Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Над схваткой

Мировой кризис

31.08.2016 10:11  

efram

111

Сформулируем предмет принципиального спора – пути развития инвестиционного процесса, как главное условие роста экономики России.

8

Над схваткой

30.08.2016

Ф. Лившиц

Выборы в Государственную думу России нагнетают псевдореволюционную ситуацию, требующую изменения внутриэкономической политики, которая в конечном итоге должна привести к изменению внешней политики - построить новый, прочный ``железный занавес'', отгородиться от враждебного внешнего мира. Решение в правоте спорющих за Президентом. Лучшее образное представление ситуации, на наш взгляд, отражено в сценке из известного (по крайней мере старшему поколению) фильма ``Чапаев'', где лукавый крестьянин спрашивает Чапаева: ``вы за большевиков али за коммунистов'' и он поколебавшись отвечает: ``я за интернационал''.

Отбросим политическую шелуху и сосредоточимся на сущности экономических разногласий сторон, но не в качестве третейского судьи, а в качестве делитанта, желающего сформировать личное мнение по данному вопросу.

Это началось с революционных реформ Е. Гайдара и вероятно будет продолжаться ещё не одно десятилетие. Мы ограничимся событиями XXI века и как можно ближе к сегодняшним дням. В данном споре участвуют три основные группы специалистов. Одна из них - действующее правительство, которое для соблюдения политкорректности в споре сегодня представляет Центральный банк России, возглавляемый с июня 2013 года Э. Набибуллиной (раньше эту сторону представлял бывший министр финансов А. Кудрин). Другая группа политиков и экономистов, среди которых самым ярким представителем выступает С. Глазьев- политик, экономист, академик Российской академии наук, советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции, член Национального финансового совета Банка России. И третья группа - возглавляемая бывшим министром финансов России (2000 - 2011 годы) А. Кудриным, назначеным в апреле 2016 года руководителем рабочей группы экономического совета при президенте по направлению ``Приоритеты структурных реформ и устойчивый экономический рост''.

Сформулируем предмет принципиального спора - пути развития инвестиционного процесса, как главное условие роста экономики России.

Современное состояние инвестиционного процесса представлено экономистами института им. Е.Т. Гайдара в деликатной форме: инвестиционная пауза, которая началась в стране еще в 2013 году продолжается до сих пор; сокращение инвестиций оказалось существенно более глубоким, чем снижение ВВП; ухудшается не только текущая динамика экономики, но и её перспективы.

Как это выглядит в цифрах. Рост ВВП (в постоянных ценах), в процентах к предыдущему году составил: в 2000 году - 10%, в 2005 - 6,4%, в 2010 - 4,5%, 2012 - 3,5%, 2013 - 1,3%, 2014 - 0,7%, 2015 - -3,7%. В I полугодии 2016 года ВВП снизился на 0,9% В тоже время прямые инвестиции в России изменялись следующим образом (в процентах к предыдущему году): в 2000 году -17,4%, в 2005 - 10,2%, в 2010 - 6,3%, 2012 - 6,8%, 2013 - ,8, 2014 - -2,7%, 2015 - -8,4%. В I полугодии 2016 года спад инвестиций в основной капитал составил 4,3%.

Стоит отметить, что к сожалению процесс затухания инвестиционной активности начался задолго до 2013 года. Обратим внимание на изменения в структуре источников инвестиций. Принято основное деление источников на две группы: собственные и привлеченные средства. В 2000 году их соотношение было 47,5% к 52,5%. Резкое изменение произошло в 2008 году - 39,5% к 60,5%, с 2012 по 2014 годы сложилась некоторая стабильность порядка 45% к 55%, а в 2015 году вновь резкое изменение 51,1% к 48,9%. За рассматриваемый пятнадцилетний период в общем объёме привлечённых средств, кредиты российских банков колебались в пределах от 6 до 11%. Особо стоит выделить, что если в 2013 году эти кредиты составили 10%, в 2014 году - 10,6%, то в 2015 году упали до 5,9%. Кредиты иностранных банков в 2000 году составляли в общем объёме привлечённых средств 4,7%, в 2013 году - 1,1%, в 2014 году - 2,6%, а 2015 году - 1,9%. Основной источник привлечённых средств инвестиций - это средства бюджета, удельный вес которых в последние годы снижается: 2012 - 18,2%, 2013 - 19,3%, 2014 - 17,2%, 2015 - 16,8%.

