Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Рассуждения по мотивам 2-й лекции Евгения Гильбо

Мировой кризис

22.04.2014 20:28  

1171599

127

Евгений Витальевич в своей 2-й лекции «Спецраспределитель. Или Азбука инвестора» изложил два тезиса, которые подтолкнул меня к рассуждениям, которые, на мой взгляд, могут быть интересны участникам сообщества WorldCrisis. Речь идет о «стартовом капитале» и о «цели бизнеса».

Напомню суть тезисов изложенных Гильбо.

Успешная коммерческая деятельность может быть сопряжена только с созданием реальных товаров или услуг, которые будут необходимы (удовлетворять реальные потребности) покупателям. Реальные вещи, которые действительно нужны людям, всегда в дефиците и поэтому они будут пользоваться спросом.

Если рассчитывать заработать на посреднических услугах, грубо говоря, сводя продавца и покупателя, вероятность того, что это увенчается успехом, пренебрежимо мала. А если все же получиться совершить сделку, то скорее всего, вторую сделку покупатель и продавец совершат напрямую и выкинут посредника из схемы.

Вспоминается эпизод из "Ералаша" начала 90-х. В той серии мальчик решил заняться посреднической деятельностью и нашел в газете объявлений продавца автомобиля КАМАЗ и того, кто хочет приобрести машину. В результате, когда он их свел, и те ударили по рукам, мальчику ничего не заплатили. Потому что он был просто лишним звеном.

Есть только один вариант успешно выполнять роль посредника - предложить услугу, которая будет нужна одновременно и продавцу и покупателю, и при этом ни тот, ни другой не могут качественно ее произвести (оказать). В примере из "Ералаша" такая услуга была газета объявлений, в которой продавец КАМАЗа и покупатель разместили свои объявления.

И этот случай подтверждает выдвинутый тезис: газета объявлений - реальная вещь, которая реально приносит пользу.

Тут мы подходим ко второму тезису Гильбо.

В массовом сознании «стартовый капитал необходим для решения проблем», но «бизнес - это и есть способ решения проблем». Поэтому, вероятность того, что банкир даст кредит для того, чтобы организовать бизнес будущему коммерсанту, которому нужны деньги для решения проблемы стартового капитала, низка, потому что он не умеет решать проблемы.

Но так ли это?

Разовьем далее пример с газетой объявлений. Для того, чтобы запустить такой проект нужно полиграфическое оборудование, оборудование для верстки, кадры, которые будут верстать газету, помещение, где это все будет находиться, каналы распространения газеты и т.д. Для того, чтобы все это организовать нужны, правильно, - деньги. А как быть, если собственных денег нет? Нужно взять кредит в банке (рассматриваем чисто абстрактный пример, не применительно к российским реалиям).

Коммерсант идет в банк и под конкретную идею с конкретным бизнес-планом просит денег. Предположим, банкир денег ему дал. Почему он дал их именно нашему коммерсанту, а не другому. Потому что он увидел, что это человек, пользуясь словами Гильбо, может решать проблемы. Или, говоря иначе, в нем есть коммерческая хватка - бизнес талант. Но и это еще не все.

Одно то, что наш коммерсант пошел брать деньги в банк, рискуя, например, своей квартирой, которую он отдаст под залог, говорит о том, что у него есть ресурс, которого нет у других людей - желание и отсутствие боязни рисковать в коммерческих целях.


Зафиксируем этот тезис и вернемся к началу нашего рассуждения.

Сейчас все стремятся заниматься посреднической деятельностью. Развитие семимильными шагами интернета этому весьма потворствует. Сотни тысяч людей по всей России просчитывают посреднические "схемы", десятки тысяч пытаются реализовать свои идеи и, лишь у нескольких тысяч получается запустить проект. И только у сотни продолжают свой проект и развивают его до размеров серьезного бизнеса.

Почему у них это получается, а у подавляющего большинства - нет? В примере с "Ералашем" и газетой объявлений мы видим, что ответ заключается в том, что они отходят из чисто посреднической схемы и начинают вкладывать в свой бизнес серьезные деньги.

По-сути, этот процесс можно описать так. Сотни тысяч посредников априори создают большую конкуренцию, перенасыщая рынок предложением. Естественно, что в таких условиях выиграть могут только единицы, - только те, кто предлагает действительно что-то выделяющееся из общего ряда. Что же остается делать тем, кто торгует "обычным" товаром или услугой, для того, чтобы пробиться и выиграть конкурентную гонку? Им нужно вкладывать деньги в свой бизнес. Т.е. не просто вкладывать деньги в развитие сайта или рекламу, а в сам бизнес.

