Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Евразийская интеграция: элиты, проблемы и пути решения

Мировой кризис

14.02.2015 08:02  

denid

118

Сейчас ряд национальных элит рассматривают евразийскую экономическую интеграцию как шанс остаться у власти, ничего не меняя. Это девальвирует и саму идею, и любую потенциально-привлекательную евразийскую идеологию.

Эффективная интеграция должна основываться только на новых принципах и образах будущего, в которых трайбализма, коррупции, чиновничьего беспредела будет значительно меньше, а свободы ведения бизнеса, независимости судов, здравой налоговой политики и социальной защищённости граждан значительно больше.

По мере углубления и географического расширения евразийской интеграции на первый план все активнее выходит вопрос экономической заинтересованности и политической готовности национальных элит продолжать уже начатые интеграционные процессы в экономике, политике, культуре и т.д.

Суть вопроса заключается в том, что достигнутая экономическая интеграция в рамках ТС, которая показала свою экономическую целесообразность, была, по сути, заслугой трех президентов: В.В. Путина, Н.А. Назарбаева, А.Г. Лукашенко. Беларусь, Россия и Казахстан - это республики с сильной президентской властью, где было достаточно воли трех президентов чтобы начать интеграцию. Дальнейшая интеграция в рамках единого экономического пространства требует нового уровня осознания и готовности национальных элит проводить уже начатую политику. Даже в одной из стран ТС, - Казахстане, нарастает вал критики по отношению к Евразийской экономической интеграции со стороны оппозиционных национальных элит.

Планируется, что К МАЮ  2015 года Киргизия войдет в состав ЕАЭС. А Киргизия - это парламентская республика, со всеми вытекающими последствиями: нет единого центра принятия решений для национальных элит, долгое и противоречивое согласование разновекторных интересов всех участников политического процесса. Остальные страны, которые рассматриваются как возможные кандидаты на присоединение к евразийскому проекту также весьма "крепкие орешки". 

Элита ряда государств СНГ готова пойти на интеграцию, так как социально-политическая ситуация в странах ухудшается, и для них интеграция — это возможность хоть как-то исправить экономическую ситуацию, но им жизненно важно, чтобы их статус неприкосновенности перед правосудием в рамках наднационального проекта и возможность осваивать новые, более масштабные финансовые потоки, оставался неизменен.

И получается, что сейчас ряд национальных элит рассматривают евразийскую экономическую интеграцию как шанс остаться у власти, ничего не меняя. Это девальвирует и саму идею, и любую потенциально-привлекательную евразийскую идеологию. Эффективная интеграция должна основываться только на новых принципах и образах будущего, в которых трайбализма, коррупции, чиновничьего беспредела будет значительно меньше, а свободы ведения бизнеса, независимости судов, здравой налоговой политики и социальной защищённости граждан значительно больше.


Поэтому проблема заинтересованности национальных элит в евразийской интеграции и является основным слабым звеном всего интеграционного процесса. Элиты по определению способны формировать общественное мнение и противостоять даже объективной необходимости и экономической целесообразности интеграции, если идет ущемление их интересов и возможностей контролировать ресурсы (денежные потоки, правовое прикрытие бизнеса, распределение госбюджета, доступ к приватизации гос. собственности и неформальное право на частичную или полную неподсудность).

Даже если экономическая интеграция выгодна народам Евразии, потому что это повышает конкурентоспособность экономик и повышает общий уровень жизни населения (за счет снижения таможенных издержек, роста внутрирегиональной конкуренции, финансирование взаимовыгодных проектов, дающих синергетический эффект взаимного экономического роста) - это может быть принципиально не выгодно национальным элитам, которые зачастую сами строят свой бизнес на коррупционных схемах, бюрократизации бизнес процессов, налоговых преференциях (для своих компаний) и т.д. Так легче вести свой бизнес, чем придумывать что-то, конкурировать и т.д., легче просто на законодательном уровне пролоббировать законопроект, который даст определенной компании ряд привилегий и позволит получать стабильную прибыль.

