Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Обзор рынка систем безопасности в России на начало 2014 года

Мировой кризис

29.01.2014 19:52  

1171599

130

Данная заметка не претендует на звание серьёзного маркетингового исследования, основанного на многофакторном анализе и глубокой переработке статистических данных и отражает субъективное мнение автора, который связан со сферой технических средств охраны (ТСО) достаточно длительно время.

Конец прошлого 2013 года и первый месяц нового ознаменовались массовым сокращением штатов у четырёх крупнейших дистрибьютеров оборудования систем безопасности (СБ) в Российской Федерации компаниях "Луис", "Армо", "Сатро" и "Тинко". По некоторым данным увольнению подверглись до 30% сотрудников этих компаний. На этом фоне неплохую динамику демонстрируют более мелкие игроки рынка, так одна известная московская компания, которую можно легко найти в ТОП-3 крупнейшего национального поисковика по большинству высокочастотных запросов, связанных с СБ, увеличила за прошедший год свой штат на те же 30%.

Что повлияло на подъём одних компаний и плохие показатели других? Как будет развиваться рынок дальше. В этом материале мы попробуем найти ответы на эти вопросы.

От общего к частному. Строительство.

Для макро-экономистов состояние строительной отросли является вторым по значимости (после грузоперевозок) индикатором состояния дел в экономике. Падение этого рынка, которое начало фиксироваться уже в I квартале 2013 года, не предвещало для рынка СБ ничего хорошего. Строительная отрасль является фундаментальным фактором, который влияет на рынок инженерных систем, в том числе и на СБ. Соответственно, даже небольшое сокращение строительных программ на считанные проценты, создаёт коммулитивный эффект для смежных отраслей, показатели которых падают уже на десятки.

Кроме того, как это уже было упомянуто, падение строительного рынка сигнализировало о снижении темпов роста экономики. За статистикой Росстата о небольшом росте в 1,5% скрываться снижение на те же 1,5 - 3 %. Как следствие - упадок потребительской активности. Так, падение трафика у крупнейших сетевых ретейлеров "Магнит" и "Х5" по итогам года составило 1,44% и 5,42%, соответственно. Если люди сокращают свое потребление товаров повседневного спроса, то естественным образом, это коснётся и товаров длительного пользования, покупка которых стоит даже не на втором и третьем месте, например, систем безопасности.

В отличии от 2008 года, мы наблюдаем падение экономического роста, вызванного фундаментальными экономическими причинами: исчерпание существующей неолиберальной экономической модели и отсутствие каких бы то ни было признаков к её смене.

Кстати, ссылка на 2008 год здесь не случайна. Если помните, ещё весной ничего не предвещало резкого обвала и наступления кризиса. Все прогнозы и расчёты, буквально, для всех секторов экономики предвещали продолжение бурного экономического роста.

В то время автор этих строк работал в довольно-таки крупной московской компании, которая аккурат в июне 2008 года начала активно нанимать менеджеров в отдел продаж и в монтажный отдел. Штат был увеличен процентов на 20. Однако после обвала в августе, уже в сентябре в компании произошли массовые сокращения. А уже летом следующего года вновь стали набираться сотрудники. После короткого потрясения рынок быстро восстановился и продолжил свой рост. Но повторение сценария 2008-2009 года, в 2014 - 2015 нам вряд ли предстоит увидеть.

Сам себе поставщик.

В начале двухтысячных годов стоимость оборудования СБ, а соответственно и стоимость его монтажа, исчислялась тысячами тогдашних долларов. Помню, как один мой поставщик рассказывал, как в то время средняя стоимость установки домофона начиналась от $1000. На рынке тогда доминировали несколько брендов, которые проводили жёсткую политику относительно своих дистрибьютеров и дилеров. Высокие цены на оборудование держались вплоть до начала десятых годов.Упомянутая мною компания, где я работал, в течении нескольких лет пыталась получить большую для себя скидку у одного известного корейского бренда. Несмотря на достаточно большие объёмы продаж, ей так этого и не удалось.

Сегодня же ситуация совершенно иная. Бурное развитие элементной базы, снижение её стоимости и прочее, привели к тому, что технологии, которые считанные годы назад были недоступными и стоили запредельных денег, сейчас получили широкое распространение. Вспомним, как ещё четыре года назад 4-х канальный видеорегистратор real-time стоил около 15 000 рублей. Сегодня же модель с гораздо лучшими характеристиками можно приобрести уже за 4 000 рублей и даже за 2 500.

Кроме того экспоненциальное развитие интернет коммуникаций позволило многим интернет-магазинам заказывать партии товара напрямую у китайских производителей, минуя многочисленных посредников. Ещё в 2010 году инженеры и маркетологи одной крупной московской компании проделали титаническую работу, чтобы, наконец, она стала таскать из Китая свой собственный бренд оборудования видеонаблюдения. Сегодня же в своей практике я сталкивался со случаями, когда письма китайским поставщикам составлялись через Google Translate, и сделки реально осуществлялись. Деньги - отправлялись, товар - приходил и на нём красовался логотип интернет-магазина. Оборудование продаётся и количество брака покрывается маржой, которую получает компания от того, что продаёт собственную продукцию.

