Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Тема ЭКОНОМИКА И ФОРМИРОВАНИЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

Мировой кризис

01.08.2014 09:45

1568018

154

Проблемы отношений между субъектами федерации всегда актуальны. Тому как они смотрелись автором в 1998 г. и посвящена эта статья. Будет новая статья на эту же тему, но с учётом этой.

Статья была написана в начале 1998 г. и опубликована в 14 и 15 номерах экономического еженедельнике «Афанасий биржа». В то время в России проблема федеративных отношений между субъектами стояла довольно остро. Поэтому эта статья – это взгляд на эту проблему тогда, но она актуальна и в наше время. Хотя некоторые вопросы тогда смотрелись наивно – создание налоговой системы, которая устраивала бы налогоплательщиков. Никаких корректировок не делалось.

Произошедшие за последнее время положительные изменения в экономике оказывают определённое влияние на развитие федеративных отношений в стране. Можно говорить. Что экономика находится в условиях неустойчивого равновесия и, в зависимости от того, в какую сторону начнут развиваться события, в том или ином её элементе, РТ того всецело будет зависеть и развитие федеративных отношений. Попытка «списать! На успешное развитие экономики в таких странах, как Германия, Япония не целесообразно – это мононациональные страны. Это очень важно для многонациональной страны, в которой Федеративным договором и Конституцией РФ объединены 89 субъектов. В статье рассматривается влияние процессов в трёх элементах экономики как системы на развитие федеративных отношений.

Россия как субъект мирового сообщества находится на переходном этапе, и в ней проходят два процесса – формирование экономики и формирование федеративных отношений. По тому, как будет развиваться экономика на территории России, во многом определится, будет ли существовать Россия как федеративное государство или нет. Из фрагментов доклада подготовленного научно-экспертным советом при Председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ видно, что в основном анализировалась ситуация в области этнополитических отношений, государственного строительства и права, а анализ в социально-экономической сфере свёлся в основном к проблеме финансовых отношений (налоги, трансферты, инвестиции) в рамках федерации. Предложения авторов свелись к соблюдению, в общем-то, правильных принципов, построенных по известной схеме: «соблюдать ..., признать..., отказать (2 раза ...), ввести».

Авторы подчёркивают, что реальная федерация возможна только в том случае, если большинство граждан признаёт целесообразность подобной формы государственного устройства. Однако это можно считать только необходимым условием существования федерации. Для того, чтобы оно было и достаточным, необходимо, чтобы правящие элиты на федеральном и региональном уровнях стремились к развитию федерализма в России.
Увы, история знает примеры, когда именно последние являлись причиной распада государства.

Так, в Египте в конце второго тысячелетия до нашей эры между концом Древнего и началом Среднего царства лежит Переходный период длительностью в четверть тысячелетия. Исследователи, расшифровав послания потомкам, составленные в те годы, были удивлены настойчивым стремлением местных правителей восславить свои благодеяния на пользу «маленьким» людям. Номархи, видимо, вынуждены были искать популярности населения, дабы подкрепить свои притязания на независимость о т центра поддержкой масс. Они смогли добиться в итоге, если не целиком самостоятельного, по, крайней мере, полунезависимого положения. Однако памятники того периода полны свидетельств о годах страшного голода и мора, и весьма сомнительна в подобном свете расписываемая наскальными плакатами милость номархов к «простому люду» (Всемирная история. Бронзовый век. Т. 2, 1997). Это говорит о важности достаточных условий для существования реальной федерации. Всё зависит от развития экономики, а от неё и решение социальных проблем, т. е. выполнение необходимых условий.

Представим экономику как систему, содержащую три элемента: производство, финансы и управление (Рис. Просто его представьте - это абстрактное представление экономики как объекта исследования. В статье он есть. ), рассмотрим некоторые возможные пути развития каждого из них на становление федеративных отношений в России. В этом случае в качестве надсистемы выступает мировая экономическая система, которая воздействует на каждый элемент нашей системы. В свою очередь экономику региона также можно представить в виде трёх элементов, указанных на рисунке, и т.д.

