Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




В российские магазины - и желудки - поступил пластиковый рис из Китая

Без государства достичь "Цель" невозможно

Мировой кризис

22.11.2014 07:21  

1171599

140

Размышления на тему книги Элияху Голдрата: "Цель"

Долистываю последние страницы книги "Цель" известного израильского бизнес-консультанта Элияху Голдрата, покинувшего наш бренный мир в 2011 году. Именно эту книгу использовал Олег Вадимович Григорьев, как некое учебное пособие к курсу своих последних лекций по Неокономике.

Автор в художественной форме развивает свои мысли по управлению производственными процессами. Не вижу смысла пересказывать  все те приёмы, которые описаны в ней. Желающие могут прослушать тот же курс видео лекций Григорьева или сами прочитать этот бесцеллер. Остановлюсь на паре моментов.

Автор сводит свою концепцию управления к определению "бутылочных горлышек" (в терминологии Григорьева: "узких мест") в производственном процессе. Эти "горлышки" представляют собой участок производства (например, станок), через который проходят подавляющее большинство деталей с момента их начала переработки из сырья в товар. Процесс обработки сырья может быть последовательным, может быть параллельным, но сходиться он будет в этой точке. Таким образом, для производственного цикла пренебрежимо мало, сколько времени деталь обрабатывается в "не бутылочном горлышке", соответственно, критически важным становится, сколько времени будет проходить деталь через "бутылочное горлышко". Именно это время и определят скорость протока (время переработки сырья в товар на предприятии). Развивая метафору Голдрата в "Цели" с колонной бойскаутов, приведу пример из своего недавнего путешествия из Петербурга в Москву по трассе М-10. На отдельных участках этой трассы можно разогнаться до 110 - 130 км/ч. Соответственно, машины, вернее, их водители, которые не побоятся поддерживать эту скорость должны были бы приехать в Москву быстрее, чем те, кто будет ехать медленнее. Но на протяжении всей этой дороги, окромя всякой прочей дорожной гадости, есть самая мерзкая гадость, которая носит название Вышней Волочёк, к ней можно добавить гадость, которая носит название Химки. С какой бы скоростью водитель ни мчался между Питером и В.-Волочком, В.-Волочком и Химками он всё ровно попадёт в эти кучи навоза. И тут-то его и настигнут те машины, которые он так лихо обогнал в самом начале своего пути. В результате, средняя скорость всего трафика, выехавшего в одно время из С.-Петербурга в Москву будет примерно одинаковой. Вышний Волочёк и Химки - это и есть то самое "бутылочное горлышко" трассы М-10.

Сделать так, что бы через "узкое место" проходило как можно больше деталей в единицу времени, можно только постоянно улучшая технологический процесс. Именно эти слова: "Процесс непрерывного улучшения" и вынесены в эпиграф к заглавию книги "Цель". Эта задача не столько менеджмента предприятия, сколько производственных служб, отвечающих за работу "узкого места". Управленческий персонал должен определить "бутылочное горлышко".

Ситуация с "узкими местами"  касается не только производств, но и постиндустриальной сферы. Так, если мы говорим о разработке некоего интеллектуального продукта, связанного с написанием сложного и большого софта, то таким "бутылочным горлышком" становится программист - архитектор системы, который должен сформулировать ТЗ, а затем собрать воедино и обработать куски кода, написанные его менее одарёнными коллегами. Они могут, как угодно быстро написать свою часть кода. Но, если архитектор, не готов обработать эти данные, то время выхода продукта на рынок будет зависеть от его усилий. И если в случае со станком на заводе, увеличение скорости протока зависит от количества и степени актуальности новаторских производственных решений, то в случае с программистом - архитектором системы, проток будет определяться знаниями конкретного человека. И как дорогой современный станок стоит сумасшедших денег, так и хороший программист гарантированно будет получать самый высокий оклад

Главный же способ увеличить скорость протока - это максимально детализировать и стандартизировать технологические и интеллектуальные операции, проходящие в "узком месте". Тем самым можно понять, как можно углубить разделение труда в "бутылочном горлышке". 

Но ситуация, описанная Голдратом актуальна для предприятий при наличии двух макроэкономических составляющих:

1) наличие рынка;

2) отсутствие конкурентов с радикально низкой себестоимостью производимой продукции.

К первому пункту мы ещё вернёмся. А сейчас пара слов о втором. Сколько бы усилий не вкладывал менеджмент и инженеры в "процесс непрерывного улучшения" работы "узкого места", в какой-то момент улучшать будет уже некуда. (Одежда в сумке будет утрамбована до предела и лишнюю пару носков в неё уже не засунешь). Т.е. фантастические результаты в начале процесса оптимизации, когда скорость протока была увеличена на десятки процентов или в несколько раз, в какой-то момент сведутся к незначительным улучшениям в десятые доли процента. Причём, делаться это будет большими интеллектуальными усилиями (рабочее время инженеров, менеджмента, консультантов) и материальными затратами (новые станки, новые программы и т.д.).