Такая ситуация не могла не обвалить рынок не только поставок оборудования СБ, но рынок инсталляции этих систем. Согласитесь, что когда в смете стоимость оборудования составляет, к примеру, 100 000 рублей, то заказчику гораздо легче предложить работы за те же 100 000 или 80 000. Когда же оборудование стоит 40 000 рублей, то вряд ли он поймёт почему работы должны стоить в 2 раза дороже.

Сам себе бизнесмен.

Массовое внедрение СБ в России спровоцировало массовый приток специалистов в эту отрасль. Поработав год - два, молодой человек, будь он менеджер по продажам или обыкновенный монтажник, начинает задумываться: "А не открыть ли мне свой собственный бизнес?". Тем более, когда, мягко говоря, невнимательное отношение руководства к ведению дел, ведёт к тому, что сотрудники начинают работать с клиентами компании напрямую. Мне известен случай как, одна очень крупная компания, занимавшая первое место в Москве по работе с розницей, и входившая в число первых партнёров по привлечению клиентов в "Гольфстрим", прекратила свою деятельность ровным счётом из-за того, что буквально все менеджеры по продажам работали "напрямую" с её клиентами.

Таким образом, число небольших интернет-магазинов и монтажных контор выросло в разы по сравнению с нулевыми годами. Это незамедлительно сказалось и на стоимости работ и оборудования (вернее сказать снижения величины маржи). Т.е. сработали чисто рыночные механизмы: рост предложения в больших размерах, чем рост спроса, спровоцировал снижение цен.

Ещё одним фактором можно назвать развитие интернет-коммерции и сетевых сервисов, которые связывают продавцов услуги и товаров с потребителями напрямую. Продавцу стало легче достучаться до клиента. У потребителя стал больше выбора, и он смог влиять на цену: "Не сделаете вы, сделают другие". Таким образом, даже простой монтажник смог продавать свои услуги напрямую клиенту, минуя своих работодателей.

Естественно, качество монтажа при таких условиях резко упало. Но это вопрос, который следует рассматривать отдельно.

Безопасный город. Сам себе поставщик. Сам себе бизнесмен.

За последние несколько лет правительство приняло ряд федеральных программ по внедрению СБ в городах и на дорогах России - Безопасный город.

Пару лет назад все подъезды в Москве были оснащены бевардовскими вызывными панелями и тревожной кнопкой. На всех без исключения домах повесили поворотные камеры. Многим игрокам рынка "посчастливилось" принять участие в их установке с минимальными финансовыми потерями. История, как был организован инсталляционный процесс заслуживает отдельной статьи.

Большинство Московских и подмосковных дорог были оснащены стационарными комплексами видиофиксации и приносят ощутимый доход в региональные бюджеты.

Вслед за Москвой потянулись и регионы. Даже небольшие населённые пункты, с числом жителей до 100 000 человек, озаботились развитием централизованного видеоконтроля на своих территориях. Всё чаще в регионах можно видеокамеры на трассах.

Казалось бы такой поворот (по-сути, государственная поддержка рынка СБ) способен поддержать рынок. Но и здесь есть свои закорючки. Через одного моего знакомого за год прошло порядка 20 тендерных документаций по строительству систем Безопасный город в регионах ЦФО. По его словам в процентах 20 из них фигурировало оборудование, которое в принципе не поставлялось в Россию через существующих крупных дистрибьютеров. И после того, как был проведён один из тендеров, выяснилось, что выигравшая его фирма сама напрямую заказала видеокамеры в Китае и привезла их в Россию. Судя по всему, такая практика осуществляется повсеместно. Этот фактор так же влияет на объёмы продаж крупных поставщиков оборудования СБ.

НТП - убийца ранка.

На гористом острове Санторини, в Мраморном море, работает фуникулёр. Его построил один, то ли греческий, то ли американский миллионер в середине прошлого века. До этого нововведения туристов в гору (а остров стоит на вулкане, извержение которого 3500 лет назад погубила Минойскую цивилизацию на Крите) поднимали на своих мулов жители острова за соответствующую плату. Когда же построили фуникулёр, погонщики возмутились. Греческое государство обязало владельца фуникулёра выплачивать специальный налог в пользу лишившихся своих заработков жителей острова. Как понимаете, при таком раскладе затраты на строительства фуникулёра вряд ли окупились и до настоящего времени.

К сожалению, а скорее всего, к счастью, на рынке систем безопасности (да и на любом другом рынке) такое вряд ли возможно. Никто не будет компенсировать потери участников рынка от появления на нём более технологичного и дешёвого оборудования. Какие же пути выхода из создавшейся ситуации возможны?

IP, ШЗ и Фулл ХД?

