Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




В российские магазины - и желудки - поступил пластиковый рис из Китая

Частная денежная система : ОСМЫСЛЕНИЕ РОЛИ И МЕСТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Мировой кризис

01.04.2015 00:16  

kotov7

160

Генкин А.С., к.э.н.,
докторант Финансовой академии при Правительстве РФ
(опубликована с изменениями в журнале «Финансы и кредит», 2005, N 29.)

ЧАСТНЫЕ ДЕНЬГИ: ОСМЫСЛЕНИЕ РОЛИ И МЕСТА
В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

При жизни нынешнего поколения происходит ряд явлений, необъяснимых с
точки зрения традиционной экономической теории. Постепенно одиночные
парадоксы, отклонения и "неправильности" приобретают устойчиво
повторяющийся характер, наблюдаются в различных региональных, социально-
экономических и политических системах и начинают настоятельно требовать
теоретического осмысления.
Значительная часть этих новаций затрагивает сферу отношений государства и
индивида, пересмотра соотношения частного и государственного интереса и
механизмов их взаимодействия.
В развитых странах последние 100-150 лет прошли под знаком подавляющего
преобладания централизованных национальных государств над экономической
жизнью общества посредством установления ими формальных и неформальных
"правил игры" в виде законов и иных институтов.
В результате этого процесса ряд сфер экономической жизни были полностью
монополизированы государством. В их числе оказалась и эмиссионная сфера:
выпуск денег для использования их экономическими субъектами в качестве
средства расчета, платежа, накопления и т.д.
Утвердившись в развитых странах в XIX веке, эмиссионная монополия
государства и присвоение им эмиссионного налога (сеньоража) казались затем
многим поколениям чем-то само собой разумеющимся. Первое серьезное
испытание эта система претерпела после 1918 года, когда экономический
кризис по завершении Первой мировой войны, а затем и Великая депрессия
1929-36 гг. в силу недостатка официальных денег в обращении развитых стран
вызвали к жизни тысячи эмиссий заменителей денег с разной степенью
ликвидности. Явление приобрело массовый характер, но с преодолением
мировой экономикой кризиса государства предприняли запретительные меры
для прекращения эмиссий конкурентов.

В 1980-90-х с приходом эры информатизации явление негосударственнх
денежных суррогатов было воспроизведено практически во всемирном
масштабе. Сначала локальные денежные эксперименты охватили более 40 стран
мира. Практически в любом крупном западном городе сегодня действуют одна
или несколько систем местных валют. Наиболее крупные системы местных
валют (Бразилия, Аргентина, США, Великобритания) охватывают до
полумиллиона участников.
Распространение "новых денег" по миру вызвало значительный общественный
и политический резонанс.
Во Франции суд осудил двух ученых, членов кружка, в котором использовалась
местная валюта, за то что они починили своей знакомой крышу дома в обмен на
несколько единиц этой самой местной валюты. На них подал иск профсоюз
кровельщиков, обвинив в нелегальном труде и недобросовестной конкуренции.

Активная общественная поддержка осужденных вынудила пересмотреть
приговор в сторону смягчения.
В Аргентине в 2000 г. было подписано беспрецедентное Соглашение об
институциональном сотрудничестве между Министерством экономики страны и
крупнейшей в Латинской Америке Глобальной бартерной сетью (ГБС),
использующей собственные денежные единицы.

В США малолетние правонарушители, присужденные за мелкое хулиганство к
общественным работам, получают за свой труд специальные местные деньги,
тайм-доллары, созданные на манер сталинских «трудодней», и могут отоварить
их предметами первой необходимости.

Электронные деньги, обладающие экстерриториальностью и резко снизившие
издержки денежного обращения, стали с середины 1990-х новым этапом
развития "денежного парадокса". В результате развития и взаимовлияния этих
двух волн денежных инноваций появился феномен частных денег, шагнувших
через национальные границы одной страны и оторвавшихся от какой-либо
национальной денежной единицы. Наиболее крупные частные системы эмиссии
электронных денег имеют сотни тысяч (как российские системы Яндекс.Деньги
и WebMoney Transfer и зарубежная система e-gold), а то и миллионы (как в
американской системе Paypal) участников.

