Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




В российские магазины - и желудки - поступил пластиковый рис из Китая

БОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

Мировой кризис

22.01.2016 14:02  

1866487

142

В статье автор делает попытку осмыслить события, произошедшие в России четверть века назад. В ней раскрывается пагубное влияние деструктивных идей на людей, лишенных нравственного иммунитета. Предлагается логическое обоснование необходимости восстановления в нашей стране государственной системы воспитания и образования на базе собственных стандартов.

Давно занимаясь проблемами политэкономии, в частности её психологическими аспектами, я столкнулся с весьма важным феноменом. Я имею в виду такое понятие как идея. Само по себе понятие не новое. Ещё Платон уделял ему достаточно много внимания. И после него много выдающихся людей возвращались к этой теме и пытались как-то осмыслить этот феномен. Образовалось даже целое философское направление «идеализм». Я не считаю идеализм, чем-то самодостаточным, тем более противостоящим материализму. В своих исследованиях я всегда опирался на метод диалектического материализма, и мне важно было по-своему осмыслить этот феномен и гармонично включить его в свою собственную систему.

В результате исследований я пришел к интересному и, возможно, необычному выводу: идеи как вирусы инфицируют человеческое сознание. Очевидно, что есть идеи положительно заряженные, т. е. конструктивные, идеи нейтральные, а есть идеи отрицательно заряженные, т. е. разрушительные. Внедряясь в человеческое сознание (возможно в подсознание) вместе с какой-либо информацией, они остаются там, как бы в спящем режиме, и в любой подходящий для них момент способны развиться либо в новые открытия, какие-то конструктивные начинания, либо превратиться в систему взглядов, разрушающих человека и общество. Известно, что мировоззренческую позицию человек получает не от рождения, как генетически заложенную, а она формируется в процессе его развития, его воспитания, поэтому очевидно, что именно мировоззренческая позиция является иммунитетом от влияния одних идей и питательной средой для других, т. е. какие идеи, положительные, с общественной точки зрения, или отрицательные получат в сознании человека наивысшие приоритеты, зависит от мировоззрения самого человека. Именно поэтому процесс воспитания подрастающего поколения становится для общества первейшей необходимостью. Причем воспитания в русле единой государственной идеологии, принятой в данной стране, в данном обществе, в противном случае мы получим людей, исповедующих разные, часто противоположные ценности, и тогда ни о каком взаимопонимании между ними, ни тем более о чувстве коллективизма в обществе и речи быть не может, возможны только непримиримая конкуренция и временные альянсы. Действительно человеческие отношения возможны только между людьми, имеющими общее мировоззрение. К этим выводам я пришел в результате размышлений над известными событиями, произошедшими в России в четверть века назад. Теперь я хочу их кратко изложить для всех заинтересованных читателей, чтобы они сами смогли оценить обоснованность моей версии.

То, что произошло в начале 90-х годов на пространстве бывшего СССР, лично мне, напоминает ядерный взрыв, который изнутри разорвал в клочья существовавшее общество, взорвал общественные связи, деформировал сложившийся менталитет. Произошла настоящая неуправляемая цепная реакция, когда каждый элемент материи стал действовать сам по себе. Произошедшую катастрофу можно также сравнить с вирусной эпидемией. Вирус, который буквально разъел сознание рядового россиянина – это ложное убеждение, что «теперь дозволено все», притом, что в большинстве случаев люди понимали, что идут на прямое нарушение закона, существующей морали или даже на тяжкое преступление. При отсутствии стойких внутренних убеждений и моральных принципов, к тому же без должного контроля, болезнь распространилась в обществе молниеносно. Именно отсутствие контроля со стороны государства и общества явилось для этого вируса благодатной средой. Сама болезнь началась, конечно, не два с половиной десятилетия назад, а много раньше. В 90-е она вспыхнула с необычайной силой после того, как государство самоустранилось. А вспыхнула потому, что все мы (во всяком случае, большинство) уже были заражены неудовлетворенностью, завистью, злобой, поражены тотальной нищетой. Болезнь развивалась в теле нашего общества уже многие десятилетия до этого. Разве мог разразиться такой всеобщий беспредел, если бы все граждане стремились сохранить свой моральный облик. Я не смею кого-либо осуждать за неверные поступки в то время. Жизненные ситуации у всех складывались по-разному. В 90-е годы в силу обстоятельств, а точнее случившейся катастрофы, многим было действительно очень плохо. Но тем больше уважения у меня вызывают те люди, в ком тогда оставалось что-то человеческое, кто не позволил себе дойти до такой степени морального падения, которое в массе демонстрировали так называемые «бизнесмены», убивавшие и грабившие всех вокруг. Припомните хотя бы «черных риелтеров», заключавших договоры на содержание немощных стариков с правом наследования их квартир, а затем хладнокровно их убивавших, или во множестве расплодившиеся ОПГ (организованные преступные группировки), припомните организаторов финансовых пирамид, просто «кидал» на обменных пунктах. Да кого только не развелось тогда. А было бы неплохо нам всем помнить замечательные слова Гёте: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком». Неужели в России нельзя?