У меня есть знакомые, которые начали несколько лет назад торговать шинами и дисками. Года 2-3 они работали в "0". На третий год у них пошла небольшая прибыль и, то только за счет экономии на доставке, и они смогли себе позволить платить зарплату пару десятков тысяч рублей в месяц. Сейчас же они стали зарабатывать серьезные деньги. Это произошло только тогда, когда они арендовали небольшой склад, вложили деньги в своих поставщиков, чтобы получить у них бОльшие скидки, сами завезли небольшую партию дисков из Китая. Они стали зарабатывать серьезные деньги только после того, как рискнули своими сбережениями и вложили их в свой бизнес. Де факто, этот бизнес конечно остался посредническим, но качество этого бизнеса уже совсем другое.

(Естественно ситуацию упрощаю. Рынок шин и дисков достаточно конкурентен даже в среде дистрибьютеров).

Самое главное, что поменялось в их положении: они из ниши, где высока конкурная, перешли в нишу, где конкуренция на несколько порядков ниже. Они ушли от той среды, где к определенным ресурсам (доступом к оптовым складам шин и дисков) есть доступ у сотен, и вошли в среду, где доступ к другим ресурсам (оптовые поставки из Китая напрямую) есть у десятков. Они стали пользоваться ресурсом, который нужен многим, но есть не у всех, и этот ресурс - деньги.

Получается, для того, чтобы предложить людям "реальные вещи" и "зарабатывать бабло" моим знакомым понадобилось это самое "бабло". Значит, наличие стартового капитала для того, чтобы "предлагать реальные вещи" и "решать проблемы" вещь - необходимая. И без него никак не обойтись.

Есть такая присказка-поговорка, что самое трудное для коммерсанта - это заработать первый миллион, остальные миллионы и десятки миллионов уже легче зарабатываются. И это действительно так, потому что конкурентная среда в сфере, где этот первый миллион можно заработать чрезвычайно обширна. А уже на других ступенях пирамиды, где этот миллион уже есть, она меньше, и чем выше взбираться по пирамиде денег, тем меньше конкурентов, и тем проще найти место, где можно заработать.


Когда у вас есть деньги, вы можете уже не просто перепродавать кирпичи, чем занимаются тысячи, а построить свой кирпичный заводик, и часть этих тысяч будет покупать для перепродажи кирпичи у вас. Вам будет легче продать кирпичи этим тысячам, когда у вас есть кирпичный завод и конкуренцию вам составляют два-три таких же завода, чем, если бы вы боролись за конечного покупателя с теми тысячами посредников.

Соответственно, если у вас есть еще больше денег, и вы можете себе позволить купить единственный глиняный карьер в районе или области, а не просто кирпичный заводик, из которого делают кирпичи эти два-три заводика, то вам будет еще проще продавать им глину, чем, если бы вы продавали кирпичи тысячам посредников, конкурируя с теми тремя заводиками и т.д.

Теперь подтянем к этой части наших рассуждений пример с кредитом в банке. Чтобы получить деньги наш коммерсант, который решил издавать газету объявлений, рискнул свой квартирой, предъявив ее в качестве залога. В результате, он смог открыть бизнес, который нужен людям. Мои друзья рискнули своими личными сбережениями, чтобы выйти на качественно иной уровень бизнеса. И они тоже смогли предложить людям продукт, который им нужен. Отсутствие боязни пойти на риск дало им возможность воспользоваться деньгами и получить их, чтобы выйти на ту ступень бизнеса, где они смогли предложить людям реальные вещи, и как следствие, стали зарабатывать "бабло" не только на прокорм.

И самое важное, что в обоих приведенных примерах, коммерсанты могут предложить "дефицитные" услуги и товары людям, которые будут пользоваться у последних спросом, потому что на этой, более высокой ступени пирамиды, конкуренция много ниже, чем на ступенях более низких.

Отсюда следует вывод, что возможность продавать с успехом что-то реальное возникает там, где конкуренция со стороны предложения либо отсутствует, либо достаточно мала. Добраться до этой более высокой ступени помогает обладание двумя ресурсами: деньгами (баблом) и способностью рисковать этим самым баблом.

Сcылка >>


Оцените статью