Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Тема ЖИТЬ ХОРОШО. А ХОРОШО ЖИТЬ - ЕЩЕ ЛУЧШЕ.

Мировой кризис

10.08.2014 06:31

oxigenium

208

ЖИТЬ ХОРОШО. А ХОРОШО ЖИТЬ - ЕЩЕ ЛУЧШЕ.
Фраза, вынесенная в заголовок, шуточная. Ответить же серьёзно, на вопрос, зачем мы живем, является совсем непростой задачей. И мы этот вопрос в этой заметке рассматривать не будем. Попытаемся, исходя из того, что с заглавием согласно большинство читателей, найти подход к ответу на два других вопроса:
-как сделать так, чтобы жизнь наша как общества в целом не прекратилась?
- как сделать так, чтобы каждый человек мог жить лучше?
Пара слов о терминах.
Понятие «поведение» пришло в социологию из психологии. Смысл термина «поведение» иной, отличающийся от смысла таких понятий, как "действие" и "деятельность".
Если под действием понимается рационально обоснованный поступок, имеющий ясную цель, стратегию, выполняющийся с привлечением конкретных осознанных методов и средств, то поведение — это всего лишь реакция живого существа на внешние и внутренние изменения. Такая реакция может быть и осознанной, и неосознанной. Так, чисто эмоциональные реакции — смех, плач — также являются поведением.
Социальное поведение - это поведение человека, связанное с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающее как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа.
Врожденные инстинкты, которыми обладает человек как биологическое существо, одинаков у всех людей, поэтому на социальном уровне поведение индивида определяется прежде всего социализацией. Поведенческие различия зависят от приобретенных в процессе социализации качеств и в какой-то степени — от врожденных и приобретенных психологических индивидуальных особенностей. Кроме того, социальная структура общества регламентирует нормы "исполнения" социальных ролей индивидами.
Социальная норма поведения — это такое поведение, которое полностью соответствует статусным ожиданиям (или иначе, социальным ролевым ожиданиям). Поскольку человек в обществе всегда "исполняет" много социальных ролей, можно говорить о "ролевом комплексе" как целом ансамбле ролей. При социально премлемом поведении всегда существует конфликт ролей, когда человек должен выбирать, какой роли в данный момент отдать предпочтение.
Формы социального поведения человека
Люди по-разному ведут себя в той или иной социальной ситуации, в той или иной социальной среде. Например, одни участники демонстрации мирно шествуют по заявленному маршруту, другие стремятся организовать беспорядки, третьи провоцируют массовые столкновения. Эти различные действия акторов социального взаимодействия можно определить как социальное поведение. Социальное поведение -это форма и способ проявления социальными акторами своих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии и взаимодействии. Социальное поведение зависит от социально-экономических факторов и господствующих норм. Приспосабливаясь к ним, человек может менять свое поведение.
Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач человек использует два типа социального поведения — естественное и ритуальное, различия между которыми имеют принципиальный характер.
Естественное поведение, индивидуально-значимое и эгоцентричное, всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно этим целям. Поэтому перед индивидом не стоит вопрос о соответствии целей и средств социального поведения: цель может и должна быть достигнута любыми средствами. Естественное поведение индивида, если его социально не регламентировать, становится аморальным или «бесцеремонным». Такое социальное поведение изначально (с рождения) обращено к обеспечению органических потребностей. В процессе социализации такое естественное эгоцентрическое поведение общество всегда ограничивает социальными договорами, в которых оговариваются взаимные уступки со стороны всех индивидов.
Ритуальное поведение («церемонное») — индивидуально-неестественное поведение; благодаря именно такому поведению общество существует и воспроизводится. Ритуал во всем многообразии форм — от этикета до церемонии — настолько глубоко пронизывает всю социальную жизнь, что люди не замечают, что они живут в поле ритуальных взаимодействий. Ритуальное социальное поведение является средством обеспечения стабильности социальной системы, и индивид, реализующий различные формы такого поведения, участвует в обеспечении социальной устойчивости социальных структур и взаимодействий. Благодаря ритуальному поведению человек достигает социального благополучия, убеждаясь в устойчивости своего социального статуса и сохранении привычного набора социальных ролей.
Общество заинтересовано в том, чтобы социальное поведение индивидов носило ритуальный характер, но общество не может отменить естественного эгоцентричного социального поведения, которое, будучи адекватным по целям и неразборчивым в средствах, зачастую оказывается более выгодным для индивида, нежели ритуальное поведение. Поэтому общество стремится преобразовать формы естественного социального поведения в различные формы ритуального социального поведения, в том числе через механизмы социализации с использованием социальной поддержки, контроля и наказания.
На сохранение и поддержание общественных отношений и в конечном счете на выживание человека как homo sapiens (человека разумного) направлены такие формы социального поведения, как:
• кооперативное поведение, включающее в себя все формы альтруистического поведения — помощь друг другу во время природных катаклизмов и технологических катастроф, помощь маленьким детям и пожилым, помощь последующим поколениям посредством передачи знаний и опыта;
• родительское поведение — поведение родителей по отношению к потомству.
Если общество начинает поощрять ритуалы естественного эгоцентричного поведения, то часть общества, следующая просоциальным ритуалам (например, честно платящая налоги), оказывается в проигрышной ситуации. Если для просоциальной части общества не гарантирована справедливость, она тоже начинает вести себя эгоистично. В "Nature" http://elementy.ru/news/432288 описан простой социальный эксперимент, подтверждающий этот вывод.
Конкуренция все большего числа ЭГО-людей разлагает общество и приводит к агрессивному поведению.
Агрессивное поведение представлено во всех своих проявлениях, как групповых, так и индивидуальных — начиная от вербальных оскорблений другого человека и заканчивая массовыми истреблениями во время войн.
Критерий истины практика.
Упомянутый выше эксперимент показал, что в том случае, когда решение по использованию общественного ресурса принимается коллективно, возникает ситуация устойчивого развития общества. Если же какая-то часть индивидов принимает собственные решения, выгодные только им, то у остальных пропадают гарантии справедливого распределения общественного ресурса. Как следствие, в эгоистичное поведение начинает втягиваться и остальная часть общества. Результатом такого поведения становится быстрое исчерпание ресурса. Авторы эксперимента пришли к выводу, что общественные институты должны поддерживать благие коллективистские намерения, всячески их развивая.
Возвращаясь теперь к вопросам, поставленным в начале этой заметки, хочу обратить внимание на одну деталь эксперимента, которую не реально реализовать практически. В эксперименте решения принимались голосованием. Если голосовали не все (эгоисты были сами за себя), то быстро наступали последствия полного истощения общественных ресурсов. В реальной жизни принятие решения голосованием напрямую не реализуемо. Но его можно осуществить косвенно, дав возможность каждому члену общества, осуществлять властные функции. Под властными функциями здесь понимается непосредственное управление общественной собственностью. Как это можно реализовать? Дело в том, что сама собственность появляется исключительно в процессе деятельности человека. Если общественная структура построена таким образом, что право человека создавать собственность, обеспечивается обязанностью общества реализовать это право, то общество будет богатеть параллельно росту богатства каждого, реализующего это право созидания. Взаимодействие общества и индивида должно быть организовано по принципу обратной связи: чем более выгодно всему обществу создаваемое индивидом, тем больше вознаграждение индивида, и чем более невыгодно создаваемое им, тем большие потери несут служащие исполнительных органов общества за передачу индивиду общественных ресурсов для производства.
Таким образом, автоматически будут решены проблемы эгоистического поведения тех, кто захочет принимать решения в свою пользу, с целью личного обогащения.


закрыть...

Оцените статью