Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




В российские магазины - и желудки - поступил пластиковый рис из Китая

ЗАБЫТАЯ ИДЕЯ -- БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ

Мировой кризис

23.09.2015 15:23  

cdzpm1

161

о необходимости установления нового мирового экономического порядка

К 50-летию международного совещания в Москве "О новом мировом экономическом порядке"

 

Полвека назад, 3--12 апреля 1952 года, в Москве состоялось международное экономическое совещание, где СССР и СЭВ предложили создать в противовес экономико-политической экспансии США общий рынок товаров, услуг и капиталовложений социалистических и развивающихся стран. Интересно, что прозвучавшие тогда идеи о необходимости установления нового мирового экономического порядка абсолютно не утратили своего значения и сегодня. 

МИР МАЛО ИЗМЕНИЛСЯ
…Итак, апрель 1952-го. Уже вовсю работает пресловутый план Маршалла, приспособивший экономику большинства стран Западной Европы к долгосрочным нуждам США и НАТО, а другим странам свои модели жестко навязывают Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ).
Однако распад колониальной системы после второй мировой войны резко ограничил всевластие транснациональных структур. К тому же социалистические государства объединились в централизованный экономико-политический блок (СЭВ), который стал "магнитом" для развивающихся стран.
Страны -- члены СЭВ и Китай еще осенью 1951 года совместно заявили о неизбежности тесного сотрудничества всех стран, не склонных подчиняться долларизации и диктату проамериканских торговых и финансовых структур. Согласно этому заявлению, иначе "всех несогласных новые колонизаторы будут, во-первых, стравливать друг с другом, а во-вторых, подвергать любым формам агрессии и дискриминации...". В документе говорилось и о необходимости созыва международного форума по этим вопросам. Прогноз 1951 года, как показывают современные события, остается вполне актуальным.

В пересчете на текущие цены убытки СССР от дискриминации со стороны Запада достигали в начале 50-х 6 млрд долларов в год. В начале ХХI века этот ущерб, по оценкам правительства, составляет почти 4 млрд долларов за год 

Если пятьдесят лет назад в роли экономико-политических диктаторов выступали США, НАТО, МВФ, ВБ и другие аналогичные организации, то сегодня их новым стратегическим союзником является Всемирная торговая организация (ВТО). Судя по нынешней тональности диалога России и многих других стран с ВТО, ее главная задача -- вынудить тех, кто остается за рамками индустриально развитых и финансово самодостаточных государств, в одностороннем порядке открыть свои рынки для любого импорта, сократить госрегулирование экономики и внешней торговли. Вдобавок ВТО намерена жестко контролировать промышленный (но не сырьевой) экспорт из развивающихся и бывших соцстран. А в качестве "аккомпанемента" такой политики США вводят экономико-политические санкции против "строптивых", да и тех государств и фирм, что торгуют и сотрудничают с "изгоями", к которым сегодня в Вашингтоне относят почти двадцать стран -- от Судана до Белоруссии...
Развивающихся стран сегодня в мире, как и в те годы, -- большинство. И основные их достоинства прежние: крупные запасы разнообразных ресурсов и дефицит индустриальных технологий. И действительно, отнюдь не все эти страны намерены обменять свою независимость на внешние займы и индустриализацию по транснациональным рецептам. Свежий и весьма печальный пример Аргентины доказывает опасность неоколониальных моделей социально-экономического развития.


АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ОБЩИЙ РЫНОК
А тогда многие аргентинские чиновники и экономисты одними из первых поддержали советскую идею международного экономического совещания и создания общего недолларового рынка. Наряду с Аргентиной среди первых соорганизаторов московского совещания были КНР, Индия, Индонезия, Эфиопия, Мексика, Уругвай, Иран, Йемен, Афганистан, Сирия, Югославия. Примечательно, что соответствующее предложение СССР, прозвучавшее в выступлениях А. Я. Вышинского и Д. Т. Шепилова в ООН в 1951--1952 годах, а также в упомянутом заявлении стран -- членов СЭВ и Китая в 1951 году, поддержали некоторые западные страны, отвергшие "маршаллизацию", -- это Швеция, Австрия, Финляндия, Ирландия, Исландия: от них на совещание были посланы министры внешней торговли или иностранных дел.
Всего в работе московского совещания приняли участие 680 официальных лиц и специалистов из 49 стран. Характерно, что многие союзники США (Великобритания, Франция, Италия, Дания, Норвегия, Канада, Турция, ФРГ, Япония, Бразилия, Саудовская Аравия, Австралия, Либерия и др.), представленные главным образом бизнесменами, аналитиками и чиновниками среднего ранга, тоже участвовали в этом форуме. Но и они были уполномочены подписывать документы о торговле и сотрудничестве с другими странами.
До конца апреля 1952 года в Москве было подписано свыше шестидесяти торговых, инвестиционных и научно-технических соглашений на срок от трех до пяти лет, в том числе с участием СССР -- девятнадцать таких документов. Остальные были "перекрестными": между развивающимися странами; между развивающимися и соцстранами; с участием некоторых западных стран и банков и т.п.
Основными принципами этих документов были:
-- таможенные и ценовые льготы для развивающихся государств в целом или их отдельных товаров;
-- взаимный режим максимального благоприятствования в торговле, кредитах, капиталовложениях, научно-техническом сотрудничестве;
-- согласование политики в международных экономических организациях и на мировом рынке;
-- возможности бартера (в том числе в погашении долгов), взаимно согласованных цен и исключения (минимум -- необязательности) долларовых расчетов.

