Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Рада кличет Майдан или «одобрено Януковичем»   3

Власть и общество

14.01.2017 16:00  

Дмитрий Родионов

229

Рада кличет Майдан или «одобрено Януковичем»

На Украине могут вернуть нормативные акты аналогичные так называемым «законам 16 января», которые привели к столкновениям на Майдане в 2014 году. Об этом в пятницу, 13 января, сообщило украинское издание «Вести» в статье под названием «Одобрено Януковичем». Как при Порошенко в Украину вернули «законы 16 января».

В частности, по информации издания, в Верховной Раде зарегистрированы или рассматриваются законопроекты об упрощенной процедуре привлечения депутатов к уголовной ответственности, норме в УК о клевете, блокировании доступа к сайтам, ограничении на проведение митингов.

«За три года с момента принятия „диктаторских законов“ Януковича власть восстановила аналогичные нормы или предложила новые, а в ряде случаев усилила действие предыдущих», — утверждают «Вести». Эксперты связывают это с укреплением власти Петром Порошенко и общей радикализацией общества.

«Законы 16 января» («Законы о диктатуре») — неофициальное наименование, которое было дано представителями оппозиции пакету законов, принятых Верховной Радой Украины 16 января 2014 года и подписанных президентом Украины Виктором Януковичем на следующий день. Они упрощали уголовное преследование депутатов, регламентировали проведение митингов, вводили еще ряд ограничений. Законы были проголосованы простым поднятием рук, без обсуждения и реального подсчёта голосов. Всего было принято 11 законов и одно постановление.

Принятие этих законов привело к острому силовому противостоянию митингующих и правоохранителей, а протесты вышли за пределы Киева и охватили почти всю территорию Украины. В ходе столкновений были арестованы и ранены сотни людей, появились первые жертвы. В результате в том же месяце украинские парламент отменил эти нормативные акты.

По мнению киевского публициста Дмитрия Скворцова, информации «Весте» о готовящемся ужесточении режима вполне можно доверять.

— Хотя бы потому, что почти все «драконовские законы», отменённые ещё при Януковиче, нынешняя «истинно народная» власть тихой сапой вернула ещё к 2015 году. Потому что уже в 2015 году почувствовала себя в опасности. Обезопасить себя от народного гнева — и есть цель воскрешения этих законов.

— В прошлый раз принятие подобных законов спровоцировало столкновение на Майдане. Что будет в этот раз?

— Столкновения будут и в этот раз. Каковыми они и были на протяжении последних двух лет. А вот на Майдане было не «столкновение», а массовые убийства правоохранителей и «сакральных жертв». Такое возможно только при условии гарантии безнаказанности убийц и тех, кто их содержал. В 2014 г. такие гарантии давало т.н. «мировое сообщество» в лице Вашингтона и Брюсселя. Сегодня Западу Майдан не нужен. Следовательно, его не будет.

— Кстати, как к этому отнесутся на Западе? Как известно, во многих странах Запада давно действуют подобные нормы, при этом Януковича они критиковали за попытку ввести «диктатуру»…

— Вот именно, поэтому теперь на Западе к «драконовским законам» отнесутся, как к вполне цивилизованным.

— Как оппозиция сможет воспользоваться ситуацией? И кто именно из оппозиции?

— Разумеется, Тимошенко и «Свобода» используют это для обвинений Порошенко в возрождении политики Януковича (и тоже будут во многом правы). Ляшко, «Народный фронт», «Оппоблок», «Самопомощь» также постараются заработать на критике «Блока Порошенко» максимальное количество электоральных баллов, но, в конце концов, проголосуют за оставшиеся законы в «существенно доработанном виде».

— Тогда, в январе 2014-го майданщики называли эти законы нелегитимными. Тем не менее, отстранение президента, принятое той же Радой, они сочли законным. Если сегодня принятие новых «диктаторских» законов сочтут законным, то где вообще границы легитимности на Украине?

— Искать какую-то логику здесь — неблагодарное дело. На Украине легитимно то, что признанно таковым Западом. Именно поэтому — в условиях возможной утраты Вашингтоном и другими столицами интереса к Украине в 2017 году, хаос здесь возможен уже в наступившем году. И тогда никакие «драконовские законы» не помогут. Потому что закона не будет вообще.

— Я в корне не согласен, что какие-то «законы 16 января» привели к «столкновениям на Майдане», — говорит одесский журналист Валентин Филиппов.

— Да, они были одним из поводов, которые регулярно возникали по пятницам. Не они, так другие. Поэтому, особого значения придавать им не следует. Что касается введения аналогичных законов сейчас, то это тоже не имеет значения. На Украине действуют не законы, а политическая и националистическая целесообразность. И даже не целесообразность, а скорее каприз. Нацистский каприз. Кого захотят — посадят.

