиционные форумы.  


Оцените статью