В апреле 1952 года в Москве началось формирование альтернативной системы международной торговли, была предпринята попытка организации нового справедливого мирового экономического порядка 

Шепилов и Микоян, представлявшие СССР, в своих выступлениях на совещании предложили поэтапное формирование общего рынка социалистических и развивающихся стран: сперва дву- и многосторонние соглашения с похожими условиями (по ценовым, таможенным, кредитным льготам, товарным квотам и т. п.), затем постепенная унификация принципов внешнеэкономической политики и развитие общеблоковой свободной торговли. А на заключительной стадии -- создание межгосударственной расчетной валюты с обязательным золотым содержанием.
С некоторыми уточнениями эту идею поддержали все участники совещания, кроме стран -- союзников США: самое большее, на что пошли их делегаты -- призывы к деполитизации торговли и сотрудничества и постепенная отмена экономической дискриминации стран и народов. Но нелишне будет напомнить, что как раз в дни работы московского форума в ФРГ был создан действующий и сегодня "Восточный комитет германской экономики", и поныне самая крупная в зарубежной Европе бизнес-структура, содействующая развитию экономического сотрудничества теперь уже с бывшими СССР и восточноевропейскими соцстранами.


КРАСНОРЕЧИВЫЕ ОЦЕНКИ
Оценки преимуществ равноправных мирохозяйственных отношений, высказанные на московском форуме, были весьма положительными. Вот лишь несколько примеров.
Союзный секретарь ФНРЮ по внешней торговле Стане Доланц: "Подлинное экономическое равноправие, как и взаимодействие народно-демократических и развивающихся стран во внешней торговле и финансовых вопросах должны, как считает Югославия, привести к новому типу международных отношений, а также укрепить национальный суверенитет, на который покушаются западные капиталисты..."
Президент Аргентинской палаты содействия международной торговле Фелипе Фрейре: "Торговля и другое сотрудничество с "немаршаллизованными" странами имеют стратегическое значение для Аргентины -- они укрепляют ее позиции в мировой экономике, ослабляя нашу зависимость от американских трестов и банков..."
Министр внешней торговли Индии Гьян Чанд: "Подлинное обновление индийской экономики едва ли осуществимо без тесной кооперации с социалистическими странами. Плюс к тому, их помощь и предложения не оговариваются бесцеремонными политическими требованиями или неоколониальными финансовыми условиями..."
Посол Йемена в СССР Ахмед аль-Юфис: "Моя страна считает невозможным международное экономическое равноправие, как и развитие своей экономики, без тесного взаимодействия всех государств, отстаивающих независимость..."
Министр иностранных дел и внешней торговли Швеции Эстен Унден: "Развитие равноправного экономического сотрудничества предотвратит захват мировой экономики и торговли несколькими сверхкрупными корпорациями, намеренными диктовать свои правила и подавлять даже потенциальных конкурентов..."

ОТСТУПЛЕНИЕ, НО НЕ ПОРАЖЕНИЕ
...После 1953-го власти СССР и большинства других стран СЭВ постепенно отошли от внешнеэкономической идеологии 1952 года, предпочитая двустороннее экономико-политическое сотрудничество с развивающимися странами, а в нем, как известно, набирали обороты политико-идеологические факторы. Вдобавок СССР со второй половины 60-х стал снабжать Запад дешевым энергетическим и промышленным сырьем (эту "эстафету" приняла Россия), что фактически сдало в архив ту идею. Кроме того, началась и усугубилась советско-китайская полемика, причем обвинения "в энергосырьевой подпитке империализма и в военно-политическом гегемонизме в регионе СЭВ", адресованные Пекином СССР, Кремль не оспаривал вплоть до распада Советского Союза...
В последующие годы идеологию антидолларового сообщества развивающихся и некоторых соцстран пыталась воплотить титовская Югославия -- в рамках движения неприсоединения, что поддерживалось другими его основателями -- Бирмой, Ганой, Египтом, Индией, Индонезией. По-своему заветы московского форума интерпретировал и Мао Цзэдун, выдвинув в конце 60-х "Теорию трех миров", по которой "истинно социалистические" (КНР, КНДР, Албания, Вьетнам, Куба, Румыния) и развивающиеся страны должны укреплять экономико-политическую, а если потребуется, и военную взаимопомощь для противодействия "старому и новому гегемонизму" (т. е. США и СССР с их союзниками). Сегодня идеи справедливого экономического порядка выдвигает ряд развивающихся стран.

Иными словами, у многих государств выбор в наши дни тот же, что и в начале 50-х годов: либо принять проамериканскую глобализацию со всеми ее атрибутами и методами, либо создавать такой общий рынок товаров, капиталов и услуг, который коллективно защищал бы национальную экономику и государственный суверенитет каждой страны.
Альтернативные подходы реализуются и в деятельности все более многочисленных региональных экономических, торговых и экологических ассоциаций. Немалую роль в этом процессе могла бы сыграть и Россия, в частности в рамках создаваемого с ее участием Евразийского экономического сообщества.

Сcылка >>


Оцените статью