Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




В российские магазины - и желудки - поступил пластиковый рис из Китая

Вопросы наукознания в экономике

Мировой кризис

23.12.2015 16:51  

ujif_007

112

К сожалению такой дисциплины официально не существует, иногда её ошибочно относят к философии, но наукознание не различает научных мировоззрений.

Наукознание описывает различные науки, указывая на их составные части, а также рассматривая внутренние основания их возникновения и историю их становления. Исходя из местных дискуссий история наук не столь актуальна, поэтому сосредоточим внимание на составе и внутренних основаниях всего того научного, что так или иначе мы можем связать с экономической деятельностью.  

Вообще всякая наука состоит из множества самостоятельных научных практик связанных воедино как логикой, так и единым понятийно-терминологическим аппаратом. Наиболее яркий этому пример физика, она состоит из множества практик: механики, гидравлики, электростатики и т.д., при этом из каждой практики не особо спотыкаясь можно по логическим и понятийно-терминологическим связям попасть в любую другую.

Сама же научная практика состоит из знаний и технологии основанной на этих знаниях, что входит в общую практическую деятельность человека. Собственно наша насущная деятельность является источником и движетелем научной практики, так как постоянно требует своего усовершенствования.

Если обратить внимание на состав ЭКОНОМИКИ, то в ней заключена одна единственная практика, как то общие основания деятельности человека при ведении своего домохозяйства. При этом для экономики безразлично рассматриваем мы одного человека или человечество вообще, для неё в любом случае это будет один единственный субъект, ведущий одно единственное хозяйство, иначе говоря, экономика игнорирует социальные практики. Как следствие в самой экономике нет понятия денег, так как глупо продавать и покупать у самого себя. Соответственно нет и понятия прибыли, но есть Валовой ДОХОД, ДОХОД и Чистый ДОХОД. При этом ДОХОД трактуется как благо вообще.

Следующим основанием экономики является равенство производства и потребления поскольку для того чтобы производить мы должны потреблять ресурсы в том числе ранее произведённые. То есть общая логическая формула экономики будет выглядеть так:

… ПРОИЗВОДСТВО -> ПОТРЕБЛЕНИЕ = ПРОИЗВОДСТВО -> ПОТРЕБЛЕНИЕ =…  

Соответственно главная формула экономики это Производственная Функция (ПФ):

 K=f(C;V) ; капитал (K) это функция перенесённой(C ) и добавленной(V) стоимости.

Эта функция нам известна в виде ПФ К.Маркса и ПФ Кобба-Дугласа, несмотря на различие в форме записи это одна и та же функция которая математическими методами легко преобразуются друг в друга. Многие затрудняются в самостоятельном переводе ПФ К.Маркса в ПФ Кобба-Дугласа, поскольку в алгебраической форме ПФ К.Маркса нам известна в приложении к капитализму, в общем виде он её только проговаривал, что она стоит из перенесённой и добавленной стоимости с учётом приращений таковых. Также ПФ К.Маркса известна в варианте Кейнса, в которой использовано около десятка переменных, но и она легко преобразуется в ПФ Кобба-Дугласа.

Поскольку внутри домохозяйства нет денежных отношений, то его ведение рассматривается в натуральных показателях, например:

Дом = кирпичи + доски + цемент + гвозди + время труда

Кирпичи = глина + песок + дрова + время труда

Математическое представление этого дал В.В.Леонтьев в виде Метода ЗАТРАТЫ-ВЫПУСК,

При этом каждый ресурс можно представить подобной строкой, всю совокупность которых можно представить в виде матриц капитала, перенесённой и добавленной стоимости. То есть ПФ на самом деле является совокупностью матриц, но поскольку одновременно это трудно представить, то ПФ и Метод З-В рассматриваются отдельно.

Если учесть восприятия природных объектов как труд, время труда будет присутствовать в каждой строке такой матрицы. Отсюда следует, что время труда эквивалентно понятию стоимости, а последовательность вовлечения ресурсов является ценностью, в общем смысле технологией производства, т.е. дорога ложка к обеду.

Но тут могут сказать, что можно трудиться интенсивно, а можно и бездельничать, или просто чего-то не уметь. И здесь экономика могла бы прирасти правовой практикой, «внутри личностного права». По-русски это будет По-Кон в отличие от социального За-Кона, его представление наиболее известно по русским магическим сказкам в виде образа витязя на распутье. Но исторически этого не произошло, получилось просто пограничное условие – выживание субъекта труда. Полностью это условие будет звучать так:

С учётом действительной умелости субъекта его труд должен полностью воспроизводить его способность к труду (в том числе в его потомках), желательно обеспечение расширенного воспроизводства этой способности. Если труд не может воспроизвести способность субъекта к труду, процесс труда прекратится в связи с его смертью.

