Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Раскаяние Обамы, или Чем кореша в третьем колене отличаются от корешей во втором

Власть и общество

29.01.2014 21:17  

Сергей Голубицкий

189

17 января 2014 года президент США Барак Обама обнародовал два документа — «Докладную записку о радиоэлектронной разведке» (FACT SHEET: Review of U.S. Signals Intelligence) и «Президентскую директиву» (Presidential Directive), которые явились заключительным звеном в цепочке событий «Разоблачения Эдварда Сноудена — Волна возмущения лидеров государств-партнёров США электронной слежкой за их коммуникациями — Расследование и рекомендации Группы по обзору разведывательных и коммуникационных технологий, созданной президентским указом». 

Жирная точка, поставленная Обамой в дискуссии, затрагивающей интересы всех стран и народов мира, оказалась столь неожиданной, что большинство мейнстримных СМИ оставили её без должного внимания. Лишь профессиональные информационные ресурсы, связанные с ИТ-технологиями и правозащитными движениями, слегка побурчали и посетовали на нежелание президента США не то что отвечать на поставленные перед ним вопросы, но даже поминать их в новой инициативе Администрации. 

Мне кажется, что подобная реакция общественности неприемлема по ряду соображений. Во-первых, Барак Обама своей директивой ясно дал понять всему миру, что его страна не собирается абсолютно ничего менять в курсе, взятом 11 сентября 2011 года. Во-вторых, новая директива лишь усугубляет ситуацию с тотальной слежкой АНБ за гражданами не только собственной страны, но и всего мира, поскольку, по сути, даёт зелёный свет любым действиям американских репрессивных структур в будущем. Выводы эти, как я понимаю, едва ли не полярны тому, что читатели могли почерпнуть из кратеньких релизов отечественных СМИ, поэтому позволю себе дать им детальное обоснование. 

Начну с краткого обзора непосредственно самих документов, обнародованных 17 января (не зря же я убил на их изучение выходной день :-) ). Вот основные положения Fact Sheet и Presidential Directive.

Общая установка 

— Борьба с международным терроризмом вышла на новый уровень, угрозы национальной безопасности США и её союзников сегодня велики, как никогда раньше, поэтому страна обязана принимать все меры для защиты и самообороны;
— Агентство национальной безопасности находится в авангарде этой борьбы и демонстрирует высокий уровень «компетенции и профессионализма»;
— все страны в мире всегда следили и будут следить друг за другом, поэтому мы не собираемся извиняться только за то, что умеем выполнять свою работу лучше остальных;
— мы понимаем, что наша работа по защите интересов и обеспечению безопасности наших граждан сопряжена с рисками, самым неприятным из которых является ухудшение отношений с нашими партнёрами, необходимыми нам хотя бы для того, чтобы и дальше помогать в борьбе с международным терроризмом, поставлять конфиденциальную информацию и т. д.;

— для того чтобы партнёры не сильно обижались впредь, мы будем делиться с ними собранными разведданными более охотно и отвечать на запросы в сжатые сроки. 

Все эти положения в той или иной завуалированной форме присутствуют в президентских документах. Другое дело, что подаются они не цинично в лоб, а с помощью доведённого до лоска политкорректного новояза с мантрами «защиты демократических ценностей», «свободы слова», «права граждан (государств и их руководителей) на частную жизнь» и прочими бессмысленностями, подлинный смысл которых всем давно и хорошо известен как «синдром кота Васьки», при котором абсолютная свобода выражения компенсируется не менее абсолютным отсутствием на неё реакции со стороны властей предержащих. В последнее время, правда, эффективная система стала давать сбой (прямое ограничение свободы выражения по мифологемам «педофилии», «гомосексуализма» и «терроризма»).

Параграф 702 «Закона о сборе разведданных за рубежом» (Section 702 of Foreign Intelligence Surveillance Act)

Это положение закона позволяет следить и собирать любую информацию о любом иностранном субъекте (человек, частная компания, госструктура и т. п.), если только есть подозрение, что создаётся угроза национальной безопасности. Президент выразил уверенность: «Мы можем сделать больше для того, чтобы гражданские свободы американцев не страдали от действия этой программы». И поэтому поручил генеральному прокурору «провести реформы», направленные на предотвращение случайного попадания в собираемый поток информации коммуникаций между американскими и иностранными гражданами.

Параграф 215 «Закона о патриотизме» (Section 215 of the PATRIOT Act)

Самое болезненное место, ибо санкционирует массовый сбор метаданных по телефонным разговорам граждан. Здесь президент Обама проявил чудеса красноречия, одновременно выразив обеспокоенность возможными злоупотреблениями и обосновав необходимость сохранить в неприкосновенном виде Параграф 215 и желательность реформ для умиротворения общественности. Что же делать? Обама находит гениальный выход из тупика: поручил компетентным органам до 28 марта придумать программу, которая позволит убить всех трёх зайцев, а чтобы ждать было веселее, обещал уже сегодня ограничить сбор метаданных по телефонным разговорам «второй степенью близости к террористическим организациям, а не третьей, как это делалось до сих пор». То есть если раньше все ваши телефонные разговоры записывались и хранились потому, что вы общались с человеком, который, в свою очередь, общался с другим каким-то человеком, которого АНБ считало как-то связанным с врагами Америки, то впредь для вашей прослушки потребуется ваше непосредственное общение с врагом.