В развитии производства в РФ за последние годы произошли существенные изменения в отношении собственности, и тем не менее произошло значительное (более 50%) падение промышленного и сельскохозяйственного производства. Этот процесс в последний год как будто приостановился. В конечном итоге вопрос стоит так: останется ли Россия высокоиндустриальной страной, способной производить сложные системы, или же она станет мелкоиндустриальной страной, производящей товары лёгкой промышленности, с уклоном в сторону топливно-сырьевого экспортёра в индустриальные страны мира.

В первом случае для создания даже одной системы потребуется согласованная работа десятков и сотен предприятий (в разработке «Бурана» участвовало около тысячи предприятий). Они будут располагаться в различных регионах России. Для работы на этих предприятиях потребуется огромная армия образованных работников. Сроки разработки сложных систем занимают от 3 -5 до 10 – 15 лет. Причём процесс их разработки должен быть определённым образом организован. Создав такую систему, конкуренты никогда не смогут обогнать. Чтобы им догнать, необходимо заполучить технологию как. пример, работа американцев на станции «Мир» разработки начала 80 – х годов.

Такие работы потребуют очень тесных связей между регионами вне зависимости от их этнополитического состояния. Наряду с этим, проведение (если выполняется условие достаточности) определённым образом организованной агитационно-пропогандистской работы позволит убедиться гражданам в целесообразности федеративной формы государственного устройства.

Развитие производства по второму варианту не потребует особой взаимосвязи между субъектами, а наличие в тех или иных субъектах топливно-сырьевых ресурсов наоборот приведёт к определённому противостоянию. Особенно важно внимательно изучать «рекомендации» иностранных партнёров. Уже сейчас практикуются договоры, когда партнёр завозит оборудование и комплектующие, включая этикетки, и увозит готовые изделия, т. е. используется, более дешевая рабочая сила. В последние годы надеялись на то, что с развитием топливно-сырьевого комплекса с участием иностранных партнёров начнёт развиваться и машиностроительный комплекс для этих отраслей. Однако этого не произошло – машины и оборудование завозят из-за границы, а российские заводы простаивают. Всё это не идёт на пользу развитию федеративных отношений.

Выше рассмотрены два крайних варианта развития производства. Конечно, и при первом варианте будет развиваться лёгкая промышленность и будут связи с иностранными партнёрами. Однако создание сложных систем позволит больше развивать федеративные отношения. К сожалению, в последнее время широко декларируется тезис «производить у себя». В этом случае регион возвращается чуть лине на уровень натурального хозяйства (хотя и на высоком техническом уровне), но при этом остаётся без работы соседний регион со всеми вытекающими последствиями. Он начинает у себя производить первичные продукты. Так субъекты федерации с позиции производства становятся не нужными друг другу. Причина - кризис неплатежей, в финансовой системе.

Продолжение.
Проблема неплатежей должна решаться на федеральном уровне. В противном случае будут продолжаться бартер, взаимозачёты и вплоть до выпуска региональных денег. Запреты вряд ли что дадут – нужны конкретные действия федеральной власти. Возможный вариант решения этой проблемы изложен в еженедельнике «Афанасий-биржа» (декабрь, 1996 г.).

Важным элементом финансовой системы, выполняющим, пожалуй, главную объединяющую роль, является бюджет, от которого зависят и трансферты, и прочие выплаты. В совремённом мире дотации на поддержание социальной и иных сфер государственной деятельности настолько возросли, что бюджет при существующих методах его формирования, их не выдерживает. Это проблема не только РФ, но и других стран, например, она стоит в Германии, Франции и т. д. В общем можно рассматривать три пути решения проблемы формирования бюджета.

Повышать налоги – но их и так стараются не платить. Для их выбивания объединились таможня, налоговая полиция, МВД и ФСБ, т. е. взять налоги сложнее, чем бороться с бандитами, шпионами или контрабандистами (с последними каждый успешно справляется самостоятельно). Разработка оптимальной налоговой системы потребует значительного времени (от 3 до 5 лет). Снизить планку социальных выплат – последствие не предсказуемы, а переход к «адресной» помощи – себе дороже, «адресов» много. Провести изменения в структуре финансовой системы в соответствии с её местом в экономике, чтобы из общих располагаемых государством ресурсов формировать бюджет, обеспечивающий совремённый уровень социальных выплат и уровень налогов, устраивающих налогоплательщиков.