Поэтому основной вопрос в рамках национальные элиты и евразийская интеграция - это вопрос того, как замотивировать нац. элиты к построению наднационального проекта. 

Хотя имеются и существенные различия в структуре элит постсоветских стран, но все же ключевой характер здесь имеет борьба за доступ к ресурсам (госсобственность, бюджет, экономические преференции). В ряде стран наблюдается политическая стабильность, когда несколько тысяч (десятков тысяч) представителей элиты смогли прийти к некому консенсусу на основе "справедливого" доступа к вышеозначенным ресурсам. Это, к примеру, Азербайджан, Казахстан.

В условиях современного мира, который стремительно идет к миру экономико-политических макрорегионов перед евразийским пространством стоит выбор: превратиться в арену столкновения внешних проектов (как «глобальных», так и «региональных»), или приступить к экономической и военно-политической интеграции, позволяющей объединить силы для совместной защиты своего экономического, политического и культурного суверенитета. С этой точки зрения евразийская интеграция является для постсоветских государств единственным способом дать ответ на исторический вызов, сохранить в новых, чрезвычайно сложных международных обстоятельствах, как перспективы самостоятельного развития, так и контроль над ресурсами, позволяющими обеспечить высокое качество жизни как для населения в целом так и для элит.

Как мне видится, проблему с мотивацией национальных элит можно решить следующим образом: 
В долгосрочной перспективе оптимально создавать альтернативные национальные интеллектуальные и экономические элиты на основе молодежных лидеров постсоветских стран. Это будет гораздо дешевле и эффективнее, чем пытаться перекупить или убедить уже имеющиеся нац. элиты, которые не готовы к евразийскому уровню постановки и решения вопросов. Не та интеллектуально волевая планка. Для этого необходимо создать евразийский университет с высочайшими стандартами обучения в одной из стран СНГ. Обучение сделать бесплатным для тех, кто пройдет конкурс на уровень логического мышления и волевых качеств.



Помимо качественного образования упор должен будут делаться на конкретном знании страновых, культурных, религиозных, исторических и инфраструктурных особенностей стран Евразии.

Совместное обучение, времяпрепровождение позволят студентам наладить неформальные связи, наработать опыт совместного взаимодействия. В качестве практики студенты будут работать в структурах Евразийского Экономического Союза. Подобные проекты по созданию элиты уже имели место быть на территории СНГ. К примеру, Университет Центральной Азии, созданный Его Высочеством Ага Ханом (духовным лидером) мусульман-исмаилитов для будущих управленцев Центральной Азии. Но проект не стал успешным именно потому, что в нем не был проработан план того, как дать реальные ресурсы (без которых элита не может быть элитой, ведь даже чтобы напечатать одну книгу нужны деньги) выпускникам этого университета. Поэтому, было бы чрезвычайно целесообразно финансировать бизнес-проекты выпускников университета под низкий или отрицательный процент. Это позволит выпускникам вуза создавать себе политический вес, давая новые рабочие места в странах Евразии, создавая инфраструктурные проекты, которые будут связывать страны региона. Студенты университета будут проводить каникулы в разных странах Евразии, совмещая практическую работу с ознакомлением культур и языков народов Евразии.

Образ будущего: никакой проект построенный силой никогда не сохранит надолго единство и целостность. Только общие ценности, общая наднациональная мотивация. И что же может дать такой образ притягательности для евразийского проекта? Ответ прост: новые справедливые правила, которые не только на бумаге, но и в жизни будут соблюдаться в подавляющем количестве случаев.

