Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




В российские магазины - и желудки - поступил пластиковый рис из Китая

Новый манифест для внуков

Мировой кризис

11.09.2016 16:20  

invite

164

                                           Новый манифест для внуков.

     Наука «Экономика», как известно, понимается как ведение домашнего хозяйства с целью достижения благополучия всех жителей дома, т.е. повышения всеобщего достатка. Человечество исстари стремилось к этому, развивая производительные силы и создавая способствующие такому развитию производственные отношения. Последние, следуя за развитием производительных сил, менялись от рабовладельческих до феодальных, от капиталистических до социалистических и, наконец, собирались дойти и до коммунистических, целью которых было «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Что же необходимо было для достижения такого «Рая»? Какие и действительно нужны были производственные отношения, чтобы они не сдерживали развитие производительных сил и производство стало настолько эффективным, что обеспечило бы всеобщее изобилие, да ещё и с малыми затратами труда?

     Прослеживая историю развития производительных сил и отношений, Ленин, еще в свое время, отмечал, «что каждый новый общественный строй, побеждает предшествующий, добившись более высокой производительности труда».  Другими словами, чтобы перейти к упомянутому «Раю», необходимо было всего лишь повышать производительность труда, или, что одно и тоже, эффективность общественного производства. И это действительно так, ибо такое повышение свидетельствует именно о сокращении затрат труда в каждой единице продукции. Иначе говоря, необходимые обществу товары производятся все с меньшими и меньшими затратами общественного труда, т.е. дешевле, что конечно же приводит и ко всеобщему материальному благополучию!

     При капитализме после Научно Технической Революции, позволившей создать в результате разделения труда и само производство, именуемое общественным, существенно повысилась в этой связи и его продуктивность. Но сами общественные отношения были скопированы с индивидуального производства, приведя к тому, что частная мотивация в присвоении результатов труда (прибыль), привела к неустранимому противоречию с общественным характером самого производства. Ведь у последнего целью являлось повышение эффективности, производительности труда, приводящее к снижению цен, но никак не к удорожанию, диктуемому частнокапиталистической жаждой наживы!

     Как же все-таки рост прибыли связан с ростом производительности труда, только и обеспечивающего благополучие всего общества? ДА НИКАК!!!

     Самый простой и самый распространенный способ увеличения прибыли – это рост цен. И если на заре рыночных отношений конкуренция сдерживала такой рост, то со временем «алчущие» её научились бороться с таким сдерживанием. Тем более, что и сама конкуренция, уничтожая наиболее дорогие, т.е. «вредные» для общества предприятия, автоматически приводит к монополизму, следовательно, и к последующему росту цен. И хоть в борьбе с таким неконтролируемым ростом цен было решено закрывать монополии, но тут же появилась олигополия, т.е. договоренность, и рост цен, а с ними и рост расценок, тарифов, налогов не прекращается! Кстати, цены только в течение ХХ века выросли чуть ли не в 30 раз.

      Но, что намного хуже, прибыль может увеличиваться и при росте затрат, издержек производства, т.е. и при снижении «самого главного» - производительности общественного труда. К примеру, пусть издержки за единицу товара вырастут вдвое с 4-х до 8-ми дол., но и цена вырастет с 5-ти до 15-ти дол. Т.е. на предприятии, где прибыль была, предположим, 1дол (5 – 4) прибыль выросла в 7 раз (15 – 8). Более того, если цены не увеличиваются прибыль может расти даже и при росте затрат, в случае если увеличивается объем производства. Пускай в нашем примере издержки, связанные с ростом объема в два раза, составят 10 дол. Прибыль возрастет с 7 до 10 дол. = 2 х (15 – 10), несмотря на то, что, образно говоря, над производством одной и той же единицы товара в обществе вместо 7-ми стало трудиться 10 человек. А отсюда, кстати, и кризисы – производство хоть и увеличилось, но покупательная способность упала, продукция подорожала. Но обычно принято говорить о перепроизводстве «стыдливо» забывая о действительной причине кризисов – росте цен ради увеличения прибыли у производителей.