Хочу обратить внимание на такую особенность российского общества в целом, как крайне быстрое изменение им своих пристрастий, молниеносная смена кумиров и направления мысли. Не прошло и года после роспуска КПСС, как партийные работники превратились в «мафиози», комсомольские активисты – в сутенеров, спортсмены - в бандитов, правоохранительные органы - в их «крышу», и все вдруг стали верующими. Лично мне это напоминает крайне неустойчивую психику экзальтированного подростка, необремененного никакими моральными принципами, который вытворяет все, что вздумается, лишь бы достичь своих эгоистичных целей или получить удовольствие. Сообщество, состоящее из таких подростков, обречено на моральный регресс. Оно не может само организоваться на основе высоких гуманистических принципов просто потому, что их нет, и откатывается назад по эволюционной лестнице. Подобная ситуация описана в повести Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Это в полной мере относится и к сообществу вполне взрослых людей с менталитетом подростка. Вот так и мы в 90-е годы, разочарованные в прежних идеалах и оказавшиеся без контроля, как говорится «без родительского глаза», откатились в моральном и социальном плане далеко назад. Кстати, то же самое мы наблюдаем в современной Украине.

Следует сказать, что психика каждого отдельного человека бесконечна. По образному выражению одного ученого она вмещает и «ад» и «рай». Поэтому и моральный облик людей может изменяться в огромном диапазоне, как говорится от Демона до Ангела. При этом очень важно то, какой собственный моральный порог есть у каждого конкретного человека, тот предел, который он не может перейти. Поясню свою мысль на примере. В благоприятных, комфортных условиях мы вроде бы все одинаково приличные, благопристойные люди, но как только ситуация обостряется или дестабилизируется все ведут себя по-разному. Кто-то готов умереть, лишь бы не стать соучастником преступления, не преступить закона, другого нужно сильно «прессовать», чтобы заставить поступить не по совести, а третьему стоит только намекнуть, а то и без намека, и он уже готов на любую подлость. Мне думается, что большинство людей даже не знают до конца своего собственного порога, пока не столкнутся с соответствующей реальностью. Тогда в 90-е годы в России не сработали внутренние стопоры, моральный порог у многих граждан оказался очень низким, другими словами в обществе не хватило «иммунитета» к нарушениям и преступлениям, и практически все российские граждане оказались вовлечены в водоворот беспредела. Моральное разложение затронуло все слои нашего общества. Преступления, махинации и обман стали так распространены, что люди, похоже, привыкли к такому образу жизни, а государственные структуры этому только способствовали, не обращая на происходящее никакого внимания, а то и непосредственно участвуя в беззаконии.

Хочу особо подчеркнуть, что человек не рождается, изначально имея высокие моральные качества, которые и должны быть присущи Человеку. Ребёнок становится действительно Человеком только в процессе правильного, мудрого воспитания, именно не образования, а воспитания его как члена общества. Необходимо пробудить в каждом человеке сознание того, что он является членом общества и любой его поступок как минимум не должен идти в разрез с интересами общества, а лучше на пользу. Из этого я берусь сделать вывод, что любое проявление эгоизма отдельного гражданина оказывает негативное воздействие на все общество в целом. В этой связи я считаю весьма вредной пропаганду безудержной конкуренции, не учитывающей интересы общества. Такие перлы как «будь успешным» и «будь самим собой» без всякого контекста, без каких-либо моральных рамок, я считаю крайне вредными, особенно для молодого поколения. В первом случае призывают к карьеризму и обогащению любыми способами и любой ценой, а во втором к вызывающему и наплевательскому отношению к окружающим. Не думаю, что это способствует поддержанию здорового морального климата в обществе.

Полагаю, что критика в адрес СССР по поводу того, что в стране не было реального «гражданского общества», способного влиять на ситуацию в стране, на принятие руководством решений, на поддержание достойного материального положения граждан, здорового морального климата вполне справедлива. Да, Гражданского общества не было, но само Общество все-таки было. Все сознавали себя гражданами СССР и, несмотря на все недостатки, существовал дух коллективизма. Одно только обращение «товарищ» дорогого стоит. В своей стране граждане чувствовали себя в безопасности. После взрыва 90-х годов не стало самого Общества. Оно прекратило существование. Образовалось некое множество отдельных личностей и группировок, озадаченных одной единственной целью – обогащением. Когда начинается такой беспредел, законы, даже самые хорошие, бессильны, потому что все умственные усилия людей направлены на то, как их обойти, извратить, нарушить. В условиях отсутствия власти всеобщий психоз охватил буквально всех. Беда не в том, что в той мутной воде кто-то сколотил огромные состояния, беда в том, что в нищете остались как раз те, кто в той сложнейшей обстановке пытался сохранить свое человеческое лицо, соблюдать законы, моральные принципы. Какой пример был тогда показан молодежи?

