Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Как мы воевали с ФАС или программисты против бюрократов

Власть и общество

12.12.2016 01:23  

Сергей Овчаренко

234

Как мы воевали с ФАС или программисты против бюрократов

Небольшая предыстория:

В конце августа мы отправили первую жалобу. Прямо в Москву, в конверте, почтой. В 500 рублей обошлось нам это удовольствие. Но так получилось, что письмо пришло на день позже и мы не уложились в какой-то там срок. Узнали мы об этом из официального ответа, через пару недель. Но уже к тому времени выяснилось, что отправлять жалобы можно по электронной почте, а наполнить их юридической силой может ЭЦП. К концу Сентября у меня уже был готов ключ с подписью, настроена система мониторинга закупок ПО и самое главное – в команде появился юрист, который готовил шаблоны для жалоб. Я звонил заказчикам, и если получалось, общался с контрактной службой и IT-специалистами. А когда убеждался в том, что заказчику вполне могут подойти отечественные аналоги на замену тем программам, которые они собираются купить, уточнял возможность и желание изменить предмет закупки. Если я понимал, что менять в закупке они ничего не будут, я оправлял жалобу в ФАС. Тогда я наивно полагал, что ФАС будет нашим самым верным союзником. Ведь даже министр связи, лично, отчитываясь президенту, заявлял :


Теперь вместе с ФАС России будем ловить за руку тех госзаказчиков, кто все равно по старинке предпочитает закупать иностранное ПО, несмотря на то, что появились аналогичные российские решения

 Система мониторинга выдавала десяток закупок каждый день, нарушений в документации было невероятное множество, правовая база была сформирована, да и процесс в целом налажен. Первое решение по жалобе, после рассмотрения по существу, мы получили, в УФАС по Санкт-Петербургу. Жалоба на закупку Архангельского Суда  была признана полностью обоснованной. Мы верно двигались к победе разумного над повседневным и ничто не предвещало беды.

И так продолжалось до тех пор, пока нам не начали поступать ответы от УФАС из других регионов. Это было просто феерическое безумие. Ответы из серии “Заказчик не закупает ПО - Заказчик закупает обновление/продление/дополнение” еще можно было как-то списать на “компьютерную безграмотность”. Но вот ответы из серии “Да, нарушение есть. Да, закон нарушен. Но предписание выдавать не будем, потому что это все равно никак не повлияет на определение поставщика” в моем понимании уже никак не укладывались. И с этим нужно было срочно что-то делать, потому, что “сезон госзакупок” уже заканчивался, а ФАС, как выяснилось, почему-то не была готова к тому, чтобы “ловить нарушителей за руку”, а как показали последующие события, и не собиралась этого делать.

 На всякий случай, хочу читателям напомнить,  что речь идет про постановление правительства № 1236 и 188 ФЗ (которым вносятся правки в 44 ФЗ, который в свою очередь регулирует госзакупки). И в этих “трех соснах” заблудиться действительно сложно.

 Как развивались события:

 Дальнейшее общение с сотрудниками ФАС России окончательно сбивало меня с толку. С руководством мне пообщаться на эту тему вообще не удалось, а все заявления  рядовых сотрудников и пресс службы сводились примерно к одному – Не нравится решение УФАС – обжалуйте в ФАС России, не нравится решение ФАС России – обжалуйте в суде. И вообще, у нас тут закон, правила и порядки, а для всякого сброда типа вас, вон там выделена очередь, идите в нее и стойте, через 30 дней возможно вам что-нибудь ответят. Взывать к голосу разума в головах этих людей было бесполезно. Тем более, бесполезно было им что-то объяснять про “государственную безопасность” и несчастных разработчиков. Разумеется, такое положение вещей меня категорически не устраивало, причем, по нескольким причинам. Во-первых, было совершенно очевидно, что на мои предложения, например, создать методическое пособие для комиссий УФАС, никто, ничего внятного, через положенные 30 дней, не ответит. Тем более, что это пособие никто не согласует и не разошлет, даже при условии, что я сам его напишу. Во-вторых, даже при условии, что через месяц-два мне удастся обжаловать какое-то из решений, закупку отменять уже никто не будет. А это значит, что разработчики могут попрощаться со своими деньгами уже сразу после того как УФАС отказало в первой жалобе и поставщик был определен. И наконец, ребята, давайте будем честны. Не я эти очереди придумывал – не мне в них стоять. Особенно если речь идет об очереди в окошко, в котором мне придется доказывать, что я не верблюд, чиновникам, которые вот прям только что, очень так красиво сели в лужу.

 Поскольку основной проблемой в “человеческом” общении с ФАС были те самые, “законы, правила и порядки” к которым они апеллировали, я в первую очередь решил ознакомиться именно с ними. После пары часов поисков в Консультанте , я выделил для себя несколько интересных пунктов.

  • В соответствии с 44 ФЗ, ФАС должна в течении 3х дней зарегистрировать принятую жалобу в реестре жалоб Единой информационной системы для госзакупок.
  • В соответствии с одним из приказов самой ФАС, жалоба должна быть зарегистрирована в системе, по факту поступления, в не зависимости от того была она принята или нет.
  • Список формальных требований к оформлению жалобы, был короток, справедлив и понятен. Поэтому поводов отказать в принятии жалобы у ФАС почти не оставалось.
  • В соответствии с приказом ФАС, при рассмотрении принятой жалобы, комиссия должна проверить документацию к закупке, для выявления возможных нарушений, в том числе НЕ УКАЗАНЫХ в жалобе
  • Жалобы поступившие в ФАС России могут быть перенаправлены в УФАС по месту нарушения или же рассмотрены в ФАС России непосредственно. Решение остается за ФАС России.

