Голосования

Выставит ли Путин свою кандидатуру на выборах 2018 года?




Медаль памяти Нобеля

НАТАЛЬЯ ЯРЕСЬКО -- ХОЗЯЙКА "ПОСЛЕДНЕГО СЛОВА"

Власть и общество

22.06.2015 13:54

Дмитрий Джангиров

226

единственным человеком, отвечающим за свои слова является министр финансов Наталия Яресько -- ставленник США. Скорее всего. она и будет следующим премьером.

22 июня, «с утра пораньше» украинский Минфин перечислил $75 млн в счет полугодового купона по российскому кредиту в $3 млрд, выданному в декабре 2013 года.

Впрочем, интрига с возможной невыплатой «публично» умерла еще в прошедшую пятницу, когда глава Минфина Наталья Яресько заявила: «Мы обслуживаем все наши долги, и платеж по так называемым российским облигациям будет оплачен 22 июня... Мы выплатим эти 75 миллионов».

Однако, до заявления г-жи Яресько пространство для домыслов было практически неограниченно, начиная с того момента, когда Кабмин внес данный долг в перечень «коммерческих», а Верховная Рада предоставила правительству право объявлять мораторий на выплату и/или обслуживание коммерческих кредитов.

Многие ошибочно сочли недавнее заявление Президента Порошенко в интервью Bloomberg о сомнительной природе российского кредита в конце 2013 года («это было взяткой, которая последовала незамедлительно после отказа Януковича от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС в Вильнюсе») в качестве сигнала о вероятной невыплате очередного купона. Однако, на самом деле, это был просто очередной пиар-ход Петра Алексеевича, активно стремящегося в преддверии местных выборов максимально дистанцироваться от Кабмина. Президент прозрачно намекнул, что он склоняется к коммерческой «версии» российского займа, но переадресовал решение этого вопроса Наталье Яресько: «Мы создали все условия для правительства, и министр финансов должна принять ответственное решение». Строго говоря, интрига, на самом деле, умерла уже в этот момент, ибо г-жа Яресько в качестве министра финансов четко знает, что российский кредит является государственным, а тот факт, что он оформлен через Ирландскую биржу, означает — в случае прекращения платежей — автоматический кросс-дефолт.

Что же касается г-на Порошенко, то он вновь поставил Украину, мягко говоря, в странное положение: с точки зрения стороннего наблюдателя, своим заявлением он спровоцировал ироничные отзывы из Москвы, после чего Киев смиренно заплатил по счетам...

Впрочем, тот факт, что все ключевые финансово-бюджетные вопросы находятся в руках главы Минфина Наталии Яресько, уже давно ни для кого не является секретом. Предпоследний раз (последний — в вышеизложенной истории) это проявилось в вопросе о возможной индексации зарплат и пенсий.

Еще в мае премьер-министр Арсений Яценюк в своем выступлении перед презентацией плана законодательного обеспечения реформ, заявил о готовности провести индексацию доходов украинцев до декабря 2015 года: «Мы готовы к этой индексации. И я первый, кто заинтересован в том, чтобы перенести индексацию на более ранний срок. Но для этого необходимо найти ресурс». Однако, глава Минфина, судя по всему, не проявила ни малейших усилий для поиска этого ресурса, молчаливо саботируя социальный популизм премьера.

Следующий раз тема индексации была поднята в начале июня, причем, практически одновременно и Президентом, и премьером.

4 июня Петр Порошенко, выступая с обращением к Верховной Раде, заявил, что хочет попросить Кабинет министров Украины рассмотреть возможность индексации зарплат и пенсий граждан. 5 июня, во время «часа правительства» в ВР о своем желании провести индексацию доходов украинцев заявил Арсений Яценюк: «Я первый, кто хочет проиндексировать денежные доходы граждан, потому что это репутация правительства, коалиции, и это дополнительные источники для граждан Украины, которые они получат, и смогут увеличить покупательную способность граждан. Это дополнительный источник для запуска экономики».

Но, как это нередко бывает, эпическая битва за первенство в желании осчастливить украинцев индексацией, закончилась приходом лесника, поставленного «на кассу» внешними игроками. В интервью «Зеркалу недели» от 5 июня г-жа Яресько категорически отвергла идею индексации, разложив «по полочкам» ситуацию с бюджетом: «Нет для этого средств. Очень хочу как можно скорее индексировать социальные выплаты, мы понимаем важность поддержки граждан. Но реального профицита бюджета нет. Если я увижу какие-то увеличения поступлений от детенизации, уничтожения „налоговых ям", контрабанды или любых других на сегодняшний день не предусмотренных источников, готова пересматривать соцвыплаты. Но поймите, мне сейчас передали 17 млрд грн незапланированных дополнительных потребностей от Министерства обороны и других правоохранительных ведомств, и мы еще не нашли для них финансирования. Приняты законы, которые также требуют незапланированных расходов. Например, закон о судоустройстве. Первое чтение прошел новый закон о государственной службе, если его примут, это также повысит незапланированные расходы. Увеличение импортного НДС требует увеличения объемов его возмещения, а мы на это тоже не рассчитывали. Понятно, что пока мы не решим эти вопросы и не найдем дополнительные источники поступлений, до тех пор будем не готовы проводить индексацию раньше, чем это предусмотрено. Средств у государства нет».

Необходимо отметить, что Арсений Петрович очень быстро перестроился с социальной риторики на патриотическую, поручив министру финансов изучить возможность выделения из госбюджета дополнительных средств на финансирование армии и силовых структур и призвав «снять, в том числе все популистские заявления перед выборами о том, что все очень хотят проведения индексации. В первую очередь Украина должна профинансировать национальную безопасность и оборону».

Что же касается г-жи Яресько, то ее вес в бюджетно-финансовой сфере необходимо соизмерять с весом ее слова, которое, зачастую, является единственным ориентиром в финансово-бюджетной сфере. Кроме того, в связи с «внешней» легитимностью и отсутствием «внутренних» политических амбиций, г-жа Яресько может позволить себе заявления, идущие вразрез с принятым трендом, но вполне разумные с точки зрения ее западных покровителей, например: «о будущем без России в качестве важного экономического партнера речь не идет». В связи с этим, и для США, и для МВФ, и для Брюсселя Арсений Яценюк становится все в большей степени излишней надстройкой над Наталией Яресько; для Москвы также нужен на должности премьера человек, с которым можно будет начать разговор с относительно «чистого листа».

Сcылка >>


Оцените статью