Особое внимание всегда привлекало использование для прямых инвестиций зарубежного капитала (``заграница нам поможет''). И действительно помогала - на дешёвые иностранные кредиты (80-85% инвестиций зарубежного капитала) активно закупалось необходимое оборудование для поддержания действующих процессов производства.

Но прибыли шли на возврат и оплату этих кредитов, а не малая часть безвозвратно направлялась в офшорные зоны. Всего за год (с 1 июля 2014 года по 1 июля 2015 года) России пришлось вернуть 177,1 млрд. долларов. В результате объём прямых инвестиций в Россию почти за весь рассматриваемый период времени оказывался меньше, чем из России за границу. Как видно из приведенных ниже данных особенно резко это стало проявляться с 2013 года.

ДИНАМИКА ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (сальдо операций платёжного баланса; миллионов долларов США)

2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Прямые инвестиции 2,37 9,45 11,77 -1,77 17,29 33,53 17,2

За границу 17,88 52,62 66,85 48,82 86,51 56,39 22,0

В Россию 15,51 43,17 55

,08 50,59 69,22 22,86 4,8

Даже стуктура инвестиций по отраслям производства и услуг стала меняться. Так из общего объёма инвестиций в 2015 году в добычу нефти и газа направлено 13,6%, а в оптовую торговлю - 39%.

Откуда поступает инвестиционный капитал в Россию? Главные финансисты располагаются на Кипре, Багамских островах, Британских Виргинских Островах, в Нидерландах. Между тем, за пять лет (2007-2011), совокупные объемы прямых инвестиций ``в офшорные зоны'' и ``из офшорных зон'' практически совпадают: 135,6 млрд. долларов и 133 млрд. долларов соответственно. Так, например, к услугам Люксембурга (на законном основании) прибегали такие компании, как "Гром", Сбербанк, Evraz, "Альфа-Групп", Volga Group, "Ростех". Деньги циркулируют через Швейцарию, США, Великобританию, Германию, Италию, Монако и Сингапур. Но с 2013 года началось активное бегство капитала из России. Ни кризис, ни санкции не мешают российским инвесторам покупать иностранные активы. Согласно отчету Счетной палаты 30 августа 2016 года ``В результате совершения импортно-экспортных товарных сделок незаконный вывод капиталов из страны в 2013-2015 годах составил 1,2 трлн. руб''.

Если в первом десятилетии нового века экономика России могла надеяться на экономический рывок, население на повышение уровня жизни, то сегодня можно набюдать обратный процесс - падение темпов роста в реальной экономике, рост инфляции, значительная девальвация национальной валюты, сокращение числа среднеобеспеченных, и рост обнищавших. Это результат многих факторов, но среди них выделяются два основных: резкое снижения цен на нефть и газ и введение международных санкций против РФ. Снижение цен на нефть и газ - истощает основной источник валютных поступлений в бюджет страны. Формально снижение цен обусловлено нарушением баланса производства и потребления нефти и нефтепродуктов в мире, конкурентной борьбой за сохранение объёмов рынков сбыта продукции, реально - действющей системой спекулятивной торговли сырья на фьючерских биржах мира (где Россия не имеет никакого влияния). Введение международных санкций против РФ формально обусловлено присоединением Крыма и всем, что связано с Украиной, реально - изменением направленности преимуществ экономического развития в военнопромышленный комплекс. Представляется необходимым, хотя бы в самом общем виде, раскрыть содержание важнейших из этих санкций. Первые санкции США и ЕС ввели в марте 2014 года. Позже к ним присоединились Канада, Япония, Швейцария, Австралия и некоторые другие страны. Санкции были направлены прежде всего против конкурентоспособных отраслей экономики: нефтяной, газовой, атомной и военной промышленности, а также против банковского капитала. В частности, вводился запрет на экспорт в Россию технологий нефтедобычи и нефтепереработки; отказ от совместных проектов в нефтяной и газовой сферах и инвестирования перспективных проектов. Ограничивался доступ к внешним займам, к инвестиционным проектам, к зарубежным финансовым активам физических и юридических лиц и т.п....