На примере западных, особенно американских проектов, можно проследить такие понятия, как: социальные лифты, независимый суд, свобода предпринимательства, породившие пресловутую американскую мечту, которая работала и была ориентиром, чертовски привлекательным ориентиром для многих. И состояла эта американская мечта в том, что:

Каждый гражданин и не гражданин имеет право на независимый суд. Ни государство, ни миллионер, никто не мог взять и просто так осудить человека или отобрать у него его собственность. Было, конечно, много исключений (высшая элита, к примеру, во всех обществах не подсудна). И справедливости за последние 30-40 лет стало меньше, и политика отрицательной дискриминации сильно подпортила само понятие протестантской справедливости. И выиграть суд у крупной корпорации простому налогоплательщику стало в разы сложнее. НО! Мало какая судебная власть в мире может похвастаться такой независимостью, как в США. И простые люди точно знают, что их дело в 99,9 случаях будет рассмотрено, по сути, и справедливо.



Свобода предпринимательства – это свобода создавать товары, услуги и продавать их на рынке, с наименьшим вмешательством проверяющих и ограничивающих органов, и получать свою законную прибыль. Приехав в США с парой долларов, можно уже через поколение стать миллионером и таких историй – сотни. 80% американских миллионеров - это миллионеры в первом поколении!

Социальный лифт. Любая элита по определению стремится к тому, чтобы передать свои привилегии и «заработанные» ресурсы наследникам. Это вполне себе нормальное человеческое поведение, которое зиждется на базовых психологических установках: стремление к безопасности и продолжении рода. Но уже в третьем поколении сытые потомки тех, кто своей волей, умом и талантами пробивались в элиту, начинают деградировать. Интеллектуально-волевая планка начинает резко проседать и как итог - падает качество управления системой в целом.

В США создали систему постоянно рекрутинга самых волевых и талантливых в управленческую прослойку элиты. Это выгодно и с точки зрения того, чтобы такие пассионарии не перешли в контр элиту.

Евразийство - станет привлекательным, если, как минимум, в одной стране будут на практике реализованы принципы новой евразийской идеологии. А такую идеологию еще надо создать, а главное обеспечить ее выполнение. И тогда евразийство станет популярным, потому что будет манить новым образом жизни, свободой для творческих смелых новаторов, будет манить бизнес, как территория законности и выгодности инвестиций, будет мечтой для всех тех, кто хочет жить в правовом государстве, где есть стабильное настоящее и уверенность в завтрашнем дне.

Суть евразийского движения, как и любого интеграционного проекта в мировой истории, – это ответ на вопрос, а для чего нам создавать нечто большое, огромное наднациональное, отдавая свой суверенитет некому центру?

Вопрос этот будет раз за разом подниматься на повестке евразийской интеграции – он вполне закономерен, потому что маленькому государству и реформы провести легче, и малый размер позволяет извлекать экономические дивиденды из перманентного политического торга. И на этот вопрос невозможно дать ответ для населения, если нет четкой визуализации. Народ хочет видеть, что он покупает на ярмарке идей, и товарность такого продукта как евразийская интеграция определяются реальными историями бизнес успеха от евразийской интеграции, картинками новых больниц и дорог, реальной покупательной способностью пенсий и пособий и т.д. В некоторых государствах, элита готова пойти на интеграцию, так как социально-политическая ситуация в стране ухудшается, и для них интеграция - это возможность хоть как-то исправить экономическую ситуацию, но им жизненно важно чтобы их статус неприкосновенности перед правосудием в рамках наднационального проекта и возможность осваивать новые более масштабные финансовые потоки оставался неизменен.



И получается, что сейчас ряд национальных элит рассматривают евразийскую экономическую интеграцию как шанс остаться у власти ничего не меняя. Это девальвирует и саму идею, и любую потенциально-привлекательную евразийскую идеологию. Эффективная евразийская интеграция должна основываться только на новых принципах и образах будущего, в которых трайбализма, коррупции, чиновничьего беспредела будет значительно меньше, а свободы ведения бизнеса, независимости судов, здравой налоговой политики и социальной защищённости граждан значительно больше.

Бердаков Денис, политолог. (Кыргызстан). 


Оцените статью