Активно развиваются и такие виды денежных инноваций, как бонусные
программы лояльности (яркий пример – программа "аэромили" с десятками
миллионов участников) и бартерные программы с участием собственных
денежных единиц (пример – программа Бартеркард с сотнями тысяч участников
в 15 странах мира).

Статистические исследования свидетельствуют, что пользователи и владельцы
различных видов частных денег, составлявшие первоначально, в 1980-х, лишь
сотые доли процента в общем экономически активном населении Земли, сейчас
исчисляются если не сотнями, то по крайней мере десятками миллионов.

Типичное меньшинство ранних инноваторов, энтузиастов-одиночек,
превратилось в массу мотивированных активных пользователей.

Идеологический стимул сменился экономическим.
В мире опубликованы сотни научных работ, посвященных техническим
аспектам денежных инноваций, в особенности электронных денег. При этом
очень мало исследователей, дающих социально-экономический анализ явления,
пытающихся выяснить причины успеха частных денежных инноваций. А эти
причины кроются в экономических интересах пользователей денег, в том факте,
что новые денежные инструменты в конкуренции с монополией государства за
эмиссионный налог вынуждены лучше и качественнее учитывать насущные
интересы экономических субъектов.

Частные деньги все чаще выступают как инструмент снижения издержек и
повышения эффективности бизнеса. При этом они же улучшают занятость,
укрепляют финансовое положение некогда депрессивных регионов, растят

социальный капитал, в целом повышают степень удовлетворенности как
экономических, так и социальных потребностей подавляющего большинства
экономических субъектов.

Для проведения теоретического анализа этого феномена необходимо
предпринять исследование института частных денег, а также постулировать
появление в мировой экономике в постиндустриальную эпоху качественно
новой сущности, а именно частных денежных систем.

Для анализа этого феномена необходимо дать четкую дефиницию понятия
частные деньги – это частные обязательства эмитента принимать в качестве
средства оплаты, разменивать на национальные деньги и (или) золото и (или)
товарную корзину, свои новые инструменты, номинированные в национальной
или международной валюте или собственной денежной единице или единице
учета товара.
В ряде работ отечественных экономистов8 подробно рассматривается институт
«частных денег», выделяются характеризующие его признаки, в том числе
изучаются фактические носители института (сообщества пользователей
существующих частных локальных и частных электронных денежных систем),
область деятельности и взаимоотношений субъектов, регламентируемых
данным институтом (отношения участников частных денежных систем по
поводу совместного и взаимовыгодного использования согласованных
инструментов, выполняющих одну или несколько функций денег), степень
формализации института, закрепленности его в составе нормативно-
законодательной базы; тип механизмов непосредственного контроля над
соблюдением норм (в случае частных денег складывается из трех
составляющих: формальное право национальных государств, неформальное
право, регламентирующее деятельность самих систем и обязательное для
исполнения их участниками, и, наконец, неформальное право, применяемое
самоорганизующимися участниками таких систем, в которых в ходе трансакций
происходит становление собственных «обычаев делового оборота» и «правил
игры»).

Понятие "частных денег", впервые введенное почти 30 лет назад в бессмертной
работе нобелевского лауреата Фридриха фон Хайека "Денационализация
денег", практически уже воспринято экономическим мейнстримом. Стоя "на
плечах гигантов", удается парировать скептицизм маловеров, сомневающихся в
существовании упомянутого института. Достаточно упомянуть, что старейшая в
наши дни система местных валют, действующая в Европе, на островах Гернси и
Джерси, помнит еще эпоху Наполеона.

На следующем уровне теоретической абстракции задача усложняется, ибо
Хайек не успел создать стройную законченную теорию описанного им явления
и тем более предугадать, какое развитие оно претерпит в последующие
десятилетия.

От понятия частных денег мы переходим к более сложному и комплексному
понятию частных денежных систем.