     Казалось бы, только повсеместное увеличение объёмов товаров и снижение издержек на их производство и есть единственный путь эффективного развития. Однако, такой «хозяйский» и одобряемый, к тому же, во всем мире подход, отражает, к сожалению, лишь индивидуальные интересы и для общественного производства в целом попросту неприемлем. Почему? Да по той причине, что не существует предприятий, выпускающих одну и ту же продукцию с одинаковыми издержками при её производстве. Так, если принять минимальную себестоимость при получении продукции за единицу, то при производстве цемента максимальная себестоимость в 60-х годах была в 7,9 раза выше, при добыче угля -  в 16,1 раза, при производстве электроэнергии -  в 37раз, добыче газа в -  96.1раза  и т.п. А в этом случае, при увеличении производства на предприятиях с высокими затратами не только во столько же раз увеличивается потребность во всех составляющих себестоимости, но тут же увеличиваются и средние, народнохозяйственные издержки(!) в расчете на единицу продукции, служащие основой при формировании цены. Т.е. опять же создаются условия, способствующие снижению, в конечном счете, покупательной способности населения, уменьшению уровня его материального благосостояния.

К примеру. Пусть в отрасли имеется всего два предприятия. Первое предприятие выпускает 10 ед.  продукции, расходуя по 1дол на каждую его единицу, а второе - 1 ед. с издержками в 10дол, т.е. себестоимость различается всего лишь в 10 раз, а не в 16, в 37 или в 96, как может быть в действительности. Отсюда среднеотраслевые издержки составят - 1,8дол/ед. (10ед. х 1дол +1ед. х 10):11ед. Пусть цена за единицу будет 11дол Руководствуясь индивидуальным «хозяйским» интересом на втором предприятии, не только увеличили производство втрое(!), но и снизили издержки на 20%(!) доведя их с 10 до 8дол на единицу продукции. В результате прибыль возросла, чуть ли не в 10раз(!), составив уже не 1, а 9 дол (11 – 8)х3, но среднеотраслевые издержки, а, в конечном счете, и расходы труда в обществе на производство всё той же единицы продукции, увеличились более чем на 40%, составив 2,6дол/ед. (10ед. х 1руб + 3ед. х 8руб):13ед. Таким образом, на первый взгляд, вполне полезная деятельность на предприятии, увеличившем объем производства, снизившем затраты и, как следствие, получившем значительно возросшую прибыль в действительности ухудшила эффективность общественного производства, совершенно не по хозяйски оплачивая возросшее количество менее производительного  труда! И, как результат, покупательная способность в обществе упала, чуть ли не на 17%, т.к. произведенного товара, приходящегося на доллар выплаченной зарплаты до проведения столь «хозяйских» мероприятий, было 6 единиц (11:1,8), а после уже 5ед. (13:2,6). Таким образом, оценка по изменению прибыли совершенно не отразила столь отрицательное положение дел в общественном производстве.

     Выводы. Общественное производство, т.е. производство, в котором участвует все общество, создаётся им с целью повышения своего благосостояния и нуждается в общественном, а не частном управлении. Ибо только тогда можно убрать стремление к его удорожанию, отказаться от пресловутых коммерческих тайн, а, в этой связи, и развивать его только по пути роста эффективности на благо всего общества. Конечно же необоримая тяга к собственности, к стяжательству и накоплению сокрушительная сила! Но это мотивация для индивидуального производства, где трудится сам производитель. Ибо в общественном, коллективном производстве она зло, т.к. основана на обворовывании всего общества и создавая условия для паразитического существования для самых "успешных" в этом! Конечно же, очень удобно прикрываясь благими пожеланиями, в действительности жить за счет всего общества, особенно в сегодняшних кредитно-денежных отношениях, когда деньги создаются из воздуха и порождают сами себя в угоду уже даже не потребностям, а лишь прихотям «абрамовичей» и иже с ними.  Успехов.


Оцените статью