Ссылаясь на всеобщую либерализацию, наше Правительство не осуществляло никакого контроля ни за экономикой, ни за моральным состоянием общества. Но ведь очевидно, что общество, в котором не идет активного процесса воспитания, в котором с детства не прививаются основы общежития, принципы «гражданского общества» и уважения к людям и законам, деградирует. Сейчас в нашем Руководстве созрело, наконец, мнение, что с правовым нигилизмом в экономике нужно кончать, а вот здоровый моральный климат общества почему-то поддерживать не особенно стремятся. Почему допускаются потоки грязи, выплескиваемые на россиян с экранов телевизоров, из динамиков радиоприемников? Если взрослый, достаточно воспитанный человек, может самостоятельно осуществить селекцию информации и что-то просто пропустить мимо ушей, так что все эти безобразия никак не повлияют на его человеческий облик, не поломают его моральных принципов, то совсем по-другому дело обстоит с детьми и подростками, в целом с молодежью. Молодые люди принимают все, что видят и слышат, за правду, они считают это реальным, заманчивым для них миром взрослых и пытаются подражать. Примеров безобразий миллион, и все их видят. Приведу только один - песня, где с раздражающей настойчивостью вдалбливается в умы подростков: «Мальчик гей, мальчик гей, будь со мной по-наглей». Как по вашему? По моему, отвратительно. Деградация нашего общества уже произошла. В современной России ругаются матом без всяких ограничений и стар и млад, и знаменитости и нет, а ведь раньше это считалось неприличным. Я уж не говорю об угрожающих масштабах алкоголизма, грозящего вымиранием нации.

По моим наблюдениям подростки очень легко обходятся без всяких принципов. Это особенность возраста. Молодежь не сознает всех последствий своего ошибочного поведения. Более того, непонятные им принципы тяготят их, без них им проще, свободнее. Но взрослое поколение должно же понимать, к чему это приведет, если в нас осталась хоть толика разума. Принципы общежития отработаны уже тысячелетиями, их не нужно высасывать из пальца, это базовые принципы поведения и христиан, и мусульман, и коммунистов. Это объективная реальность и от этого никуда не уйти. Это принципы существования человеческой цивилизации, и если их не соблюдать, Человечество деградирует и погибнет. Надо сказать, что и капиталисты ими не брезгуют. Достаточно почитать работы Дейла Карнеги. Они проникнуты уважительным отношением ко всем людям. Во всех цивилизованных странах это понимают – в России почему-то нет. Необходимость создания чего-то вроде «ОТК» или «худсовета» для всего, что выплескивается в эфир, абсолютно очевидна. Никита Михалков и группа деятелей культуры в своё время предлагала создать такой инструмент, но почему-то российские чиновники отказали. Они, видимо, были крайне напуганы, как бы их не обвинили в возрождении цензуры. Но ведь бесконтрольность в этой сфере при низком уровне культуры общества в целом ведет к еще более негативным последствиям. В качестве примера хочу напомнить о последствиях упразднения контроля качества продуктов. Даже при обязательном соблюдении ГОСТов были нарушения, но это не идет ни в какое сравнение с тем, что началось после их отмены. На прилавках тут же появились испорченные продукты: подкрашенные тухлые мясо и рыба, «сливочное масло», в котором нет ни капли молока и многое другое. Посмотрите передачу «Среда обитания». Только будьте осторожны – вам может стать дурно. Чего добиваются «запретители» худсоветов в области медиа? Чтобы такая же «тухлятина» продолжала выливаться в эфир? Если в первом случае гражданам грозит расстройство желудка, то во втором расстройство морали и психики.

Отвергнутый в «перестройку» тезис В.И.Ленина о том, что «свобода есть осознанная необходимость» сейчас оказывается, как никогда, актуален. Россиянам пора прекратить чинить беспредел и каждому осознать меру своей ответственности не только по долгу службы, но скорее меру своей моральной ответственности как гражданина, живущего не на необитаемом острове, а в обществе. Понятно, что не все к этому готовы, не все с этим согласны, кто-то вообще не собирается принимать во внимание других людей, но ведь именно для этого и существует институт государства. Государство обязано защищать одних граждан от произвола других и, если не помогают уговоры, то необходимо переходить к действию. А то получается как в басне И.А.Крылова «Кот и повар» - одни лишь уговоры. Отсутствие воспитания и бесконтрольность в государственном масштабе ведут к тому, что настоящих граждан становится все меньше, а паразитов и жуликов все больше. Сколько сейчас одних и сколько других посчитать, конечно, невозможно. Однако, если судить по состоянию страны: тотальная коррупция в государственных органах, беспредел в экономической сфере, продажность и повальное воровство, причем на всех уровнях и во всех слоях, то людей, дорожащих своим моральным обликом, осталось довольно мало. Следует подчеркнуть, что моральные принципы – это не достояние бедных или богатых. Аморально и вызывающе по отношению к окружающим могут себя вести и высокопоставленный чиновник и бомж.

