Оптимизм в отношении масштабов и длительности кризисных явлений, отмечавшийся в первой половине 2015 г., сменяется ростом негативных ожиданий. Наиболее явно это обнаружил последний замер в рамках постоянного исследования социального самочувствия россиян, проводимого ИНСАП РАНХиГС. Доля тех, кто считает, что ситуация заметно ухудшилась, выросла на 12% по сравнению с ноябрем 2015 г. и достигла значений годовой давности, когда фиксировались панические настроения конца 2014 – начала 2015 г.
По сравнению с предыдущими замерами вдвое сократилась доля оптимистов, считающих, что ситуация быстро выправится. Вдвое же выросла доля считающих, что кризис продлится более 1–2-х лет. Общий характер динамики представлений о длительности кризиса – негативный. Вместе с тем массовых алармистских настроений – представлений о том, что происходит полномасштабный экономический кризис, не просматривается. Высока неопределенность в оценке перспектив выхода из кризиса: подтверждение тому – 14% затруднившихся ответить на вопрос.
На протяжении всего периода измерений практически не меняется доля населения, считающая себя неуязвимыми для кризиса, но она находится в пределах лишь 10%.
1. Распределение ответов на вопрос "Как будет меняться экономическое положение страны?", % по столбцу
Характер изменений | Доля респондентов, выбравших соответствующий ответ, % | ||
февраль 2015 г. | ноябрь 2015 г. | февраль 2016 г. | |
Положение вскоре улучшится | 22,2 | 23,0 | 11,8 |
Ухудшения уже не будет, ситуация стабилизируется | 25,4 | 25,9 | 16,5 |
Ухудшение будет продолжаться в течение 1-2-х лет | 24,5 | 22,3 | 37,1 |
Ухудшение положения будет продолжаться более 2-х лет | 11,5 | 13,8 | 20,8 |
Затруднились ответить | 16,4 | 15,0 | 13,8 |
Доля тех, кого непосредственно затронул кризис (незначительно или в сильной степени), в совокупности достаточно высока – в феврале 2016 г. она превысила значение ноября 2015 г. на 3 п.п. и достигла 78%. Прирост произошел за счет тех, кто, затронут кризисом в сильной степени.
Таким образом, налицо ползучее распространение негативных эффектов кризиса (потеря работы, снижение зарплаты, неполная занятость) на все более широкие слои населения с захватом все новых видов экономической деятельности.
2. Распределение ответов на вопрос "Затронули ли изменения экономического положения в стране вас и вашу семью?", % по столбцу
Характер изменений | Доля респондентов, выбравших соответствующий ответ, % | ||
февраль 2015 г. | ноябрь 2015 г. | февраль 2016 г. | |
Не затронули и вряд ли затронут | 6,2 | 8,2 | 7,0 |
Пока не затронули, но вероятно затронут в будущем | 24,3 | 11,4 | 13,4 |
Затронули незначительно | 46,1 | 44,7 | 44,4 |
Затронули в сильной степени | 20,2 | 31,1 | 33,9 |
Затруднились ответить | 3,2 | 4,6 | 1 |
Пока такое масштабирование кризисных явлений и все большее вовлечение в него населения не предполагает пересмотра сложившихся моделей экономического и, в частности, трудового поведения, а, напротив, оставляет большинство россиян в убеждении, что неблагоприятный период следует переждать, не предпринимая каких-либо усилий, – достаточно лишь сократить масштабы потребления товаров и услуг.
В целом данные мониторинга демонстрируют заметное сокращение потребительской активности, причем не только среди малообеспеченных групп населения, но и среди средне- и относительно высокообеспеченных (высокодоходные группы обычно не попадают в число респондентов массовых опросов, поэтому здесь речь может идти о высокообеспеченных относительно других групп населения).