Отсюда же выводиться следствие об убывании стоимости последующих дубликатов для субъекта производства, она же формулируется как предельная стоимость совокупности производимых дубликатов. Иначе говоря, с некого количества дубликатов они перестают служить интересам выживания производящего их субъекта.

На этом экономика заканчивается, но как мы все понимаем на свете живёт не один единственный человек, и поэтому требуется привлечение социальных практик к рассмотрению экономической деятельности человеческого сообщества. Это понимали с самого начала, поэтому практически одновременно с понятием ЭКОНОМИКА появляется понятие ХРЕМАТИСТИКА  ( ХРЕМАТИСТИКА (от др.-греч. χρηματιστική — обогащение) — термин, которым Аристотель обозначал практику накопления богатства и получения ПРИБЫЛИ как самоцель, как сверхзадачу, противопоставив её ЭКОНОМИКЕ), как практика извлечения личной выгоды в социальном взаимодействии. Она быстро обрастает софизмами и становится служанкой мошенников, спекулянтов и ростовщиков, отрицающей понятие общественного блага. Я её зову Хрено-Мистикой, поскольку эту хрень без мистики не объяснить – иначе говоря, это просто онаучненное мошенничество.

Вспомним о том, что сам по себе Капитал K=f(C;V) это Доход, значит вся его совокупность (С+V+dC+dV) это Валовой Доход, тогда (V+dC+dV) это Доход, а (dC+dV) Чистый Доход.  Тогда Прибыль это часть, сворованная из Дохода, то есть чем больше доля Прибыли, тем меньше Доход, а чем больше доля Дохода, тем меньше Прибыль.

 

Для работы с общественным благом потребовалось привлечь правовую и политическую практику, так появилась ПОЛИТЭКОНОМИЯ (это её современное название). Однако её развитие долго тормозилось тем, что социальные практики состоят только из единичных событий. При попытке их повторения, вследствие множества неизвестных действующих факторов, получались похожие события с различными результатами их свершения.

Но тут приходит К.Маркс и создаёт научный метод наблюдений, то есть марксизм, который состоит из диалектического материализма и его социального приложения, исторического материализма. Весь марксизм можно описать парой фраз:

  1. У всего есть материальная причина (материальная причинно-следственная связь).
  2. Все проявления мира находятся в диалектическом единстве между собой.

Когда он начинал, было известно три закона диалектики, сегодня их пять, но это не имеет принципиального значения. Исторический материализм начался с выбора материальной составляющей исторического развития социально-экономического  процесса – так появился базис, в его основу легли технологии и их продукты. А неопределённые величины социально-политических факторов получили название надстройки.

Первая же типология дала положительные результаты, с одной стороны была подтверждена трудовая теория стоимости а с другой были получены Общественно Экономические Фармации (ОЭФ). Это в свою очередь дало научное обоснование для древней гипотезы о «грядущей новой общине» - коммунизме. Но при этом необходимо уточнить, что гипотеза грядущего коммунизма это не идеология, всего идеологий построения коммунизма четыре, по числу решаемых обществом социально-политических задач. Так же  вследствие множественности исторически действующих факторов, таких рафинированных типов ОЭФ, пожалуй никогда не существовало, как  впрочем и их последовательность лишь отражение причинно-следственных связей, а не реальной истории.

Так например, Русь Xвеке НЭ это совокупность буржуазно-демократических республик, в XVвеке  это феодальная монархия, в XVIII-XIXвеках она переходит к фактическому рабовладению, но уже во второй половине XIXвека Российская Империя переходит к капитализму в фазе империализма. Собственно к капитализму можно было перейти и десять тысяч лет назад, но необратимым этот переход сделала паровая машина и последовавшая за ней промышленная революция.

Паровая машина её внедрение в производство ознаменовало серьёзное качественное изменение состояния в общественном разделении труда. Товарное производство стало всеобщим, то есть появилась ОБЩЕСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. Иначе говоря, частное решение о своей собственности участником товарного рынка автоматически изменяло все состояния честной собственности остальных участников этого рынка.

В качестве лирического отступления. Условия необратимости перехода к социализму создаст так называемый шестой технологический уклад, поскольку его технологии принципиально отрицают прибыль. А поскольку нас на планете живёт значительно больше 2млрд человек, то этот переход будет в любом случае и уже в первой половине 21-го века. Правда есть негативный сценарий, при котором современная цивилизация погибает, и мы в лучшем случае скатываемся в «тёмные века», в худшем исчезнем как биологический вид, но капитализм в 21веке в любом случае прекратит своё существование.

Рассмотрим более детально политические и правовые практики в приложении к экономической деятельности. Политическая практика, т.е. практика множественного (социального) интереса, скорее всего складывается, как метод получения преимуществ в половом отборе. При этом она сразу же начинает влиять на производство, точнее определять его цели, т.е. экономика становиться результатом политической практики. Вначале было слово (политическая идея) – печальная практика «робинзонов», которые в отличие от литературного персонажа сильно дичали, прямое тому подтверждение. Да и жизнь прочих приматов, великолепно обходящихся без экономической деятельности, также подтверждает политические основы экономики.

