Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




В российские магазины - и желудки - поступил пластиковый рис из Китая

Власть не меняется

Мировой кризис

04.09.2016 02:40  

alexalex

149

В русский язык слово "патриотизм" пришло от греческого "patris", что означает отечество, содержанием которого является любовь к родине, гордость за ее прошлое и настоящее, готовность пожертвовать личным для общественного блага. Слово "либерализм" пришло в конце XVIII века из французского (фр. libralisme) и означало "вольнодумство", хотя либеральная мысль стала оформляться в России еще раньше при Петре Первом.

Россию отличало от других европейских стран самодержавная власть, православие, огромные территории и наличие сильной армии, где по утверждению француза Астольфа де Кюстина, только военный был по-настоящему свободен. Либеральная идея не воспринималась как необходимость существования власти и народа, и за либеральными инициативами по изменению общества почти всегда следовала их отмена или ужесточение. Почему либеральная мысль не находила поддержки в народе, можно найти там же в заметках "Россия в 1839 году", где маркиз писал, что "здесь все вынуждены твердить себе суровую истину - что цель жизни лежит не на земле и удовольствие не тот способ, каким можно ее достигнуть".

В советское время либеральная идея было закрытой темой, которая пробивалась через западную культуру, моду и туристические поездки граждан за рубеж, хотя отдельные темы звучали с экранов и живо обсуждались на кухнях. Это отношение к западной свободе хорошо видно на примере некоторых советских фильмов. В сентябре 1967 года на экраны страны вышла музыкальная комедия, похожая на мюзикл, "Свадьба в Малиновке". Фильм снимался к 50-летию Великой Октябрьской Революции, поэтому в сюжете переплетены гражданская война, вдова революционера, жители украинского села, отряд красных и банда местного атамана Грициана Таврического. Картина выдержана в традициях советского кино с замечательной работой талантливых артистов Е. Лебедева, М. Пуговкина, М. Водяного, Г. Абрикосова, сценками искрометного юмора и обилием опереточных песен. Фильм отражает оптимизм и наивность общества середины шестидесятых прошлого века, показывая становление советской власти, признание которой идет из народа на примере ее представителей, жителей украинского села Малиновка. Либеральная идея свободы личности выглядит смехотворной и разбивается на тихий шепот селян "значит, будут грабить ". Эта и другие фразы из фильма стали цитатами, не потерявшими жизненного смысла и сегодня. Ирония в вопросе деда Нечипора атаману: "А есть ли у тебя какая-никакая программа?", сердитый ответ Грициана: " Я сам себе Петлюра", веское замечание Попандопуло: "У пана атамана нэма золотого запасу, и хлопцы начинают разбегаться", показывают всю комичность и бессмысленность вольности и романтики в их противостоянии дисциплине и порядку. Был ли дед Нечипор патриотом, безусловно, был, но его политические взгляды были на стороне красных, за рабоче-крестьянскую страну. Был ли Грициан патриотом, конечно, был, но с анархическими представлениями. Во всех фильмах про белых, красных, зеленых, и прочих деление происходило по принципу "наш" и "ненаш", где приветствовался только "наш" взгляд на события. Либерализм не мог быть патриотичным, он был "ненаш". Как только коммунистические идеалы подверглись сомнениям, возник идейный вакуум. Пройдет смена всего одного поколения и в лихие девяностые народная память отключит защитный механизм на отрицание либерализма, народ начнут грабить под видом приватизации, а фразу Попандопуло "чует мое сердце, что мы стоим накануне грандиозного шухера" можно увековечить в граните как пророческую вплоть до сегодняшнего дня.

Почти через двадцать лет после триумфа "Свадьбы в Малиновке", в феврале 1988 года, на экраны выходит другая музыкальная комедия, "Джек Восьмеркин – "Американец". Перестройка набирает обороты, проводится политика гласности, снижения цензуры в СМИ, основной доктриной в международной политике становится "Новое мышление". Сюжет фильма основан на событиях после гражданской войны, когда Яков Восьмёркин возвращается в родную деревню из Америки с большим желанием стать фермером. В картине вместе с выдающимися артистами Е. Евстигнеевым, Л. Дуровым и А. Кузнецовым, сыграли молодые артисты И. Ракшина, Ю. Гальцев, Г. Бокашевская. Либеральная идея свободы предпринимательства в лице Якова, стремящегося стать таким, как миллионер Рокфеллер, уже не кажется глупой. Если в комедии "Свадьба в Малиновке" хождение строем под предводительством Яшки-артиллериста вызывает улыбку и понимание, то хождение коммунаров под оркестр, только иронию и сочувствие. А послание протокола собрания реакционеру Чемберлену с резолюцией и требованием выглядит как гротеск. В фильме, снятом на грани фарса, чувствуется новая непонятная предприимчивость фермера, его небывалый энтузиазм, он заражает зрителя своей энергией и свободой действия. Был ли Яков Восьмеркин патриотом, конечно, только с либеральными взглядами на жизнь. Кульминацией делового предпринимательства становится презентация сигар по-американски как маркер нарождающихся новых экономических перемен. Все заканчивается печально для начинающегося фермера, "кулацкая морда" Скороходов забирает доходный товар у незадачливого коммерсанта, и продает элитную "Вирджинию" как "Американскую махорку" по завышенной цене своим деревенским. Сегодня это воспринимается как нормальный постсоветский бизнес, когда свобода предпринимательства означала грабеж населения и криминальный характер накопления капитала.

Грядут выборы по две стороны океана. Если в США либеральная идея не ставится под сомнения, то в России слово "либерал" звучит как обвинение. Для того чтобы противопоставить что-то "либералам" на знамена поднят "патриот" не имеющий партийной принадлежности. Патриотизм, это замечательная черта, но это не программа экономического развития, не план подъема страны, это даже не национальная особенность, в Америке патриотов, поднимающих свой флаг на лужайке возле дома, гораздо больше. И если дед Нечипор был патриотом рабоче-крестьянской, а Джек Восьмеркин - либеральной страны, то сегодняшние патриоты не спешат заявлять о своем отношении к партийности. Так что же предлагают патриоты, идущие во власть? Это рублевые инвестиции, импортозамещение, индустриализация, контроль над деятельностью чиновников, индикативное планирование, контроль над движением капитала, социальные стандарты и прочие меры социального равенства. Но это все социальный либерализм, ведь нигде не сказано о частной собственности на средства производства, кому должны принадлежать власть, земля и заводы. Либеральная экономическая политика не отменяется, она только принимает характер жесткого контроля "патриотов" над "космополитами" и устранения вторых от ресурсов и управления страной. Власть "либералов" должна перейти к "патриотам" не меняя экономической сути, что воспринимается как внутренние разборки внутри элиты. Если в стране ресурсы уменьшаются как шагреневая кожа, то, борясь за выживание во властных эшелонах, патриоты могут быть преданы только своей группе сторонников, поддерживая свой кодекс чести, далекий от идеалов народа. Поэтому тот, кто считает, что он патриот от власти и несет социальную ответственность, должен четко сказать, кто является собственником капитала, какую экономическую политику в интересах народа он будет проводить, какой механизм возврата народной собственности он предлагает, и какая польза стране от этого будет. А не кричать "кругом враги". Иначе разочарование патриотами придет очень быстро.


Оцените статью