Не стоит сейчас осуждать, почему Россия в короткий временной период зарубежного валютного благополучия, за счёт роста цен на нефть и газ не создала полноценных альтернативных источников валютных поступлений в бюджет. Средняя рентабельность бизнеса в экономике - 3,5%, а в добывающем секторе - 14%. В итоге более 60% инвестиций было направлено в добычу и экспорт сырья. По крайней мере были накоплены валютные резервы, позволяющие сегодня поддерживать импорт необходимых товаров и продуктов, для сохранения подобия прежнего уровня социально-экономической жизни в обществе. В этих условиях, Центральный банк России, располагая ограниченным числом монитарных инструментов решает несколько разновекторных проблем: установливает валютный курс, обеспечивающий, в пределах объёма зарубежных валютных поступлений, рублёвое наполнение государственного бюджета и одновременно финансовую стабильность работы отраслей промышленности, переводящих в бюджет иностранную валюту; регулирует объём эмиссии денег с целью стабильной работы товарооборота, устойчивости банковской системы, ограничения роста инфляции и валютного курса; регулирует ставку рефинансирования (ключевую ставку), формирующую государственную кредитную политику развития социально-экономической жизни страны. Инвестиционное развитие экономики страны в числе множества других текущих проблем попутно решаются этими монитарными инструментами.

Попытаемся сформулировать принципиальную позицию сторон (как нам это представляется).

Позиция правительства: максимально возможное обеспечение потребностей армии и военнопромышленного комплекса, повышение (сегодня удержание) социально-экономического уровня жизни общества за счёт валютных поступлений действующих отраслей производства и по мере накопления средств, инвестирование в поэтапное развитие отраслей производства и услуг.

Позиция группы С. Глазева: инвестиция - основа роста экономики; развитие экономики страны с опорой только на внутренние ресурсы; с этой целью превращение зарубежных валютных резервов и экспортных поступлений в рублёвую валюту, значительная эмиссия рублёвой валюты, нулевая ставка рефинансирования и направление всех средств, вкючая банковские вклады бизнеса, физических лиц и пенсионные фонды в кредиты на инвестирование развития отраслей производства и услуг (под государственную ответственность их возврата).

Позиция группы А. Кудрина: осуществление институциональных реформ и повышения качества госуправления - основа процесса наращивания объёмов и эффективности инвестиций; планируемые инвестиционные проекты не требуют дополнительной эмиссии рублёвой валюты; финансовым ресурсом для развития могут стать свободные средства российских компаний, которые сегодня не инвестируют в экономику, так как сомневаются в ее перспективах; инвестиции должны быть частными, а государство должно создать для этого условия - обеспечить макроэкономическую стабильность, низкую инфляцию, снижение дефицита бюджета.

Каждая из сторон имеет немало арументов в пользу своей позиции, и указывает на недостатки другой. Главное заключается в том, что экономика очень специфическая наука и признаёт проверку предлагаемых теорий и моделей только на живых людях, в реальных условиях. Выбор всегда за политиками, но реализация за правительством и аппаратом управления.

Сегодня адинистративный аппарат управления экономикой страны ни при каких обстоятельствах не захочет довольствоваться уровнем благ номенклатурной жизни за ``железным занавесом''. Не обладая досточными знаниями и опытом управления при капиталистическом способе производства, он видит выход в переходном периоде - государственно - капиталистической форме управления экономикой. Уже в 2012 году государственный сектор на половину вытеснил частный бизнес. Занимая посты управления и распределения материальных благ он может не только завидывать успешным и богатым бизнесменам, но и принимать участие в их доходах (путём откатов). А накопленные таким способом средства лучше использовать в Лондоне, Париже или офшорных зонах (благо есть варианты).

Независимо от предлагаемых вариантов развития экономики, все участники обсуждения в той или иной степени связывают ускоренние инвестиционного процесса с объёмом эмиссии денег, снижением ставки рефинансирования, стабилизацией валютного курса, сдерживанием роста инфляции. Ниже приведены данные для илюстрации общей картины событий.

ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Ставка

рефинансирования, % 25 12 7,75 8,0 8,25 8,25 8,25 8,25 Ключевая ставка, % 5,5 17,0 11,0

Денежная масса М2,

трлн. руб. 1,1 6,03 20,01 24,48 27,40 31,40 32,11 35,81

Международные резервы

РФ, млрд. долл. 27,9 182,2 479,4 498,6 537,1 511,6 388,5 370,2

Индекс потребительских

цен на товары и услуги,% 120,2 110,9 108,8 106,1 106,6 106,5 111,4 112,9

Экспорт товаров,

млрд. долл. 105,0 240,0 392,7 515,4 527,4 523,3 497,8 340,3

Импорт товаров,

млрд. долл. 44,9 123,8 245,7 318,6 335,8 341,3 308,0 194,1

Общий внешний долг,

млрд. долл., 158,7 257,1 488,9 538,9 636,4 728,9 599,9 515,8

в том числе органов государственного управления,

млрд. долл. 128,6 221,6 298,9 375,9 304,9 268,0

курс валют,

рубль\доллар 28,0 28,5 30,4 32,2 30,4 32,7 56,3 72,9

Нет необходимости в дополнительных комментариях.

Только несколько пояснений. Процентная ставка рефинансирования (учетная ставка) - ставка процента при предоставлении Центральным банком кредитов коммерческим банкам.Ключевая ставка - процентная ставка по основным операциям Банка России по регулированию ликвидности банковского сектора была введена с 13 сентября 2013 года. С 01.01.2016 года значение ставки рефинансирования ЦБ РФ приравнено к значению ключевой ставки Банка России и с этой же даты значение ставки рефинансирования не устанавливается. Ключевая ставка с 14.06.2016 года - 10,50%. Денежную массу делят на денежные агрегаты. М1 - денежные знаки выполняющие функции денег. М2 - денежная масса в национальном определении России, М2 = М1 + срочные вклады.

Если раньше регулирование инвестиционных процессов в странах с рыночной экономикой развивались под влиянием мароэкономических теорий, то сегодня мировая практика приподносит неожиданные сюрпризы, оправергая эти теории. Например, Центральный банк России согласно теории, сдерживает темпы роста объёма эмиссии денег и не допускает снижения ставки рефинансирования во избежании роста инфляции. А Федеральная резервная система США, Центральный банк ЕС и Японии, согласно той же теории, годами наращивали и продолжают наращивать объёмы эмиссии денег, вынуждены годами сдерживать ставки рефинансирования почти на нулевом уровне с целью максимально доступных условий кредитования производства и потребления, которые должны способствовать росту инвестиций и инфляции. Но те, кто указывают Центральному банку России на этот парадокс, прекрасно знают, что реальные исходные экономические условия в странах различные и именно они диктуют принимаемые банками решения. Например, в этих странах инфляция не носит монетарный характер, а в России при нулевом уровне ставки рефинансирования кредитные организации ``проглотят'' наличную иностранную валюту, а валютный курс устремится в такую высь - мало не покажется. Неограниченные, дешевые кредиты, позволили многим из этих стран только балансировать между минимальным ростом экономики и рецессией. При этом есть рост прямых инвестиций, значительная часть - привлечённые иностранные инвестиции, но их цель - приобретение права собственности на уже действующие производства и услуги. Неограниченные дешевые кредиты привели к резкому нарушению распределения баланса средств между финансовым сектором и всеми другими секторами экономики. Риски вложения капитала в развитие реального сектора производства товаров и услуг значительно превышают риски вложения в финансовый сектор. Именно неограниченные дешевые кредиты привели к росту фиктивного капитала на биржах, и последующим кризисам, в том числе мировому финансовому кризису 2008 года (а был ``во всём виноват квартирный вопрос''). Для выхода из этого кризиса был вновь запущен бесконечный процесс эмиссии денег и раздачи банкам дешёвых кредитов. В результате все мы сегодня на пороге нового мирового финансового кризиса. Вера в ожидаетый кризис столь велика, что инвесторы приобретают государственные облигации с отрицательной ставкой дохода и хранят деньги в надежных банках с отрицательной ставкой дохода, но не вкладывают их в реальное производство и потребление.

Все участники дискуссии не меньше озабочены стабилизацией валютного курса. При этом им хорошо известно, что в нашем случае основным фактором является баланс между поступлением зарубежной валюты в бюджет, её расходами на импорт и возможностью рублёвого наполнения бюджета, ограниченного риском роста инфляции. Кстати, инфляция многофакторный индекс и как показывает опыт упомянутых выше стран рост только количества денег не обуславливает рост инфляции. Можно полагать, что при установлении валютного курса имеет место и политическая составляющая, но это точно не определяющий фактор. При этом, очень трудно выделить учёт интересов инвестиционного процесса. В реалиях сегодняшнего состояния российской экономики уровень ставки рефинансирования не оказывает прямого влияния на уровень ставок в кредитных организациях. Многоуровневые риски стабильной работы подталкивают банки к выдаче кредитов под проценты, заведомо не соответствующие кредитоспособности заёмщика. В результате банковская система выглядит следующим образом: на 1 января 2016 года насчитывалось 733 действующие кредитные организации, из которых 180 - убыточные, в том числе126 банков (101 лицензия отозвана); суммарный убыток в 2015 году - 544 млрд. руб. Наибольший уровень просроченной задолженности у авиаперевозчиков (22% портфеля кредитов).