— А чего тогда, по-вашему, власть пытается добиться этим?

— Власть свободно расправляется с теми, кого успела демонизировать. Но чтоб расправляться со «своими», нужно какое-то подобие закона. То есть, условного «сепара» можно посадить без закона, наехать на СМИ за «Голубой огонёк» можно и без закона. Но нужен же аргумент для наезда на «1+1», к примеру. «Патриотов» тоже надо сажать, иначе другие «патриоты» не смогут победить в войне за деньги. Не всех получается объявить «агентами Путина».

— Среди высшего политического руководства Украины действительно обсуждается введение в действие законодательных норм, которые поставят вне закона некоторые формы протестной активности, если можно так выразиться, — считает координатор Одесской городской организации запрещённого в Украине Объединения «Боротьба», бывший военнослужащий ВСН Игорь Воронов.

— Но по сути принятие подобных законов — это лишь легализация реального положения дел. Ведь сегодня на Украине не соблюдаются права человека на мирный протест, на профсоюзную деятельность, да и вообще любую социальную активность. Организаторов акций протеста похищают, избивают, запугивают. Просто сейчас власть стоит перед этапом, когда на Украине протесты будут становиться массовыми и для того чтобы бороться с оппозицией легально — готовит себе законодательную базу.

— В прошлый раз принятие подобных законов спровоцировало столкновение на Майдане. Что будет в этот раз?

 — Власть понимает, что Украина находится на грани пропасти: неправильная экономическая политика, направленная на распродажу остатков госсобственности и разрыв экономических отношений с Россией привела к сильнейшему кризису внешней торговли, кризису инфраструктуры, валютному и банковскому кризису, бюджетному и финансовому кризису. На Украине стремительно растёт безработица, увеличивается эмиграция за границу экономически активного населения.
Такое положение дел обязательно приведёт к увеличению протестной активности масс и вызовет новое противостояние власти и общества. Поэтому для того чтобы иметь возможность поставить лидеров протеста и активистов вне закона — власть планирует подготовить соответствующую законодательную базу.

Мы можем наблюдать, как принятие подобных законодательных инициатив было воспринято оппозицией в 2014 году. Тогда оппозиция была очень хорошо организованной, и представляла собой реальную силу. Сегодня же оппозиция — это в основном те, кто не вписался в правящую элиту, но при этом не создал никакой серьёзной оппозиционной структуры. Ведь ни одна украинская партия, действующая в легальном политическом поле и считающая себя оппозиционной, по сути, оппозицией не является.

— На Западе подобные нормы давно действуют, почему на Украине это всегда вызывает волну недовольства?

 — На мой взгляд главной причиной является как раз экономическая отсталость: ведь и на Западе есть недовольные системой, но из-за того что там простые граждане социально защищены лучше, чем среднестатистический украинец — там протестные настроения в разы меньше.

—Столкновения на Майдане были бы в любом случае, вне зависимости от принятия или не принятия этих законов, ­— убежден директор Восточно-украинского центра стратегических инициатив Роман Травин.

— Ставка со стороны оппозиции на жесткий конфронтационный сценарий уже была сделана, и он был бы реализован в любом случае, даже если бы повод для них был другим. В этот раз чего-то подобного ждать вряд ли стоит, потому что на фоне всего произошедшего в стране с 2014 года, эти законы не произведут ни на кого никакого особого впечатления. Кроме того, сейчас медийную сферу власть контролирует куда более плотно, чем это могли делать Янукович и его окружение, и соответственно, информационное сопровождение будет совершенно иным. Необходимость подобных законов будет донесена до широчайшей аудитории и относительно спокойно воспринята ей.

— Чего власть хочет добиться принятием подобных законов? Против кого они направлены?

— С текстами нынешних законопроектов я не знаком и пока могу судить по публикациям о них в прессе. Однако, если они, действительно, подобны законам от 16 января 2014 года, то чего-то особо экстраординарного и «диктаторского» в них нет. Подобные нормы есть и в законодательстве ряда стран Запада и стран Евразийского экономического союза. И в целом, многие из них можно было бы только приветствовать. Другое дело, что мы тут в очередной раз сталкиваемся с применением двойных стандартов, когда нынешнее руководство Украины делает прямо противоположное тем заявлениям, с которыми они выступали, будучи в оппозиции. Ну а направлены такие законопроекты, очевидно, на укрепление власти Порошенко и в отдельных случаях могут помочь ему в борьбе с противниками.

— Проголосует ли такие законы нынешний состав Рады? Ведь власть не имеет в ней такой поддержки, как имел Янукович…

— Да, наверное, это будет сложнее сделать. Но мы видели массу интересных голосований, которые были продавлены, когда это было действительно нужно Порошенко. Так что — почему нет?

 


Оцените статью