В своей книге Голдрат описывает ситуацию на заводе в США в начале 80-х. Когда американскому рынку угрожала экспансия японских производителей, стоимость продукции которых была меньше на проценты, но не в разы. А уже с конца 80-х - начала 90-х годов структура мировой торговли стала меняться таким образом, что инвесторам стало выгодно размещать свои производства в Китае. Причем, слово "китай", в данном контексте, я употребляю, как имя нарицательное, вкладывая в это понятие страны третьего мира с низкой стоимостью рабочей силы и отсутствием больших капиталовложений в инфраструктуру, необходимую для нового завода или предприятия. В результате, возникла ситуация, при которой стоимость продукции, производимой в "китае" (обратите внимание на кавычки) стала даже не в разы, а на порядок ниже стоимости продукции, производимой в тех же США.

В этих условиях, как бы не было оптимизированно производство в США, продукция, которую оно производило всё ровно уступала по стоимости дешёвой продукции из "китая". И даже, если доля брака в китайской продукции достигала/достигает пятидесяти и боле процентов, единица готовой к эксплуатации продукции всё ровно будет стоить дешевле, даже, если в её стоимости учитывать бракованное изделие. Именно это мы и наблюдаем последние несколько десятилетий, когда фраза "китайский ширпотреб" стала синонимом слову "брак" и "некачественное изделие".

Но, если мы говорим о производстве высокотехнологических изделий, то возникает совершенно иная ситуация. Если мы производим продукцию, которая состоит из сотен или тысяч товарных позиций, то становится критически важным какой объём бракованных деталей поступает для сборки. Если он будет существенно большим, то время протока увеличится многократно, что в конечном итоге повлияет на стоимость изделия (возрастают операционные расходы и уровень товарно-материальных ценностей). В итоге, положительный результат от низкооплачиваемой рабочей силы и малых капитальных затрат будет полностью нивелирован.

Таким образом, "узким местом" - "бутылочным горлышком" становится сам "китай". Для того чтобы его оптимизировать менеджменту, инженерам, технологам нужно находится непосредственно там и заниматься "непрерывным улучшением" китайского производства. А что это, позвольте спросить, как не утечка мозгов из США? В данном случае, речи о том, что Америка слизывает интеллектуальную маржу со своих китайских заводов оправданны только наполовину. Да, конструкторы и программисты могут сидеть в Силиконовой долине. Учёные со всего мира работать в лабораториях где-нибудь в штате Невада. Однако, не только они интеллектуальная сила Америки. Интеллектуальная сила в большей степени - те самые менеджеры и инженеры, которые работают над оптимизаций "узких мест", делая свои предприятия эффективней. Сейчас они делают эффективными предприятия Китая, но не США. Такая политика корпораций приводит к тому, что Америка теряет не только рабочие места, но и свои интеллектуальные ресурсы. Понимание такого положения вещей уже достигло умов американского истеблишмента. Всё активней идут разговоры о реиндустриализации США. Пока это только разговоры, но это только пока.

И в конце пара слов про первый пункт. В "Цели" Голдрат описывает ситуацию, когда после того, как главный герой - директор завода смог переломить ситуацию и избавиться от просроченных заказов, он стал просить у департамента маркетинга всей корпорации больше заказов для своего предприятия. Он гарантировал, что они будут выполнены в срок. И заказы ему стали сыпаться, как из рога изобилия. За страницами книги остаётся то, почему маркетинг мог добыть эти заказы. Собственно и не в объяснении этого состояла цель Голдрата. Скажем об этом мы.

Чтобы у отечественных предприятий были заказы на, производимую ими продукцию, они не должны испытывать чрезмерное давление со стороны иностранных производителей. Пример с дешёвым "китаем" яркое тому свидетельство. Абстрагируясь от объективных процессов глобализации и возникновения транснациональных корпораций, которым совершенно безразлично в какой стране производится из продукция, главное, чтобы у неё была низкая себестоимость, скажем следующее. США могли ограничить конкуренцию со стороны нерезидентов, закрыв свой рынок для японцев, а затем китайцев, по средством запретительных таможенных пошлин, технических регламентов и пр.

Ну, а, если говорить о захвате мирового рынка, то самым лучшим помощниками в этом национальным производителям США всегда являлись армия и военно-морской флот Соединённых Штатов Америки. Если на рейд в любой страны в какой-нибудь точке мира появлялся американский авианосец, то с высокой долей вероятности можно было утверждать, что на прилавках магазинов этой страны скоро появится "Кока-Кола".

Спасибо, за внимание.


Оцените статью