Существует такое понятие как «совесть». По-моему, это прежде всего чувство меры и уважительное отношение к окружающим. Согласен, что это понятие четко не детерминировано, однако, в каждом обществе существует на этот счет достаточно определенное понимание – что «по совести», а что нет. Даже те, у кого совесть полностью отсутствует, имеют хотя бы косвенное представление о существующих в данном обществе критериях. Хочу подчеркнуть, что речь не идет о каких-то идеальных отношениях, о святых угодниках и т.п., речь идет о нашей обычной жизни, далекой от святости, со всеми ее недостатками и условностями. По моему разумению, такие категории как совесть, гуманность, чувство меры, доброта, справедливость, стыд суть разные проявления, разные аспекты чего-то одного - возможно, человеческого сознания, человечности вообще. Похоже, что наше общество по этим параметрам очень сильно откатилось назад. Безусловно, остались отдельные лица, может быть даже группы лиц, сохранившие человеческие понятия, но в массе реальное представление о добре и зле утрачено. Мародерство и воровство считается «бизнесом», подкуп и обман – «деловыми отношениями», рейдерство и убийства – «свободной конкуренцией». Один правительственный чиновник как-то пошутил, назвав такую деформацию понятий «креативным мышлением». Сказано это было по поводу незаконной установки шлагбаума на дороге ведущей к реке в разгар купального сезона с целью сбора денег. Но ведь это «цветочки». Во время взрыва в аэропорту Домодедово ловкие «бомбилы» обирали людей, предлагая попавшим в безвыходное положение гражданам за огромные деньги срочно отвезти их в другой аэропорт. Во всеобщей суматохе они собирали деньги с нескольких человек и исчезали. Это творили не «нувориши», не пресловутые «олигархи», а что называется «простые граждане». И это тоже не самое мерзкое проявление распространенного сейчас «креативного мышления».

Сейчас многие пытаются найти пути выхода из сложнейшей ситуации, в которой мы оказались, разработать рецепты построения благополучного общества. Одни берут в качестве примера Китай, другие обращаются к опыту Сингапура, третьи к опыту Швеции, устраиваются экономические форумы с целью построения новых административных конструкций. Мне же хочется убедить читателей в том, что наши проблемы, а именно: жуткое расслоение общества, низкий уровень жизни большинства населения, а то и просто нищета, отсталость многих отраслей экономики, лежат скорее не в хозяйственной или административной плоскости, а в области нашей психики, и что решение наших проблем напрямую связано с изменением менталитета самого общества. Не потому ли Швеция и Сингапур так успешны, что мыслят по-другому? В этой связи хочется рассказать одну старую историю. Быль это или небыль – не знаю, да только она как нельзя лучше иллюстрирует сказанное выше. История, как я ее слышал, относится к периоду первой мировой войны. На одном железнодорожном вокзале в Германии пассажир спрашивает у начальника станции, когда прибудет поезд и не будет ли задержки. На это следует ответ: «Поезд прибудет точно по расписанию и никаких задержек. А как же иначе, ведь военное время». На похожей станции в России уставший ждать пассажир спрашивает у начальника станции, когда же прибудет поезд. В ответ он слышит: «Да Вы что с ума сошли. Какой поезд, война же…». И нельзя не согласиться с доктором Филиппом Филипповичем Преображенским, персонажем романа М.Булгакова «Собачье сердце», который вынес следующий диагноз: «Следовательно, разруха …в головах».

В заключение считаю необходимым сказать вот о чем. В своих работах я много внимания уделяю вопросам психологии личности, обращаюсь к таким понятиям, как мораль, совесть, сознание, человечность, и мне бы очень не хотелось, чтобы кто-то увидел в этом проявление идеализма. Уверяю, что все свои рассуждения я веду только с позиции диалектического материализма. А то, что в них используются понятия и сущности, о которых у нас ещё нет четких материалистических представлений, то это никак не противоречит научному подходу. Кстати мой подход вполне соответствует философскому кредо современной физики, которое сводится примерно к следующему: даже если мы пока не в состоянии ответить на вопрос, что из себя представляет тот или иной объект, мы вполне можем изучать закономерности и области его проявления, оценить степень и вектор его воздействия.


Оцените статью