Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Где деньги? Или куда плывут титаники интернет-магазинов?

Мировой кризис

19.08.2014 10:25  

antondm

145

Что ждет российские интернет-магазины в конце 2014 года.

В прошлую пятницу в Известиях вышла любопытная статья «Российские интернет-магазины подобрались к кризису». В статье говорится о том, что дела у крупных онлайн-продавцов идут плохо. Они становятся все более убыточными. Только инвестиционный подсос держит сердешных на плаву. Озон, Викимарт, Юлмарт, Сотомаркет, Энтер, Купи Вип и пр. существуют и развиваются в основном за счет постоянного инвестиционного вливания. Но, что произойдет, если инвестиции прекратятся? Страшно подумать...

Почему же крупный онлайн ритейлер, как тот олень, который всё пьет и пьёт, а ему всё хуже и хуже? Кто же подстрелил этого оленя так, что вся вода (инвестиции), которую он пьет, выливается из дыр от пуль? Объяснить такое состояние рынка электронной коммерции в России можно следующим образом. Инвесторы, видя бурный рост рынка электронной торговли, приняли решение туда вложиться. Но желаемой прибыли им добиться не суждено. С конца 2013 года этот рынок стал не просто резко тормозить свое развитие, а заметно уменьшился. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть статистику запросов в Яндексе, которые отражают спрос на какие-либо товары.

Чем у нас Озон торгует? Правильно, книгами. Смотрим динамику запросов фразы «книги». Ещё в октябре 2013 было 15 236 036 запросов простив 14 419 286 запросов сентября 2012 года. Небольшой рост. Но уже с октября 2013 год по сегодняшний день каждый месяц показывает уменьшение запросов по сравнению с прошлым годом. Только январь 2014 показал слабенький рост и с февраля запросов становится стабильно меньше прошлогодних.

Но, может быть, книги не лучший пример? Всё-таки люди больше сейчас читают на экране мониторов, и падение спроса на книги является нормальным. Давайте проверим другие запросы, например, «компьютер», «системный блок», «ноутбук», «телефон», «автомобиль». Все эти фразы показывают одну и туже картину. В середине и ближе к концу 2013 года — рост по сравнению с 2012 годом, но в конце 2013 и в 2014 году — падение запросов ниже прошлогодних. Хотя, нет! Есть запрос, который до сих пор показывает рост — «смартфон». Но, увы, этот рост все меньше и меньше месяц к месяцу, да и не может же рынок расти на одних смартфонах.

Если взять запросы из других областей, например, «купальники», «женское белье», «постельное белье» и другие запросы — картина похожая. В 2013 году рост, который в 2014 году сменяется падением или явным замедлением роста. При динамично увеличивающемся проникновении интернета (Минсвязь фиксирует 21,9% роста трафика по выделенным каналам в первом квартале 2014 г.), такая динамика запросов говорит о том, что люди перестают искать товары в интернете. Почему? А что происходит в офлайне? Только ли интернет рынок подает подобные признаки кризиса?

Оказывается, подобная ситуация наблюдается и в офлайне. График индекса покупательской активности исследовательского агентства Ромир говорит сам за себя. В октябре 2013 рост прекратился и до сих пор балансирует на уровне прошлогодних показателей.

Таким образом, мы видим, что рынок встал. Что будет дальше? Либо рост и опять у нас все хорошо, либо падение и мы проваливаемся в кризис. Для роста должны быть драйверы. Их пока не видно.

Что делать в этой ситуации? Оптимизировать, оптимизировать и ещё раз оптимизировать свои затраты. Перед падением в карате учат группироваться, чтобы не получить физические потери при падении. Тоже самое нужно делать онлайн-продавцу. Не раскатывать губу на увеличение продаж осенью и зимой. Если оно случится, то будет лишний повод для радости. Если не случится, то это не должно вас застать врасплох. Основная задача — выжить. Выживших ждёт бонус: покупатели разорившихся онлайн-продавцов

Сcылка >>


Оцените статью