Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Об инфляции и не только

Мировой кризис

11.09.2015 13:15  

ujif_007

372

Путин на очередном заседании Правительства заслушал отчёт премьера Медведева по поводу вывода России из кризиса:
-Владимир Владимирович, у нас есть два варианта реалистичный и фантастичный. Начну с фантастичного - Правительство само опираясь на ресурсы и возможности России выйдут из кризиса. Второй реалистичный - прилетят инопланетяне и всё сделают за нас.

В первую очередь о терминологии, мы будем говорить исключительно в экономических терминах, избегая бухгалтерских и банковских  сленгов и жаргонизмов. Тогда определения понятий инфляции и дефляции будут таковыми:

ИНФЛЯЦИЯ это такое состояние динамики цен на рынке, когда цена рабочей силы падает относительно совокупной средней цены на все остальные товары, соответственно ДЕФЛЯЦИЯ это когда цена рабочей силы растет относительно совокупной средней цены на все остальные товары.

Существует ещё третий вариант, когда общая средняя цена примерно равно растёт или падает для всех товаров включая рабочую силу, это состояние получило название «технологическая инфляция» – т.е. результат изменения номенклатуры товаров и используемых технологий. Но она не значительна и не превышает 2% в год (обычно менее 1%), и является постоянной составляющей инфляции (дефляции).

В первую очередь ИНФЛЯЦИЯ это реакция устойчивости общей финансовой системы государства, снижение устойчивости всегда реализуется как инфляция. Дефляция это обычно управляемый иногда директивный процесс, но он возможен только при достаточной устойчивости финансовой системы.

Поскольку мультипликатором прибыли является снижение цены труда, то инфляция это естественное состояние для капиталистической экономики.  А дефляция это естественное состояние социалистической экономики, этим собственно и объясняется регулярные снижения цен при Сталине. Но СССР не был социалистическим государством, это было государство, которое стало на путь развития социализма или, иначе говоря, в СССР был ЛЕНИНСКИЙ ГОСКАПИТАЛИЗМ (госкапитализм под управлением диктатуры пролетариата). Поэтому после отхода от принципов развития социалистической экономики (модель Дзержинского-Сталина), для него стали характерны болезни обычного капитализма.

 

Фактор конструкции финансовой системы

Как показала практика, устойчивость финансовой системы зависит от четырёх факторов: скорости обращения денег, ставки по кредиту, скорости роста производства и конструкции самой финансовой системы. При этом  количественная теория денег (МОНЕТАРИЗМ)  не подтвердилась, хотя количество денег и влияет на скорость обращения. Но за счёт изменения конструкции финансовой системы государства, можно  обойтись, как одной единственной копейкой, так и сколь угодно большим количеством выпущенных денег, без каких либо признаков инфляции.

Иначе говоря, всем известная формула MV=PT, до момента завершения денежного оборота может быть записана как MV=const, а то насколько будет длинным этот оборот, зависит от конструкции финансовой системы. Так если у нас будет финансовая система основана только на наличных да и ещё требующих подтверждения (гарантий), то возможно будет необходим выпуск наличных равный величине выпуска товаров и услуг за несколько лет. А если наша финансовая система будет основана на ликвидах, включая складские расписки, то нам потребуется только масштаб денег, т.е. хватит одной единственной копейки.

Современная финансовая система основана на М1 (наличные + средства в расчётах), поэтому её область устойчивости находится в пределах от 1,5*М1 до 3*М1 к выпуску продукции, обычно оптимальным считается наличие в обращении М1 равное полугодовому выпуску всех товаров и услуг, включая экспорт, что примерно соответствует 2,4 – 2,7*М1.

 

Фактор скорости обращения

В целом современная финансовая система аналогична самолёту классической аэродинамической схемы, тем более что денежные и товарные потоки чем-то напоминают потоки воздуха, однако это только аналогия, уровень адекватности которой ещё ждёт своего исследователя. Тем не менее, устойчивость управляемости «полёта» нашей финансовой системы очень похожи на полёт самолёта.