С точки зрения нормальной (не либеральной) экономической теории: на смену исчерпавшему себя старому технологическому укладу должен идти новый, который вновь запустит рыночный цикл со сверх маржой в самом начале.

В начале нулевых на смену аналоговому оборудованию, писавшему на видеокассеты, пришло цифровое, которое писало на HDD. Цена на оборудование либо осталась на прежнем уровне, либо чуть-чуть опустилась, но расширение рынка позволило долгое время снимать сливки тому небольшому количеству компаний, которые занимались в то время системами безопасности.

И сейчас технологии шагнули вперёд. Уже как лет 10 появилось IP оборудование высокой чёткости. На западе оно внедрено практически повсеместно. В России этот процесс тормозиться. Вызвано это уже упоминавшимися причинами - общим падение потребительского спроса. На технологические новинки у клиента нет денег. Это ведёт к тому, что сегодня стоимость решений на IP приближается к стоимости цифровых. Что же касается оборудования Full HD, то оно пользуется крайне небольшим спросом. Так что снять сливки на оборудовании нового поколения компаниям вряд ли удаться. По крайней мере до восстановления роста экономики.

Спасение в регионах? Вряд ли.

Если нельзя расти вглубь, давайте расти вширь. Такой вывод напрашивается сам собой. Но и здесь московские и питерские компании ждёт разочарование. Ранок в регионах уже давно поделён. Упомянутое развитие интернет-коммуникаций позволило региональным фирмам так же оперативно доставлять из Москвы оборудование и инсталлировать его в своём регионе, как и московским фирмам в Москве.

Кроме того, насколько я могу судить по своим личным наблюдениям, фирм, которые занимаются СБ на переферии достаточно много. Так, на 271 000 жителей Костромы, я насчитал, как минимум 3 компании с офисами, когда прогуливался осенью по этому прекрасному городу.

Таким образом, вход для москвичей и питерцев в регионы будет достаточно большой (офис, сотрудники, реклама) с непрогнозируемыми сроками окупаемости.

И что же делать?

Ситуация на рынке систем безопасности выглядит крайне удручающе. С одной стороны мы имеем явный рост розницы (даже несмотря на общее снижение потребительской активности). С другой - резкое падение выручки. Охарактеризовать её можно немного грубоватыми, но точными словами: "Халява закончилась". Что же остаётся делать в создавшихся обстоятельствах? Ведь, многие компании смогли соорентироваться и даже демонстрируют рост продаж. Как им это удалось? Приведу цитату из статьи Альберта Давлеева Вице-президента Международной программы развития птицеводства. (К слову сказать, на рынке курятины ситуация тоже сложная. С рентабельности 20-30% птицефабрики упали до 2 -3 %, даже импортёры торгуют по себестоимости или себе в убыток для того, чтобы сохранить существующие квоты поставок).

"Как ни крути, российское птицеводство объективно переходит из стадии экстенсивного развития в фазу интенсификации, что требует абсолютно новых подходов к ведению бизнеса. Среди них – расчет эффективности по реальной себестоимости, а не на основе господдержки и субсидий, точный маркетинговый анализ и гибкость коммерческой политики (но не в смысле демпинга и «слива»), борьба за долгосрочные контракты и лояльность своих клиентов, оперативная закупочная политика, оптимизация процессов и трудовых ресурсов, применение наиболее эффективных методов выращивания и переработки птицы, внедрение систем учета и контроля себестоимости по всей производственной цепи. В конечном итоге, все производственные показатели должны иметь жесткий денежный эквивалент, чтобы можно было гибко управлять ими для достижения конкретных финансовых, экономических, а не чисто производственных целей. Что толку от рекордно низкой конверсии или гигантских привесов, если они достигается дорогими кормами? Или от высокой сохранности, если количество циклов или плотность посадки не дают требуемого количества мяса с квадратного метра птичника? Частным компаниям предстоит посмотреть на птицеводческий бизнес как на максимально эффективную конвертацию денег в деньги через корма и поголовье, а не только как на социально значимый проект, по определению обязанный создавать рабочие места и выполнять стратегию продовольственной безопасности. Времена победных рапортов о приросте объемов производства десятками и сотнями тысяч тонн уже позади. Придется выявлять и по копеечке на килограмм собирать возможности экономии, вкладывать их в наиболее перспективные продукты и услуги, дающие конкурентные преимущества. Придется учиться, открывать и отрабатывать новинки, экспериментировать и выстраивать птицеводческий бизнес, который и через год, и через несколько лет, и через нынешние и будущие рецессии и кризисы утвердит Россию в качестве достойного участника мирового рынка мяса птицы, способного прокормить не только саму себя и своих соседей, но и другие страны, которым не дано сколько воды, земли и высокообразованных людей."

Так что желаю всем:

"Бороться и искать!
Найти и не сдаваться!
"

P.S. Если у коллег, которые являются специалистами в данной области, есть своё мнение, отличное от изложенного, буду рад его выслушать.

Сcылка >>


Оцените статью