Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Об экономике, как (вообще) о науке

Мировой кризис

20.08.2015 20:34  

cf-sun

142

Экономика, чтобы быть наукой не по форме, а по существу должна удовлетворять ряду необходимых требований.
А именно, иметь предмет экономики, реально существующий, а не просто придуманный, и свой подход в его изучении и исследовании.

                                  Об экономике, как (вообще) о науке

 

Рассмотрим экономику, как одно из направлений науки.

В таком случае необходимо определиться с предметом её изучения и подходом, лежащим в основе изучения этого предмета.

В принципе, предмет изучения может быть один и тот же  в различных науках.

Отличие же одной науки от другой определяется подходом, в рамках которого и изучается предмет исследований. Именно используемый подход и является отличительным признаком каждой науки. При этом способы и методы изучения могут быть общими, но их использование в том или ином подходе и привносит дополнительное знание и понимание предмета изучения, «генерируемое» именно данной конкретной наукой.

Поэтому сущностное отличие одной науки от другой «кроется» в подходе, а не в используемых средствах и методах.

 

Результатом любых полновесных исследований является некоторое системное описание предмета изучения и исследования, позволяющее использовать полученное видение предмета исследований для предвидения его состояния в дальнейшем. Именно «будущая практика», в конечном счете, и является тем, что позволяет говорить о правильности или неправильности полученных выводов и выполненного описания предмета научных исследований.

Чисто описательные «науки», в большей степени являются подобием литературного произведения, или систематизацией имеющихся знаний (обычно «наблюдаемых воочию»), в некоторую законченность, которая и станет или не станет в дальнейшем предметом исследования для той или иной науки.

 

В этом отношении, предметом экономики является человеческое общество, в его ипостаси производителя и потребителя

- в первую очередь, материальных благ, обеспечивающих существование членов этого общества, как живых организмов, вступающих в те или иные, свойственные им отношения.

- во вторую очередь, связанных с этим, направлений человеческой жизнедеятельности,

 

Можно, конечно, заниматься описанием и систематизацией средств производства и предметов потребления, «структур и рычагов»,  используемых в этом процессе жизнедеятельности и даже их изменчивости в ту или иную сторону, но где здесь научное исследование собственно предмета экономики как науки (о человеческом сообществе)?

Не будь человека, и его преобразующей деятельности, и ничего этого не было бы.

А любое «поверхностное» изучение имеет смысл, когда есть основное знание о том «поверхность» чего подвергается изучению.

Так, зная устройство и функционирование человеческого организма можно что-то говорить и прогнозировать о его состоянии и протекающих в нем процессах, которые в дальнейшем приведут к тому-то и тому-то… Но просто графики температуры, количества влаги на поверхности, исторгаемый ею запах и общий внешний обзор ничего не могут сказать о здоровье организма, без предварительного знания и понимания функционирования этого организма, в тех или иных условиях его пребывания.

 

Поэтому предметом экономики, как науки, может быть только человеческое общество в такой его ипостаси (как некоторой сущности, обусловленной как природно, так и социально).

Но, как раз этим экономика и не занимается, а пытается судить по предмету, путем рассмотрения различных его «поверхностных» проявлений..

С таким же успехом, можно гадать на картах или кофейной гуще, связывая личностное восприятие  изменений того или иного, гадающим,.. например, с курсом акций или курсом валют, и выискивать в этом те или иные закономерности.

И при этом, такие закономерности могут быть выявлены, поскольку в мире все взаимосвязано и, так или иначе, взаимозависимо.

Но можно ли считать такой подход научным?

 

Другой аспект, связанный с «экономическим» подходом, также не блещущий научностью по существу.

- Экономика (сегодня) в основном оперирует материальными объектами, с тем или иным набором субъективных особенностей, которые описываются как на понятийном, так и на численно-формульном уровнях. Другими словами она оперирует присвоенными ею и как-то посчитанными ярлыками, навешанными на человеческое общество, по формальным (зачастую надуманным) признакам. При этом окружающие условия рассматриваются постольку, поскольку их нельзя полностью игнорировать, чтобы претендовать на какое-то мало-мальски объективное знание и понимание.

Насколько можно исключать влияние среды на предмет изучения?

Ведь сам предмет – это, сущностно, та же среда в её некоторой обособленности в рассмотрении, но от этой обособленности рассмотрения, собственно свойства среды ведь не утрачиваются.

В предмете «экономического» изучения человек – по сути, первичен, а его деятельность вторична и зависит от многих факторов, связанных именно с человеческой сущностью, в её многообразном проявлении. Поэтому полное обезличивание человека, до некоторого абстрактного элемента, никак не может быть правомочным.

