Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Неосвоенные миллиарды   7

Власть и общество

11.04.2017 09:00

Общественный контроль

402

Неосвоенные миллиарды

Общественный совет при Минстрое намерен в корне «перелопатить» правила игры на рынке капремонта жилых домов. Изменения грозят обернуться взрывом социального недовольства: взносы населения, и так находящиеся в основном в общем котле региональных операторов в банках, хотят отдать под контроль федеральному казначейству, которое в отличие от банковских структур проценты на суммы не начисляет. А инфляция за годы ожидания «съест» накопленные средства

Об инициативе перевести средства на счетах региональных операторов капремонта под контроль федерального казначейства рассказал председатель общественного совета при Минстрое Сергей Степашин. Как сообщают федеральные СМИ, предложение уже поддержали вице-премьер Игорь Шувалов и глава Минстроя Михаил Мень. А это значит, что новшество имеет все шансы быть воплощенным в жизнь.

Неосвоенные миллиарды

Свою инициативу господин Степашин мотивировал тем, что региональные операторы просто не успевают расходовать вовремя деньги граждан, то есть, не справляются с поставленными перед ними задачами. Так, как утверждает Сергей Степашин, с начала введения сбора взносов с населения неизрасходованными остались …133 млрд рублей. Эта сумма сопоставима с тем, что по данным Ассоциации региональных операторов капремонта, удалось собрать с населения в 2016 году - 142 млрд. Кстати, в том же прошлом году неосвоенными опять остались колоссальные суммы - 35 млрд рублей.

 «Куда пойдут, народ спрашивает... Решением, которое мне представляется для этой проблемы, может стать перевод региональных операторов на казначейское обслуживание, а также установление обязанности для регионального оператора расходовать весь объем средств, собранный для выполнения работ по капремонту», - сообщил господин Степашин, намекнув, что казначейство совсем не против новых функций.

По словам экспертов, за хитроумными формулировками чиновников, до которых простым гражданам в большинстве случаев нет дела, кроются революционные изменения, вряд ли, пойдут на пользу населению.

Как поясняет генеральный директор петербургского НП «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Денис Шабуров, на первый взгляд, новшество и вправду обещает обернуться повышением финансовой прозрачности системы капремонта и улучшением платежной дисциплины. Однако в итоге инициатива может наткнуться на такие «подводные камни», что принесет только вред.

«Очевидно, что в этой ситуации будут ущемлены права и законные интересы собственников. Когда собранные с населения деньги операторы хранят на счетах в банке, там «капает» хороший процент.  В случае, если суммы передадут в казначейство, никакого процента, естественно, не будет. А ждать капремонта иногда приходится много лет. Вполне возможна и такая ситуация, когда сейчас деньги находятся в общем котле, а затем собственники решат перевести средства на индивидуальный счет. Сейчас мы по законодательству обязаны отдать и средства, и проценты. А если все будет передано казначейству, то что тогда возвращать с учетом инфляции? На это никаких ответов пока не дается. Однозначно, если инициатива будет воплощена в жизнь, мы получим лишь взрыв социального недовольства», - уверен Денис Шабуров.

Впрочем, к скандалам в системе капремонта - уже давно не привыкать.

Скандальный закон

Вводящий новую систему оплаты капремонта из кошелька граждан федеральный закон был подписан президентом РФ в декабре 2012 года. Документ вызвал колоссальный резонанс у граждан. Необходимость перехода на новую систему тогда объясняли резким увеличением объемов ветхого и аварийного жилья в РФ. Если в 1990 году его доля составляла 1,3% от общего жилого фонда (32,2 млн «квадратов), то к 2010 году она перешагнула планку в 3% (более 100 млн кв. м). Такая ситуация сложилась из-за того, что федеральный центр предложил субъектам РФ самостоятельно финансировать капремонт. Напомним также, что в рамках закона было зафиксировано два способа варианта накопления средств: непосредственно в региональный фонд капремонта («общий котел») или на специальный счет МКД. Но процедура была зафиксирована в документе таким образом, что вторую схему на практике очень трудно воплотить в жизнь.
Платежи появились в регионах в 2013-2015 годах. Последними из всех регионов платежи для населения ввели власти Москвы. Это случилось только в 2015 году.

За три года действия новой системы уже давно стало понятно, что механизм начисления платежей, отданный на откуп регионов, непрозрачен, накопленные средства слабо защищены, а, расходуя многомиллиардные суммы, государство по сути никаких обязательств вообще на себя не берет. Так, даже направление средств в общую копилку фонда не гарантирует того, что дом обязательно починят: собственник может не дождаться ремонта из-за собственной смерти или продать квартиру. В последнем варианте на капитальный ремонт жилплощади придется копить заново. Так как перевести собранную сумму на новое жилье по законодательству нельзя.

Осенью 2014 года закон о капремонте вновь оказался в центре скандала. Группа депутатов Госдумы направила иск в суд об оспаривании документа. Они сочли, что законопроект был изначально подготовлен с системообразующими дефектами и указали некоторые из них: отсутствие единых фиксированных расценок на работы, выставление платы за еще непредставленную населению услугу, отсутствие механизмов страхование фондов и их банков от банкротств и т.д.

При этом Генеральная прокуратура РФ официально поддержала парламентариев, однако затем свое мнение отозвала. В итоге КС РФ признал платежи в «общий котел» законными.  Но судьи отметили, что очередность проведения ремонта должна быть сформирована на основе объективного состояния домов, и жильцы могут оспорить решение чиновников в судебном порядке.

Вопрос Михаилу Хазину

Михаил Леонидович, по инициативе Минстроя, взносы населения в капитальный ремонт домов, которые сегодня хранятся в региональных банках и на них капают хоть какие-то проценты, должны быть переведены под контроль федерального казначейства, где никаких компенсирующих инфляцию начислений не предусмотрено. На сегодняшний день речь идет более чем о 133 млрд  «неосвоенных» рублей. Данное предложение уже поддержали Игорь Шувалов и глава Минстроя Михаил Мень. В чем здесь рациональность? Что стоит за подобной инициативой? И почему, на ваш взгляд, и без того столь непрозрачно собираемые средства действительно не расходуются регионами по назначению?

 

 

 

 


Оцените статью