Проблема инвестиций в производство состоит в том, что стоимость инвестиционных проектов огромна, а каждый субъект федерации имеет не большие ресурсы. Российские банки (из первой десятки) имеют активы на один два порядка меньше, чем, например, такие же японские. Комментарии, как говорится излишни. Нужна консолидация региональных и федеральных средств.

Несколько замечаний по иностранным инвестициям. Все призывают вкладывать деньги в российскую экономику. Говорили, что они будут, если мы впишемся в мировую финансовую систему. В середине 1997 г. Россия вступила в Лондонский и Парижский клубы, а в ноябре – январе грянул финансовый кризис в Юго-Восточной Азии. ЦБ РФ пришлось из резерва выделить на фондовый рынок 7 – 9 млрд. долл. (примерно столько же и надо было заплатить Лондонскому клубу). Анализ динамики фондовых индексов за этот период показывает, что в результате кризиса потеряли Индонезия, Гонконг, Бразилия и наоборот выиграли Германия, Великобритания, США. Следовательно, к проблеме иностранных инвестиций следует относиться очень внимательно вне зависимости от того, какие они, портфельные или стратегические. Это же относится и к вступлению в ВТО. Необходимо не только восхищаться выгодами, которые будут от вступления в эту организацию, но и считать потери. В России не так много товаров соответствующих мировому уровню (по некоторым данным около 5 %).

Бюджет должен приниматься до начала финансового года. Бюджет – это прогноз, следовательно, абсолютно точно задать в нём параметры и выполнить его не возможно. Важно не к началу года его «точно» определить, а в году раза два к нему вернуться. Искусство состоит в своевременном исправлении ошибок прогноза.

Распределение средств, определение приоритетов жизнедеятельности регионов (субъектов) замыкается на систему управления федеративным государством. В настоящее время на федеральный уровень замыкается сразу 89 субъектов. Такая система не управляемая изначально. Управлять можно 10 – 15 субъектами, тогда это будет эффективно. Та же ситуация в регионах, например, на администрацию Тверской области замыкается около 40 территорий. Задачу уменьшения числа субъектов управления необходимо решать в несколько этапов.

Вначале вне связи с этнополитическими проблемами, а только с позиций экономики организовать по этому принципу управление государственной собственностью, а не делегировать его тому субъекту, на территории которого она находится. Это позволит, с одной стороны, располагать в каждом таком объединении большими средствами для реализации тех или иных проектов, а с другой – убедить граждан в эффективности такой структуры управления. Кроме того, заложить основы жесткой вертикальной связи между центром и объектами (чего уже нельзя сделать в существующей системе управления). В последующем можно будет решать и с этносами, поживающими на территории таких объединений.

Сейчас между многими (но не всеми) субъектами и центром заключены договоры о разграничении полномочий, которые, судя по докладу, играют отрицательную роль в укреплении федеративных отношений. На основе таких договоров уже составлены программы развития регионов, а пропаганда этих программ сродни накальным записям трёхтысячелетней давности. Взаимоотношения между центром и субъектом в федеративном государстве должны быть динамичными, договор делает их статичными.

Для выполнения необходимых требований существования федеративного государства необходимо установить единый порог минимальных социальных гарантий для всех граждан на всей территории федерации. Это может быть цена на хлеб, которая должна быть меньше наименьшей. Если же она различна даже в разных районах одной области, то создаётся впечатление. Что граждане этих районов живут в разных государствах, что никак не укрепляет федерацию.

Таким образом, процессы формирования федеративных отношений и экономики в России во многом взаимосвязаны, и, представляя последнюю в виде системы, содержащей производство, финансы и управление, можно определить факторы, которые играют определяющую роль в этих процессах.
Андрей Яшник,

закрыть...

Оцените статью