Частная денежная система (ЧДС) – это часть наднациональной или
национальной (nota bene – не государственной) денежной системы, которая:
1) существует наравне с иными денежными системами: национальными,
локальными (региональными), частными и иными - во взаимодействии и
взаимном влиянии,
2) характеризуется цельностью, устойчивостью и открытостью,
3) характеризуется наличием эмитента (администратора и/или создателя
системы), который устанавливает наименование денежной единицы,
служащей масштабом цен; виды денежных знаков, порядок их выпуска в
обращение и характер обеспечения; формы и условия платёжного оборота и
обращения частных денег; статус субъектов системы; порядок
взаимодействия с иными денежными системами, включая национальные,
поддерживает единство и относительное постоянство стоимости денежной
единицы и эластичности механизма ДС.
4) может существовать как в наличной форме банкнот и купюр (частные
локальные денежные системы, ЧЛДС), так и в безналичной, в т.ч.
электронной, форме (частные электронные денежные системы, ЧЭДС), как
с привязкой стоимости денежной единицы к любой из национальных валют
или корзин товаров, так и без нее, как в рамках национального государства,
так и вне этих рамок.
При этом возникает ряд закономерных вопросов. Разве денежная система может
быть частной? Разве каждый эксперимент, в котором три соседа, собравшись в
летний день, решили на досуге «эмитировать» собственную соседскую
денежную единицу, достоин именоваться «частной денежной системой» и в
этом качестве всерьез изучаться экономистами?
Ответ будет таков: разные эмиссионные эксперименты достигают разной
степени экономической успешности, завершенности и представительности
(массовости). В данной статье изучаются, естественно, лишь те из них, развитие
которых характеризуется успешным сочетанием всех трех вышеназванных
критериев. Мы естественным образом говорим о некоторой идеальной модели
«частной денежной системы».

Давайте будем различать три уровня развития, потенциально достигаемые
новыми денежными инструментами:
1) Шлюзовая (платежная) система (вся функция которой состоит в
техническом обеспечении проводки в одном направлении тех же прежних
государственных денег) обычно остается узко функциональной и застывает в
своем развитии. (Таких систем на рынке тысячи; зачастую они предлагают
передовые технические решения, однако же, они изменяют лишь форму денег,
не вызывая качественных перемен в социально-экономической системе. Они не
относятся к тому виду инноваций, который исследуется в данной работе.)

2) Финансовая система – к инфраструктуре и техническим достижениям
платежной системы присовокупляются такие инновации, как отрыв от
государственной денежной единицы, наличие замкнутого, без выхода в

национальные деньги, товарооборота и даже, в самых передовых системах,
рынка капитала в новой валюте. (Такая система завоевывает рынок,
зарабатывает прибыль, попутно периодически отражая претензии контрольных
органов по поводу ее неполной законности, надеясь в будущем войти в
правовое поле: этого уровня, по некоторым оценкам, достигли во всем мире не
более 100 систем).
На взгляд автора, только массовая выдача ссуд и массовое инвестирование в
терминах частной денежной единицы обеспечат такого рода системе
востребованность, а ее новым денежным инструментам - постоянную и
всевозрастающую ликвидность. В этом направлении активно развивается,
например, российская система Webmoney Transfer.

3) Денежная система = финансовая система + четко кодифицированные
отношения внутри системы и с окружающей средой (легитимизация,
институционализация) + внешний, независимый от эмитента, механизм
контроля участников над работой системы.

Этому строгому стандарту, по различным оценкам, во всем мире в той или иной
степени соответствует от 5 до 15 частных систем.

Модель "идеальной" денежной системы должна включать такие качества, как:
1) массовость со стороны спроса (клиентов, участников, пользователей
системы);
2) массовость со стороны предложения (основные товарные группы
представлены в системе и активно торгуются);
3) трансграничность (выход за рамки национальной денежной системы);
4) наличие рынка капитала и возможности инвестирования в новой валюте;
5) отрыв от национальных денежных единиц;
6) реальная товарная обеспеченность.

Привязка частных денежных единиц к существующим национальным валютам,
очевидно, без особой необходимости прививает частным денежным системам
слабости, присущие госденьгам: подверженность инфляции, зависимость от
субъективных факторов, таких как государственная денежная политика, игры
мировых спекулянтов, и др.