Параллельно с этим, уже месяца полтора как, в моей голове варилась идея о создании автоматизированной системы, которая ищет типовые нарушения в закупках и отправляет жалобы в ФАС. Уже было примерно понятно, как это можно реализовать, но не было понятно зачем. Тем более что делать такие вещи “по уму”, довольно хлопотно, а погружаться в этот процесс полностью, было очень лениво и совсем не интересно.

Но пообщавшись с ФАС, я решил, именно таким образом, проверить на прочность их отношения с законом. Ведь одно дело ничего не делать и посылать всех подальше, потому что закон это позволяет. И совсем другое - выполнять свои прямые обязанности, когда тот же самый закон, от них этого требует.

 Меньше чем за неделю я написал пару скриптов и “на коленке” собрал нехитрую конструкцию, которая загружала все закупки из Единой информационной системы и для каждой из них генерировала жалобу в файле PDF, ставила на нее электронную подпись и отправляла по почте. Одна итерация занимала примерно 45 секунд. Текст жалобы был таким:

Жалоба

 Взвесив ситуацию, я решил не “маньячить” и добавил фильтр, в котором игнорировались закупки из Чечни, Крыма и Санкт-Петербурга, закупки для оборонки и детских учреждений, а так же закупки лекарств. Еще я выбирал только те закупки, в которых  начальная цена контракта превышала 1 миллион рублей. По моим подсчетам, “в лётную погоду”, этот монстр мог бы выдавать около 40 000 жалоб в месяц.

 2го ноября состоялся торжественный запуск и уже на третий день, после отправки ~2500 жалоб, я решил этот процесс притормозить, что бы понаблюдать за реакцией ФАС. Параллельно я отправил 2 письма от того же юр. лица, но с другого адреса. В первом был запрос на обжалование 10 решений УФАС. Во втором я просил главу ФАС дать разъяснения, по поводу сложившейся ситуации.

Запрос на обжалование

Запрос разъяснений

 Ответа на них я не получил до сих пор. Зато уже 7го числа пришел ответ на мои жалобы -

Ответ на первый пакет жалоб

И вот тогда, ситуация начала проясняться. Но для того что бы “зафиксировать” этот прецедент, я отправил еще 2500 жалоб, на этот раз с доводами, а также второй запрос на имя главы ФАС.

Жалоба с доводами

Запрос разъяснений 2

Но на эти жалобы они решили вообще не отвечать. Такой открытой наглости, я конечно не ожидал. Впрочем, с этого момента, больше от них ничего не требовалось. Вполне довольный собой, я несколько дней размышлял, о том, куда с этим всем лучше пойти, в суд или в прокуратуру. Но 15го числа, когда я уже немного успокоился, мне на глаза попалась закупка из Санкт-Петербурга, довольно большая, с грубейшим и даже немного глумливым нарушением “запрета на допуск иностранного ПО”. А самое главное – там закупался иностранный аналог именно моей системы, которую я добавлял в Реестр ! Я не мог пройти мимо. И тогда я решил отправить еще одну жалобу, хотя морально подготовился к тому, что она может оказаться последней. Отправил я её, разумеется, напрямую в Москву, в расчете на то, что нас там уже знают, и на то, что в этот раз они все-таки более внимательно почитают законы, ознакомятся с документацией и 2 раза подумают, прежде чем дать какой-то ответ.

И что вы думаете произошло?

Через неделю мне пришло уведомление о вызове на заседание в УФАС по Санкт-Петербургу и там, я лично, получил самый нелепый отказ из всех, что я получал до этого. Причем, в Питере это был первый отказ ! Все 5 жалоб, поданных ранее, даже в “спорных” случаях, признавались обоснованными. Мистика…

Итог:

Конечно, это всего лишь мои домыслы, но мне так видится, что вместе с той жалобой, руководство ФАС отправило в Петербург еще и некоторое “методическое пособие” по работе с жалобами, которые подает наша компания.  И все это означает, что бюрократические барьеры им мешают разве что выполнять свои  обязанности и позволяют по несколько месяцев оправдывать свое бездействие, но никак не мешают заниматься всем остальным. С другой стороны, получается, что для того, что бы принять то или иное решение, без оглядки на закон, комиссии УФАС достаточно письма из Москвы, которое можно написать за 10 минут и которое полностью меняет логику работы в учреждении.

Можно ли назвать это победой ? Вряд ли... Но зато теперь, совершенно спокойно можно заявить – В ноябре, ФАС просто проигнорировала, примерно треть поступивших жалоб на нарушения в госзакупках, а вся ущербность этой структуры, была доказана экспериментально.

 

P.S

Уж не знаю, связано это как-то или нет, но всего через неделю после отправки второй пачки жалоб (с доводами), глава ФАС официально заявил, что 95% госзакупок, по сути, являются имитацией торгов. На фоне нашей истории, это выглядело очень забавно.


Оцените статью