Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




В российские магазины - и желудки - поступил пластиковый рис из Китая

Чисто "Платонические" отношения

Мировой кризис

08.01.2016 17:50  

1171599

177

В эти оставшиеся несколько дней новогодних каникул данную заметку следовало бы посвятить сокрушительным обвалам индексов на китайских и американских фондовых биржах. Именно эта тема в настоящее время будоражит умы профессиональных обозревателей и болоболов, сиречь, блогеров. Естественно, статьи, заметки и реплики о панике на биржах востока и запада, рост курса доллара на ММВБ заполонили интернет пространство, "живые журналы" и прочие "мордо-лица". И, чтобы оставаться в списках цитирования, надо писать о том, что будоражит умы благородной, только что похмелившейся после новогодних праздников, публики. И совсем не важно, что ты в этом ничего не смыслишь и не понимаешь. Главное дать прогноз позабористей, в стиле: "В конце января доллар будет стоит 125 рублей, а нефть упадёт до 5 долларов за баррель". И вся интернет аудитория будет перепостчивать этот опус, повышая интернет-рейтинг очередного графомана.

И не важно, что совсем недавно эти же самые авторы с "учёным видом знатока" и всезнайки писали и верещали на радио и прочих ютубах на совершенно другие темы, в которых, к слову сказать, они так же совершенно ничего не смыслили. Это всё мелочи. Главное, что данная тема была в заголовках новостей и занимала сознание наших сограждан.

Кстати, одной из таких тем, которая ещё буквально полторы недели назад готова была свернуть судьбы Родины с проторенного пути процветания и всеобщего благоденствия, была тема с нашумевшим "Платоном".

Уж, сколько статей вышло на эту тему, сколько сотен и сотен часов было говорено и потрачено на неё. Сколько митингов собиралось. А главное, какие мрачные перспективы конца государства рисовались нашим согражданам в связи с введением этой системы. И зачастую говорили на эту тему люди, которые в ней совершенно ничего не смыслили, потому и рисовали нам катастроф вселенского масштаба. Причём это утверждение относится, как к сторонникам "технического" и "фискального" прогресса, так и к  их противникам.  А потому, так как отношение к "Платону" у этих экспертов носит чисто платонический характер (прошу прощения за каламбур), лучше всего у них получалось размышлять о том, "что же будет с Родиной и с нами", чем о конкретных деталях в связи с внедрением этой системы.

Так как я имею некоторое отношение к данной тематике не в плотническом, а вполне себе половом (т.е. я нахожусь внутри процесса) смысле, правда, в более широком контексте, чем просто к отдельно взятой системе "Платон", то беру на себя смелость поделиться своими мыслями на данный счёт с посетителями портала.

 

Итак, что же такое система "Платон"? Данная система - это пример государственно-частного партнёрства в сфере строительства дорожной инфраструктуры. Работает это на основании 44 или 223 федеральных законов о закупках. Первый предъявляет более жёсткие требования к условиям выполнения контракта, чем 2-й. Так же в этом году ГД ФС РФ приняла дополнения к закону 2005 года о концессиях. Применительно к "Платону" есть специальные постановления правительства РФ, если не ошибаюсь, от 2014 года, которые регламентируют использование данной системы на территории России.

1. Т.к. реализация проектов ГЧП на основе закона о концессиях носит в себе определённые риски. Например, такую концессию можно опротестовать в суде. И тому есть немало примеров. То реализуются они, в основном, на основании 44 или 223 ФЗ. И тут развеем первый миф, о том, что злобные Ротенберги будут "доить" несчастных дальнобойщиков, получая от них калым за право ездить по дорогам РФ (кстати, тут важно ещё каким дорогам, но об этом чуть позже"). Не будут. Нет, конечно, с этого проекта свой гешефт они получат, но не в виде дани. А вполне себе обычным в России способом через стандартную и не очень маржу на строительстве данной инфраструктуры. А выглядит это примерно так:

п. а) "Ростех" выигрывает конкурс на контракт по схеме ГЧП по организации системы "Платон" по 44 или 223 закону.

п. б) "Ростех" идёт в банки и берёт у них под это дело кредит.

п. в) На эти деньги он строит эту систему и передаёт её государству по фиксированной цене, что-то около 11 млрд. руб.

И тут есть один очень важный момент. С одной стороны государство может возвращать эти деньги путём перечисления процента от выплаченных "дальнобойщиками". Т.е., если "дальнобойщики" платят 3 руб. за 1 км, то, к примеру, государству уходит 1,5 руб., а ротенбергам и "Ростеху" оставшиеся 1,5. в течении срока действия контракта.

Но весь фокус заключается в том, что данный расчёт носит сугубо плановый характер, т.е. его используют в моделях окупаемости проекта. А реальные деньги возвращаются в виде целевых бюджетных отчислений в пределах пресловутых 11 млрд. рублей, в которых естественно, заложена приличествующая господам Ротенбергам маржа.

Таким образом, ни о какой выплате дани народа капиталистам (по крайней мере на прямую) речи не идёт. Фактически, государство берёт деньги в долг у бизнеса, а потом отдаёт эти деньги ему назад.

Естественно, что по истечении срока действия контракта выяснится, что систему надо модернизировать. Объявится ещё один конкурс и колесо завертится снова.

2. Второй миф, который практикуют "защитники" "Платона" заключается в том, что система нужна, но должна учитывать интересы регионов и над этим надо работать.