Политика определяет не только цели, но и систему управление как экономической, так и прочей деятельностью человека. Как система управления она формирует социальные автоматы, т.е. социальные группы или институты, которые вследствие ограниченности по интересам являются конечными автоматами и как следствие их поведение легко предсказуемо. Первоначально научились предсказывать поведение наиболее крупных из них – социально-политических классов (по В.И.Ленину), сегодня и прочих типологически определённых социальных сословий.

Естественно политические идеи рождаются в конкретных головах, что подразумевает появление модераторов социальных институтов. Сегодня это модерирующие группы преимущественно действующие в виде политических партий. Их поведение также определено интересами этих институтов и поэтому они также предсказуемы во всех своих политических проявлениях.

Стабилизация сложившихся политических отношений осуществляется в виде правовых практик. Изначально правовая практика рождается внутри личности как По-Кон, где на Кон ставится своя жизнь и судьба, при её выходе в социум она становиться За-Коном где ставки определяются общественным договором. Юриспруденция тщательно обходит этот момент, поскольку это лишает её «таинства» и обнажает политический интерес в установлении закона. Поэтому юриспруденция лживо утверждает источником права документ, но документ это только источник нормы права, при этом сам документ является общественным договором, учитывающим соотношения Из-Конных прав участников договора. То есть источником права является личность, при этом само право в общем случае это волевое решение личности по ликвидации неопределённости, т.е. агрессия личности направленная вовне. Следовательно, общественный договор (За-Кон) определён силой и волей его участников, то есть отношения рабовладения это тоже общественный договор, в котором часть его участников насильно лишена своих Из-Конных прав – обращена в рабов. В историческом материализме это право силы, определяющее характер общественного договора, определено как политико-правовая диктатура правящего класса.

Общественный договор изначально создавался для не столь глобальных отношений, его задачей был учёт публичных обещаний по поводу товарного обращения (имущественных обязательств). Но каждый произведённый предмет, даже сегодня не смотря на всю стандартизацию, всегда индивидуален по совокупности своих свойств, это требует выделения его типовых свойств как товара, т.е. появления фиктивного или юридического предмета. Вся юриспруденция это царство фиктивных предметов, где реальны только межличностные отношения по их поводу. После появления фиктивного (юридического) лица высшей фикцией стало финансовое право и как абсолют выражения этой фикции – ДЕНЬГИ.

К сожалению многие страдают денежным фетишизмом, который столь же мистичен как личные отношения с Богом, которого для меня кстати не существует. Более того, деньги существуют на основании трёх нет:

  1. Денег НЕТ как предмета – есть денежные знаки (монеты, банкноты и т.д.), есть денежные материалы (золото, головы скота, меры зерна и т.д.), но самих денег нет.
  2. В деньгах НЕТ стоимости – это только средство обращения.
  3. В деньгах НЕТ нужды – все коммерческие сделки можно осуществлять без денег.

Но и это ещё не всё, на абсолютно законных основаниях каждый из нас, на основании своего Из-Конного права, может эмитировать свои собственные деньги, поскольку по своей сути деньги это стандартная форма имущественных обязательств (долга).  Единственно кто нуждается в деньгах это само государство.

Государство это фиктивное (юридическое) лицо являющееся собственностью своих граждан, изначально созданное для силового обеспечения исполнения частными лицами, взятых на себя публичных имущественных обязательств. С одной стороны эта функция государства была приспособлена для осуществления политико-правовой диктатуры правящего класса, с другой стороны эта функция стала первым общим делом, потребовавшим сбора налога.

Подчеркнём, налог это вменённый гражданину, на основе общественного договора, обязательный платёж, возмещаемый в форме исполнения общих дел вменённых государству. То есть граждане ни чего не должны своему государству, они должны только сами себе но через государство, поскольку общие дела это их совместные дела, а государство это их совместное имущество.

Постепенно с углублением общественного разделения труда, увеличивалось и число общих дел вменённых государству как то оборона, образование, наука и т.д., значимость сбора налогов также росла. Настал момент, когда учёт публичных обязательств и налога в натуральных показателях стал крайне затруднителен. И тогда для системного обеспечения своих двух первичных обязательств, обеспечения частных имущественных интересов и сбора налогов, государство навешивает на себя третье, эмиссию собственных денег. То есть государство обязуется обеспечивать частные имущественные интересы, исчисленные в своих деньгах, оно обязуется исчислять и принимать все налоги в своих деньгах, и оно обязуется осуществлять эмиссию оборотных средств в своих деньгах, достаточную для осуществления гражданами своей экономической деятельности.

Пожалуй, это все первичные основания науки ПОЛИТЭКОНОМИЯ, хотя возможны дополнения.


Оцените статью