На наш взгляд, в долгосрочной перспективе преуспеют частные денежные
системы трех основных категорий эмитентов: 1) владеющих ресурсным
обеспечением – крупнейшие добывающие компании, в силу постоянства спроса
на ресурс; 2) владеющих недвижимостью – крупнейшие владельцы офисных,
торговых, складских площадей в ведущих мировых центрах, в силу постоянства
роста стоимости актива; 3) владеющих сетями дистрибуции – глобальные
супермаркеты и ритейлеры, в силу постоянства доверия масс потребителей.
С точки зрения неоинституциональной экономической теории, выбор между
рынком и государством является лишь выбором между различными степенями
и типами несовершенств.

Если учесть, что полная монополия государства на
выполнение определенных функций приводит к высоким трансакционным
издержкам, то разумно предположить, что государству эта роль должна

доставаться не во всех, а лишь в определенных взаимодействиях, а в остальных
случаях будут действовать альтернативные, рыночные механизмы. При этом,
разумеется, должна приниматься в расчет инерция общественного сознания,
привыкшего к государству в роли исполнителя этих функций.
Эмиссия частных денег принимает значительные размеры, когда в экономике
происходит глобальная трансформация, а государство не может проводить
адекватную ей денежную политику или просто игнорирует происходящие в
экономике изменения. Раз и навсегда запретить эмиссию частных обязательств в
законодательном порядке практически невозможно. При самом суровом и
регламентированном законодательстве всегда найдется лазейка для их
эмиссии. Со временем денежная система приспосабливается к появлению тех
или иных частных денег, и в результате выживают лишь те новые разновидности
частных денег, которые более эффективно выполняют денежные функции и
более полно удовлетворяют потребности субъектов экономики.
Директива 2000/46/EC Европарламента и Совета Европы «О пруденциальном
надзоре за бизнесом институтов по эмиссии электронных денег» от 18 сентября
2000 г. ввела понятие "electronic money institution», т.е. института (эмитента)
электронных денег, и, по сути, сделала легитимными эксперименты
небанковских эмитентов электронных денег. Директива применяет к этому
подвиду финансовых услуг базовые правила регулирования кредитных
институтов. Таким образом, шанс интегрировать новое общественно-полезное
явление в правовое поле национального государства более чем реален.

Член Правления Европейского ЦБ О. Иссинг16 в свое время предлагал вменить
новым частным расчетным системам, в интересах участников рынка, такие
обязанности: 1) пруденциальный надзор; 2) целостное и прозрачное правовое
регулирование, техническая безопасность, защита от злоупотреблений; 3)
отчетность для денежной статистики; 4) конвертируемость в традиционные
деньги по номиналу; 5) резервные требования. Сложно не согласиться с
разумностью предлагаемых мер.

Возникающий при интеграции нового института частных денег в традиционную
экономическую среду круг практических проблем многообразен. Он требует
серьезнейшего и нелицеприятного обсуждения с привлечением специалистов в
области экономической теории. При очевидности преимуществ «прекрасного
нового мира», связанных с естественным снижением трансакционных издержек
возникает целый ряд неочевидно контролируемых рисков:
- эрозия налоговой базы национальных государств;
- возможность использования преимуществ частно-денежных инноваций
асоциальными элементами общества (отмывание денег, терроризм,
запрещенные виды бизнеса, диктаторские режимы и т.п.);
- возможность монополизации института частных денег наиболее близкими к
государству группами интересов с воспроизведением наихудших

отличительных признаков государственных денег в новом частном обличье;
- пересмотр роли доллара как мировой резервной валюты с соответствующим
ростом нестабильности в мировых валютно-кредитных отношениях;
- резкое усиление межстрановой институциональной конкуренции налоговых
и правовых режимов;
- технические риски: компьютерные сбои, несанкционированный доступ,
кражи и взломы.

Лишенное эмоций, объективное рассмотрение позитивных и негативных черт
близкого будущего, сулящего нам выбор между многочисленными видами
конкурирующих государственных и частных денег, и моделирование
правильных ответов социально-экономической системы на инновационные
вызовы - достойная задача для современного сообщества ученых-экономистов.

http://www.mirkin.ru/_docs/_dumnaya/Financea.pdf

Сcылка >>


Оцените статью