 Так если скорость оборота падает, т.е. М1 превышает 3-выпуска за оборот, то наш аппарат достигнет «скорости сваливания» и дальнейшее падение скорости обращения приведёт его в штопор инфляции. Но штопор это всё-таки управляемая фигура высшего пилотажа, хотя управление осуществляется «парадоксально». Нужно довернуть «нашу машину» и перевести в пикирование, после набора скорости, выровнять. Иначе говоря, профинансировать за счёт бюджета те отрасли, которые были наиболее повреждены, заморозить тарифы и возможно поднять ставку по кредиту. Но если «пилот» достаточно умел «наша машина» в штопор не сорвется, а только слегка кивнёт (опустит нос и повысит скорость), обычно это означает разовое удвоение среднегодовой инфляции, при котором эмиссия денег не производится.

Но если «наша машина» будет набирать скорость (повышать скорость обращения денег) то наступит момент, когда вся конструкция попадёт в «утягивающий флаттер».  На реальных машинах это происходит, потому что флаттер крыла уменьшает его несущую способность, соответственно машина самостоятельно переходит в пикирование. При достаточной высоте полёта машина разрушается в воздухе и земли достигают уже только обломки, при этом первыми от машины отлетают рули, делая её полностью неуправляемой.

Переходя к аппарату финансовой системы, мы наблюдаем аналогичную картину. При подходе М1 к 1,5 по отношению к выпуску за оборот, частота обращения увеличивается настолько что она даёт сбои по платежам, а это заставляет производителей поднимать свои цены, а это в свою очередь ещё более увеличивает скорость обращения, но эту скорость механизм основанный на М1 уже не воспринимает. Начинается галопирующая инфляция, которой уже невозможно управлять (рули уже отлетели). Разрушение экономики идёт по пути её упрощения за счёт снижения уровня разделения труда, так как натуральное хозяйство вообще ни как не зависит от инфляции. Т.е. экономика общества переформатируется через разрушение производств и целых отраслей. В какой то момент количество связей становиться настолько мало, что имеющихся денег становиться достаточным для их поддержания, это приводит к снижению инфляции и стабилизации экономики на более низком и примитивном уровне. Все известные случаи гиперинфляции полностью соответствуют этой картинке.

Хотя во время гиперинфляции «рули уже отлетели» это не значит что управляющее вмешательство невозможно. Управлять можно, но следуя логике событий, иначе говоря, нужно самим переформатировать экономику, упростив связи и повысив их гарантии. Этого можно достичь, только пустив все эти связи (хотя бы самые ценные) через государство (госзакупки, госпроекты, государственное посредничество и т.д.), гарантией которых являются, практически неограниченные возможности государства по кредиту. После их достаточного упрощения, темпы инфляции начнут падать, после чего необходимо заморозить тарифы и по возможности снизить среднюю ставку по кредиту (возможно директивно).

Для предотвращения «утягивающего флаттера» на реальных машинах применяют специальные аэродинамические устройства на рулях – триммер. Он позволяет значительно снизить нагрузку на рули управления, а это позволяет пилоту при обнаружении «утягивающего флаттера» своевременно поднять нос машины, тем самым снизить скорость её полёта. Точно также экономики использующие высокие скорости оборота менее 1,8 М1, создают специальные механизмы, позволяющие аварийно снижать скорость оборота. Значительная часть таких механизмов неэффективна, поскольку предложена монетаристами, они обычно срабатывают как «плацебо», но есть и эффективные механизмы как-то замораживание тарифов и ограничение роста ставок по кредиту.

 

Фактор кредитный ставок

Хотя ставка по кредиту влияет на скорость обращения денег, но тем не менее она вынесена как самостоятельный фактор влияющий на инфляцию, так это влияние более сложно и двояко. Если брать аналогию с самолетом, то возможно это, некая форма «аэродинамического руля».  