Письма национальной безопасности (National Security Letters, NSLs) 



Особая процедура, которая позволяет АНБ требовать от коммерческих структур предоставления правительству информации о любом сотруднике или клиенте этой структуры без того, чтобы оповещать подозреваемого о факте запроса. Именно под это положение попадали все «наезды» АНБ, совершенные на интернет-провайдеров и ИТ-компании — от Microsoft до Google с Facebook и Yahoo. Президент Обама сделал широкий жест рукой: как выкручивали руки, так и будем выкручивать дальше. За маленьким исключением: если раньше условие неразглашения факта запроса не было никак ограничено по времени, то впредь оно будет ограничиваться (насколько и как — не говорится, но обещается, что будет not indefinite). Хотя даже тут оставлена лазейка, обессмысливающая всю инициативу: «При условии, что правительство не продемонстрирует необходимость в дальнейшем сохранении конфиденциальности».

Повышение доверия за рубежом

Здесь все сводится к известной мифологеме: «Народы мира независимо от их национальности должны знать, что Соединённые Штаты уважают приватность и не шпионят за обыкновенными людьми, которые не угрожают нашей национальной безопасности». США обещают «не собирать разведданные с целью подавления критики и расхождения во мнениях, а также для нанесения урона людям на основании их этнического происхождения, расы, пола, сексуальной ориентации и религиозного верования». В остальном как собирали, так и будем собирать информацию, которая относится к контрразведке, борьбе с терроризмом и кибертерроризмом, распространению оружия, а также для обеспечения безопасности наших войск и союзников и противоборства международному криминалу, в том числе и уклонению от санкций. 

Подвижки в реализации Договора о предоставлении взаимной юридической помощи (Mutual Legal Assistance Treaty, MLAT)

Согласно MLAT, иностранные партнёры обладают правом запрашивать информацию, которая собирается и хранится в США. Президент Обама обещал, что впредь к этим запросам будут относиться уважительно и стараться выполнять в сроки, «измеряемые неделями» (а не вечностью, как, надо понимать, было раньше). 

Верность принципу открытого интернета

В этом вопросе всё осталось на уровне яростной демагогии: «Обеспечение открытого, доступного интернета, в том числе и возможности свободной передачи информации через границы, является ключевым условием глобального роста и развития». Остаётся только добавить: «...и успешного сбора разведданных». Впрочем, это такая банальность, что на ней президенту можно было даже не останавливаться. Тем более в ситуации, когда самый главный аспект открытого интернета, только и способный обеспечить его действенность и выживание, президент Обама полностью проигнорировал. 

Речь вот о чём. Как выше сказано, была создана специальная Группа по обзору разведывательных и коммуникационных технологий (в неё вошли пять человек, назначенных президентом), которая в декабре 2013 года представила доклад на 400 страницах, содержащий выводы и рекомендации по тем самым разведывательным и коммуникационным технологиям. Ключевое место в этом докладе отводилось положению о категорической недопустимости войны АНБ со стойкой криптографией, и в частности попыток навязать бизнесу внедрение лазеек в программный код и «железо», которые компрометировали бы шифрование данных и обеспечивали американскому государству беспрепятственный доступ к ним (кульминацией стал скандал с RSA).

Единственной возможностью для США хоть как-то реабилитировать себя в глазах мировой общественности после всех случившихся разоблачений, согласно рекомендациям Группы по обзору, могли бы стать обязательства о недопущении в будущем подобных демаршей: «Правительство США должно предпринять дополнительные меры для продвижения идеи безопасности, 1) выразив безоговорочную поддержку, а не противодействие усилиям, направленным на создание стандартов шифрования, 2) ясно дав понять, что ни под каким предлогом оно не будет предпринимать попыток ослабить, извратить или разрушить защиту, предусмотренную в коммерческих доступных системах шифрования, 3) поддержав усилия, направленные на пропаганду широкого применения технологий криптозащиты для передачи данных и их хранения в облачных системах».

Президент Обама в своём выступлении никак не отреагировал на эти рекомендации Группы по обзору. В Докладной записке и Президентской директиве нет даже их упоминания. Понятно, почему: нельзя одной рукой внедрять Новый мировой порядок на планете и реализовывать репрессивный инструментарий «Закона о патриотизме», а другой — пропагандировать применение шифрования в интернете, которое обессмыслит саму идею сбора метаданных. Странно, что об этом не догадались члены Группы по обзору.

Из всего сказанного можно сделать единственный важный вывод, который, впрочем, я уже неоднократно озвучивал: Эдвард Сноуден — это планетарный герой, которому нужно ставить памятник при жизни! Единственный позитивный смысл документов, обнародованных президентом США 17 января, в том, что они полностью подтверждают разоблачения, сделанные Сноуденом, а заодно дают понять, что хозяин мира не собирается абсолютно ничего менять в созданном им status quo международных отношений в эпоху Нового мирового порядка. Разрушить этот status quo можно лишь прямым противодействием, чем, слава богу, уже и занялись ответственные и отважные политики (почему-то всё больше женщины :-) ).

Сcылка >>


Оцените статью