3. Сокращение/риски сокращения расходов в зависимости от уровня материальной обеспеченности, % по строке *
Уровень материальной обеспеченности | Сокращение расходов | |||
(по самооценке) | произошло | может произойти | ||
| февраль 2015 | февраль 2016 | февраль 2015 | февраль 2016 |
На относительно дорогие продукты | ||||
Низкий | 38,6 | 50,3 | 8,3 | 9,7 |
Средний | 39,4 | 37,3 | 21,6 | 21,5 |
Выше среднего | 17,4 | 18,6 | 30,8 | 28,3 |
В целом | 34,8 | 39,2 | 19,6 | 18,2 |
На лекарства | ||||
Низкий | 28,7 | 36,0 | 32,9 | 28,7 |
Средний | 21,0 | 14,5 | 31,4 | 32,5 |
Выше среднего | 8,1 | 8,1 | 19,9 | 26,3 |
В целом | 20,7 | 21,4 | 29,6 | 30,2 |
На образовательные услуги | ||||
Низкий | 7,6 | 9,7 | 6,2 | 7,6 |
Средний | 7,6 | 7,6 | 8,2 | 9,2 |
Выше среднего | 7,5 | 5,5 | 5,6 | 8,1 |
В целом | 7,6 | 8,0 | 7,1 | 8,4 |
* Сумма по строке не равна 100, так как не приведены данные о тех, кто не потреблял соответствующие товары и услуги до кризиса, а также о затруднившихся ответить.
Использование неблагоприятного периода для роста человеческого капитала (инвестирование в образование и здоровье) не находит широкого распространения – так поступают не более 15% респондентов.
Более популярно использование личного подсобного хозяйства для получения дохода: в феврале 2016 г. 24% населения сообщили, что намереваются вернуться к этому виду деятельности.
Преобладание пассивных форм адаптации населения к негативным проявлениям кризиса имеет под собой явные институциональные причины. Те возможности, которые имелись в распоряжении населения в ходе трансформационного кризиса 1990-х гг., сегодня практически исчерпаны.
Неорганизованная торговля проиграла крупным торговым сетям, кроме того, девальвация рубля и падение платежеспособного спроса со стороны населения сегодня делают этот сектор экономически невыгодным. В любом случае он не может создать то число рабочих мест, которое было бы сопоставимо с масштабами "челночества" 1990-х годов.
Малый бизнес без инвестиций, но с большим числом административных барьеров, которые появились в последнее десятилетие и стали "бичом" малого предпринимательства в России, не продуцирует новых рабочих мест и не способен дать источники существования значимым по численности социальным группам.
Неформальная занятость явилась порождением 1990-х годов и сыграла значительную роль в адаптации населения к социальному стрессу. Однако тот факт, что масштабы неформальной занятости в последние годы не зависят прямо от экономических параметров, а если зависят, то со значительным временным лагом, позволяет предположить, что объемы неформальной занятости находятся в определенном равновесном состоянии, адекватном сложившейся структуре экономики и рынка труда. В этой связи маловероятно, что неформальный экономический сектор бурно отреагирует на экономический кризис созданием новых неформальных рабочих мест и сыграет серьезную демпфирующую роль.
В итоге сегодня у населения отсутствуют институциональные возможности, которые сыграли значительную адаптивную роль в ходе кризиса 1990-х годов.
Общий взгляд на полученные к настоящему времени результаты мониторинга, свидетельствует о том, что реализовавшийся в последние 15 лет сырьевой тип экономики определенным образом повлиял на формирование массовых моделей социально-экономического поведения. Население исходило из того, что, во-первых, рост личного и семейного благосостояния происходит сам собой, вне зависимости от усилий по повышению индивидуальной конкурентоспособности и роста производительности труда; во-вторых, источником повышения личного и семейного благосостояния является государство. Результатом таких представлений стал рост патерналистских ориентаций и соответствующих моделей поведения. Реализация этих моделей носила рациональный характер при благоприятной экономической конъюнктуре, но контрпродуктивна в ситуации кризиса. Проблема состоит в том, что смена доминирующих ранее моделей поведения затруднительна в силу того, что институциональный контекст для реализации моделей поведения, основанных на самореализации, использование собственных социальных ресурсов развития, индивидуальной конкурентоспособности, не создан.