(Даже при изучении неживой природы используется разнокачественное представление о входящих в неё элементах – электронах, протонах, нейтронах и т.д.)

 

Человек  – это проявление среды, по сути своего происхождения, а не её творец.

 

Все сложные системы и организмы формируются из более простых элементов, как раз и образующих среду, и отражающих свойства среды в первую очередь, а уже потом некоторую обособленность, их выделяющую среди всех прочих.

 

В таком случае, текущие свойства среды должны иметь весьма важное значение для человека, и влиять («априори») на характер его жизнедеятельности.

И, подобно электрону, хотя и значительно более сложным образом, человек меняет свое местоположение и обладает теми или иными возможностями к самостоятельности в принятии тех или иных решений, шагов и действий, которые и составляют суть его жизнедеятельности по преобразованию окружающего для удовлетворения личностных потребностей. Более того различные личностные натуры будут по-разному реагировать на одно и тоже из происходящего (от «электрона до протона», совершая даже действия противоположной направленности.)

Все попытки применения статистических методов – это использование поверхностного отражения сути происходящего с большим сглаживанием параметров реально воздействующих на протекающие в обществе процессы.

Что, более менее, правомочно, применительно к системам типа «идеального газа» или поступательно (и однонаправлено) изменяющимся системам (подобно бегуну на дистанции), когда каждый следующий шаг повторяет, в значительной мере, предыдущий.

(Но уже на соревнованиях по ориентированию такой подход не годиться, если они не проводятся раз от разу по единой схеме и в одинаковых условиях).

Более того, люди так или иначе объединяются в некоторые структуры (обособленные «официальные» сообщества, и не структурированные явным образом, но функционально «идентичные», просто по личностной природной схожести реакций на окружающие изменения).

При этом связанные структуры не являются простой суммой составляющих их элементов (людей), а приобретают новые качества, в силу того, что индивидуальные возможности к преобразованию не просто суммируются, а формируются значительно более сложным образом. Да и каждый отдельный человек, в силу индивидуальных отличий, обладает различным спектром личностных возможностей, и какая из них будет «задействована» в том или ином случае, определиться конкретными условиями как его личностного состояния, так и условий пребывания в среде.

(Любое препятствие можно преодолеть различными способами, и какой будет задействован, зависит от многих причин).

Таким образом, предельно обобщенные статистические методы – это то же гадание на кофейной гуще.

 

Из всего сказанного напрашивается вывод, что для того, чтобы быть наукой, экономика должна иметь достаточные знания об отдельном человеке, способах его объединения в явные или неявные (функциональные) сообщества.

Что невозможно без знания о характере мышления индивида и мотивационных составляющих отдельной личности, дифференцирующих то или иное социальное сообщество (общество), которое и является предметом экономических (научных) исследований.

Причем такое знание должно быть состыковано с имеющимися возможностями, как личностными, так и личностно-структурными, которые по той или иной мотивации или, исходя из того или иного понимания происходящего, будут использованы, в результате принятия соответствующего решения.

Мотивированное решение (или рефлексивный посыл) к активной жизнедеятельности по удовлетворению своих насущных потребностей и будет тем фактором, обще-конкретная совокупность которых и определит структуру направленностей (целеполаганий) к удовлетворению личностных потребностей (образующих социум индивидов) социально-преобразующим образом и личной активностью.

(Причем, еще и теми или иными, свойственными конкретной личности или некоторой социально оформленной группе, способами и методами).

 

Иными словами, в основе экономики должна лежать социально-личностная матрица (как структура сообщества) на которую необходимо накладывать матрицу социально-личностного функционирования, что и задаст некоторую систему жизнедеятельности, как предмет экономических исследований. И, уже, будучи помещенной в конкретную (или изучаемую) материально-объектную среду (опять-таки не только в её статическом выражении, а с учетом дальнейшего функционирования, как матрицы тенденций её изменчивости) она определит предмет и направленность изучения и исследования.

По результатам которого можно будет прогнозировать дальнейшее состояние социума, в доступной проверке форме.

 

А все писаные законы – это как заклинания, которые действую весьма избирательно и далеко не на всех, поэтому брать их за основу при рассмотрении функционирования социальной системы малопродуктивно.

(Можно «законодательно», силой, пытаться зафиксировать ту или иную структуру, но если внутри имеется «радиоактивный» элемент.. то никакой «закон» его не остановит, а его действия могут привести к разрушению всей структуры, причем и взрывным образом)


Оцените статью