Зависимость скорости обращения денег от роста ставки процента нелинейна и напоминает гиперболический тангенс, единица которого примерно соответствует 20% за кредит, а примерно 80% эффективного влияния на скорость обращения соответствует 15%кредитной ставке. Это означает, что управление ставкой выше 20% вообще не имеет смысла, так как управляющий эффект изменения ставки от 20% до 200% такой же, как от 0% до 1%. Это же означает что при выходе из «инфляционного штопора», нет смысла поднимать ставку выше 15%, а если она уже выше, то лучше её опустить до этих 15%, так как это уже установка руля на «пикирование». Но кроме этого ставка непосредственно влияет на инфляцию, причем каждый процент свыше 6% за кредит целиком и полностью идёт на инфляцию. Но это зависимость также не линейна, так как она определяется закредитованностью экономики в целом, т.е. зависит от общей массы и качества кредита. Это связано с тем, что существует банковский дефлятор, который равен цене привлечённых средств у населения, но после 6% за кредит его действие обнуляются инфляцией.

Формой управления средней ставки по кредиту считается величина ставки рефинансирования, но она может быть эффективна только в случае стимуляции банков по снижению ставки за кредит (как-то допущение собственного банковского мультипликатора). Также можно в форме закона привязать  максимальную кредитную ставку к ставке рефинансирования ( обычно,  ставка рефинансирования + 7%).

Для капитализма «ровный управляемый полёт» лежит в приделах 5-10% за кредит, так как 11% это уже запретительная ставка для сельского хозяйства. При этом оптимум для прибыли (оптимальный баланс накопления и сохранения прибыли) это 7-8%, а оптимум по банковским вкладам достигается при 6-8% (цена за срочный вклад 3-5%), при ставке выше на вкладах уже не заработать, но можно успешно сохранить.

 

Фактор скорости экономического роста

У нас остался последний не рассмотренный фактор влияния на инфляцию – скорость экономического роста.  Это очень редкое явление, мне известен только случай с Китаем в середине 80-х когда он превысил 15% темпы роста ВВП. Здесь также стоит использовать аналогию с аэропланом, поскольку поведение китайской экономики напоминало поведение самолёта на критических углах атаки.  При этом как бы произошёл срыв потока и машина, заваливаясь на крыло и вошла в штопор. Это был всё тот же «инфляционный штопор» знакомый нам на примере падения скорости обращения. Но на это раз из повиновения вышла «технологическая инфляция», преобразовавшись в скачок обычной инфляции. Скорость изменения технологий и появления новых товаров превысила естественную скорость адаптации для модели Кейнса, что привело к потере устойчивости системы, и резкому скачку «технологической инфляции», которая при этом преобразовалась в обычную инфляцию.

Правительство Китая в этих условиях среагировало сразу и поступило достаточно правильно, продолжив финансировать приоритетные проекты, оно ограничило частное инвестирование, зажав денежную массу. Это позволило им выйти из штопора буквально за полвитка. Но сам Китай в этот момент шёл на грани фола, он до этого максимально активизировал свое население, мотивировав его на рост, используя для этого все  социально-политические  резервы. Это привело к крайне серьёзным социальным последствиям, которые впоследствии вылились в события на пло́щади Тяньаньмэ́нь .

Похоже, что Китай ориентировался на модель Дзержинского-Сталина, которая с легкостью выдерживала темпы роста в тридцать и более процентов. Но большая доля частных и зарубежных инвестиций делала для них доступной только модель Кейнса, рассчитанную на получение прибыли. В ней нет встроенного дефлятора, который был в модели Дзержинского-Сталина ориентированной на себестоимость, но в ней есть встроенный инфлятор гарантирующий получение прибыли.

После этого Правительство Китая старалось не превышать 13% темпов роста вплоть до 2008г, держа примерно 11-12%. На рубеже 2008г Китай успешно завершил первую часть пятидесятилетнего цикла Кондратьева, став второй экономикой мира, и объявил об ориентации на внутренний рынок. Что нужно рассматривать как переход ко второй части цикла Кондратьева – развитию качества переменного капитала (человека), при этом он целенаправленно сбросил темпы роста до 7%.


Оцените статью