И тут мы раскроем второй фокус: дело в том, что "Платон" работает только на федеральных трассах, а километраж фур на региональных трассах он не учитывает. Поэтому эти самые фуры после введения "Платона" с большим усердием начнут разбивать именно региональные трассы. И вот тут надо вспомнить, как "наше солнце" сделал перед самым новым годом подарок с барского плеча дальнобоям, призвав гос. думу отменить транспортный налог для владельцев фур с определённой тонажностью.

Широкий жест, ничего не скажешь. Правда сделал он этот подарок за счёт тех самых регионов, дороги которых будут разбиваться ещё больше после введения "Платона", т.к. данный налог идёт в региональный бюджет. Что же в этой ситуации делать регионам? И тут мы подходим к третьему мифу.

3. Миф третий заключается в том, что "Платон" не справедливый, потому что не учитывает перегруз. Не всё так просто. Учитывает. Только для этого необходимо поставить дополнительную инфраструктуру динамического весо-габаритного контроля. Динамического, значит, фуру не нужно будет останавливать, чтобы её взвесить и замерить её габариты. Делаться это будет на ходу по средствам специальных датчиков.

На федеральных трассах делать это будет, скорее всего, всё тот же "Ростех" и ротенберги, а вот  за регионы предстоит большая драчка. Так как штрафы за перегруз большие, у регионов есть шансы пополнить казну за счёт этого источника. Кроме того, планируется продавать специальные разрешения за право движения по региональным трассам.

4. И самый странный четвёртый миф, который распространяют противники "Платона", что данная система являет собой пример феодального средевекового рудимента, который всплыл в наше время. Они сравнивают существующую ситуацию с положением вещей, когда в средневековье приходилось платить феодалам за право движения по дорогам. Ныне же приходится платить современным феодалым - ротенбергам за то же самое право.

Ситуация ещё хуже. Мы им уже давно платим. Дело в том, что большинство крупных проектов по фото- видеофиксации нарушений правил дорожного движения построены на основании всё тех же 223 и 44 ФЗ о закупках по той же схеме, что реализуются и "Платон". И делается это уже, как минимум, на протяжении последних четырёх - пяти лет. Правда, это уже другая история.

 

Конечно, можно сокрушаться на тему закабаления капиталистами граждан России. И в эту же струю можно пустить поток бранных речей в отношении г-на Лексутова и платных парковок в Москве. Кстати, когда два или три года назад, когда была введена первая платная парковка в пределах Садового кольца, в своей заметке на эту тему я пошутил, что нас ждёт платная парковка в пределах МКАД. И мог ли я тогда подумать, что это случится и так скоро. Действительно от великого до смешного один шаг. Но вернёмся к судьбам Родины. Конечно, можно писать об оскале звериного капитализма. Тем более что виден то он прекрасно в свете мониторов наших компьютеров и прочих гаджетов. Но оставим это профессиональным плакальщикам всепропальщикам и прочим экспертам.

Здесь же хотелось бы осветить другую сторону технического оснащения наших дорог в фискальных для государства целях. Как это не странно и в «Платоне» есть позитивные вещи. И касаются они не только в дополнительных суммах в бюджетах на дорожное строительство.

Об этом мало пишут, но существуют специальные исследования, суть, которых можно свести к тому, что повсеместное использование датчиков контроля в различных сферах жизнедеятельности может породить ту самую новую волну спроса, которая сможет перезапустить мировую экономику (привет Неокономике лично тов. Григорьеву). Применение датчиков для контроля расходования энергоресурсов, тепла, оптимизации технологических процессов в целях снижения потерь может кардинально изменить наш мир. И мечты о комфортной городской жизни в шале где-нибудь в таёжных лесах на берегу чистейшей сибирской речки могут стать явью.

Как уже отмечалось в этой заметке. Введение «Платона» является лишь одним кирпичиком в общем комплексе программ по техническому оснащению дорог. Следующим шагом будет внедрение систем весо- габаритного контроля. И здесь есть определённое окно возможностей для развития целой индустрии, которая практически отсутствует на нашем рынке. Речь идёт о тех самых датчиках динамического контроля, которые могут считывать параметры большегрузов во время их движения.

Не буду вдаваться в подробности об устройстве системы таких датчиков. Отмечу следующее. Обустройство одного такого пункта ВГК может достигать суммы в несколько десятков миллионов рублей. Существенной частью в этой сумме является стоимость этих самых датчиков. Делаются они в Швейцарии с применением особых материалов и технологий. Рентабельность их производства на заводах в предгорьях Альп составляет сотни процентов. И на этих заводах делаются датчики не только для описываемых систем. Здесь мы имеем широкий ассортимент продукции для различных отраслей народного хозяйства и частного пользования.

В случае повсеместного внедрения систем ВГК в России естественным образом, возникнет ситуация, когда экономически целесообразно будет организовать производство датчиков под эти задачи на территории нашей страны. Его развитее потянет за собой расширение ассортимента данной продукции. Снижение его себестоимости и т.д. И, начав с конкретной задачи по техническому оснащению дорог, можно уже будет производить продукцию и для других секторов промышленности и потребительского сектора.

И этот сценарий вполне реален. Так, ещё 15 – 20 лет назад лидерами в сфере систем фото- видеофиксации в мире были немецкие, итальянские, корейские компании. Сейчас же по технологическому уровню наши российские компании в ряде сегментов этого сектора являются технологическими мировыми лидерами, а внедрение этих систем на территории России опережает многие европейские страны.

И может быть, та плата, которую придётся заплатить россиянам за введение «Платона», в виде 1 - 1,5% инфляции не такая уж и большая за технологический рывок нашей страны в XXI веке?


Оцените статью