Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Тема ЦЕЛЕВОЕ КРЕДИТОВАНИЕ ИЛИ МОЖНО ЛИ ДОВЕРЯТЬ "НЕВИДИМОЙ РУКЕ"?

Мировой кризис

17.11.2014 13:43  

116

Россия объявлена война, война экономическая.
Можно ли в условиях экономической войны доверить управления экономкой "невидимой руке рынка"? Мой ответ - НЕТ!

Я бы и в нормальных условиях не доверил этой "невидимой, но шаловливой" ручонке управление экономикой при возрастающей дифференциации доходов и растущей монополизации рынков. В условиях планомерного использования этой "руки"третьей стороной для дестабилизации экономики моей страны точно бы никогда ей не доверил управление экономикой.

Сначала пару слов о том, почему нельзя доверять "невидимой руке" в нормальных условиях. Рост производительности труда приводит к тому, что происходит концентрация доходов и выделяется не очень многочисленная прослойка людей, которым попросту некуда девать свои деньги. Удовлетворение запросов этой прослойки становится весьма рентабельным бизнесом. Обороты в нём не велики, но рентабельность позволяет отрабатывать кредиты и под 20%. Кроме работы на богатых выгодно торговать импортом. Здесь рентабельность определяется возможностью много раз сделать оборот заёмных средств. В результате Банкам выгоднее кредитовать множество мелких предприятий, ориентированных на запросы верхушки и торговлю, а не развивать массовое производство направленное на удовлетворение массовых запросов. Рентабельность в производстве, особенно в производстве сложных товаров с длинным циклом невысока и Они просто не могут развивавться при кредите под 20%

В условиях санкций, когда падает курс национальной валюты и возможны ограничения поставок из-за рубежа, ситуация с отсутствием инвестиций в массовые производства может из экономической, стать политической. Доверить кредитование многих производств "невидимой руке рынка" верх политической близорукости. Можно конечно попытаться компенсировать часть ставки по кредитам для некоторых экономических агентов, но это не решает проблемы по существу. Возможности бюджета по компенсации ставок ограничены, да и деньги, заработанные банками за счёт этих компенсаций с большой вероятностью будут вывозится из страны, а значат повысят спрос на валюту, что в вою очередь вызовет падение рубля и рост цен. Нужны другие механизмы дешёвого кредитования массового производства и массового спроса, ипотеки в первую очередь. Один из таких вариантов я попытаюсь предложить.

Сейчас есть два способа ввода денег, эмитированных ЦБ в экономику:

  • Первый. Государство расходует деньги, эмитированные ЦБ под обязательства Государства;
  • Второй. Коммерческие Банки кредитуют деньгами, эмитированными ЦБ под обязательства Коммерческих Банков.

Я предлагаю третий способ. Государство получает деньги от ЦБ под свои обязательства, но не тратит их, а размещает на депозите в коммерческих Банках, под обязательства последних кредитовать ими на условиях, определяемых Государством. Государство отслеживает кто получил в кредит эти средства, на какие нужды, как получатель тратит деньги, полученные по целевым кредитам, как их возвращает, как платит налоги. Вся это информация отражается в Базе Данных по целевому кредитованию. Возможно сделать эту БД доступной для общественного контроля.

Фактически через механизм целевого кредитования можно ни только поддерживать инвестиции в определённые виды производств, но и управлять объёмом денежной массы, не допуская её снижения. Продажа ЦБ долларов изымает рубли из экономики снижая денежную базу. Повышение ставки рефинансирования снижает денежный мультипликатор. Всё вместе это ведёт к существенному сокращению денежной массы, а сокращение денежной массы к падению ВВП. Скажем в октябре ЦБ потратил на поддержку рубля 30 млрд долларов, то есть изъял из неё порядка 1.3 млрд рублей, денежная масса была уже с января по сентябрь уменьшена на 700 млрд.рублей . При покупке долларов ЦБ уменьшается денежная база. Денежная масса уменьшится раза в два больше, если ЦБ не увеличивает кредитование комбанков. При монетизации экономики в 40-45% скорость оборота денежной массы не менее двух раз. То есть, при отсутствии рефинансирования комбанков, уменьшение денежной базы на 1.3 трлн только в октябре, без их компенсации через целевое кредитование, приведут к уменьшению ВВП минимум на 5 трлн. рублей, то есть на 7-8%. Какие меры предлагаются для восстановления денежной массы пока непонятно.

Деньги в современном мире - важнейший инструмент управления и Государство должно управлять финансовыми потоками для концентрации общественных усилий в социально-значимых направлениях.

закрыть...

Оцените статью