Можно подвести итоги и дать некую субъективную оценку прогноза принятия одного из вариантов развития инвистиционного процесса.

Программа инвестиционного развития Правительства находится в ступоре ожидания и в надежде, что Президент сможет добиться снятия санкций и роста цен на нефть, газ.

Группе С. Глазьева ошибочно кажется, что проблема только в смене правительства и состава аппарата управления. Кому они собираются выделять кредиты? Где они видят организаторов производства, способных выполнить их воображаемый экономический рывок, в какие сроки, на основе какой научно-технологической и материальной базы? Это ведь не оружие прозводить, а качественный асортимент продуктов питания, электроники, одежды, обуви, лекарств и т.п. А какие бизнесмены согласяться получать прибыль только в рублях? А как государство будет возвращать непогашенные или украденные кредиты? Можно задать ещё множество подобных вопросов, но ответы нас врядли смогут удовлетворить.Нам предлагается переход к планово-административному управлению экономикой. От недоразвитого капитализма к недоразвитому социализму. Абсолютная неприемлемость планов группы С. Глазьева. Почему-то возникают ассоциации с творчеством незабвенного академика Т. Лысенко.

Позиция группы А. Кудрина представляется предпочтительной, но не реализуемой. В качестве первого шага предлагается осуществить институциональные реформы. Это значит преобразование действующих институтов: государственного управления, финансовой системы, прав собственности, социальной инфраструктуры. Упращено - вторая попытка, полномасштабного перехода к капиталистической системе экономики государства. Такой переход требует не только политической воли (решения Президента), но многолетнего воспитания, обучения массы руководителей производства и исполнителей (не талантливых одиночек, ставших миллионерами и миллиардерами в смутное время).

Заключение: Политика - искусство невозможного. Сегодня трудно поднять экономику страны без использования реальных преимуществ накопленного опыта разделения труда в мировой экономике. Величие страны не в ракетах и атомных бомбах, а в качестве жизни народа. России следует идти не путём Северной Кореи, а путём Китая.

Литература:

1. Россия застряла в инвестиционной паузе

http://www.ng.ru/economics/2016-03-21/1_rosstat.html

2. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ 2015

Статистический сборник

http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/invest.pdf

3. Сергей Глазьев: Минфин «безумен»

http://russnov.ru/sergej-glazev-minfin-bezumen-05-07-2016/

4. Сергей Глазьев: икона экономического мракобесия или пророк в своем отечестве?

http://kapital rus.ru/

5. Сергей Глазьев нашел восемь ошибок в экономической программе Кудрина

http://www.novorosinform.org/articles/6912

6. ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 и 2018 ГОДОВ

http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/

7. Статистика: Внешний долг России

http://ruxpert.ru

8. Триллионы кончились

http://kommersant.ru/doc/2951160

9. Над златом чахнут

https://rg.ru/2016/06/15/rossii-pridetsia-izyskat-sobstvennye-rezervy-dlia-investicij.html

10. Почему в России высокие кредитные ставки: трилемма Банка России

http://ktovkurse.com/rossiya/pochemu-v-rossii-vysokie-kreditnye-stavki-trilemma-banka-rossii

11. Комплектующие родины

http://beloedelo.ru/actual/actual/?458

12. ЦБ рассказал о бегстве российского капитала за рубеж

http://fomag.ru/ru/news/NewsDetails.aspx?bid=66&news=10865

13. Прямые иностранные инвестиции в Россию резко сократились

http://www.bbc.com/russian/news/2016/05/160527_direct_investments_russia 14. ЛЮКСЕМБУРГ. Герцогство банкиров и финансистов

http://gazeta.zn.ua/international/lyuksemburg-gercogstvo-bankirov-i-finansistov-_.html

15. Зампред ФРС обеспокоен перспективами экономики США

http://www.vestifinance.ru/articles/74100/print


Оцените статью