Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Российские семьи лишили «программного» жилья   9

Власть и общество

25.04.2017 11:00  

Общественный контроль

507

Российские семьи лишили «программного» жилья

Федеральные и региональные власти провалили госпрограмму «Жилье для российской семьи»: вопреки майским указам президента, россияне недосчитались 25 млн кв. м. доступного и комфортного жилья. Уже на первом году программы рынок подавал сигналы о том, что программа – это «гигант на соломенных ногах», что ее подкосят правовые пробелы и отсутствие реального финансирования. Так и случилось.

Сама программа «Жилье для российской семьи» (ЖРС) была, по сути, ответом на государственный запрос: все понимают, что есть «святые скрижали» майских указов президента, их нужно выполнять и раз в квартал – отчитываться. Основным документом реализации «майских» заветов стала госпрограмма «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Феде­ра­ции», рассчитанная до 2020 года, с объемом финансирования почти 578 млрд рублей. В нее вошла и ЖРС. Минстрой РФ запустил ее летом 2014 года, намереваясь к 2017 году построить в регио­нах около 25 млн кв. м жилья эконом-класса.

Программа предполагает, что цена жилья должна быть не более 80% от средней рыночной цены по региону, но не должна превышать 35 тыс. рублей за «квадрат». При этом АИЖК предусмотрело механизм выкупа инженерных сетей, построенных в рамках проектов - цена выкупа таких объектов не должна превышать 4 тыс. рублей за «квадрат». Итоговая стоимость 1 кв. м в ЖРС составляет, таким образом, 39 тыс. рублей. 

От плана ведомство отклонилось уже на старте – Минстрою удалось подписать соглашения с регионами только 19 млн кв. м. жилья, а в первый, 2015-й, год регионы должны были передать льготникам, перечни которых формировали субъекты, около 5 млн кв. м. жилья эконом-класса. Однако первый год программы закончился фиаско – вместо пяти миллионов, субъектам удалось построить только 240 тыс. кв. м. жилья, вместо 92 тыс. семей, новые квартиры получило несколько тысяч.

Уже тогда эксперты начали давать осторожные прогнозы о том, что в срок реализовать эти мероприятия невозможно. Почувствовав неладное, госпрограмму начали лихорадочно реанимировать – сначала власти под давлением строителей увеличили максимальную цену квадрата в строящемся по программе жилье с 30 до 35 тыс. рублей , опять-таки, для наращивания спроса. Аппарат премьера Дмитрия Медведева также пытался насильно вовлечь в программу регионы, отказавшиеся от участия и ввел ответственность чиновников за недостижение показателей. Программе пообещали ежегодные лимиты финансирования в 20 млрд рублей. «Россетям» власти обещали выдавать долгосрочные займы для подключения к электросетям «программных» жилых домов, а застройщиков – освободить от арендной платы за федеральную землю. Ну и в финале этой агонии, уже в 2016 году, Минстрой заявил о готовности сократить минимальную планку жилья и продлить программу до 2020 года.

Еще в начале 2016 года Минстрой верил в свои силы: на РИСФ-2016 глава АИЖК Александр Плутник заявил, что программа худа-бедно идет, в 2016 году власти надеются получить 3,3 млн кв. м. жилья и выделить деньги. Понятных источников средств тогда не было, но АИЖК пообещал, цитируем, «кое-какие деньги» найти.

Тем любопытнее было услышать спустя год публичное заявление все того же господина Плутника: «Программа «Жилье для российской семьи» провалилась, поскольку, была «лишена всяческого финансирования. Заметьте, это говорит глава АИЖК, который и отвечал за госсубсидии на инженерную подготовку.

Окончательно похоронила программу Счетная палата РФ, приводя нерадостную статистику: за три года по программе построено 800 тыс. кв. м. жилья (3,3% от плана), а улучшить свои жилищные условия смогли всего 26,3 тысячи семей - 5,7% от запланированного числа.

Анатомия провала

Любопытно, что объясняют крах госпрограммы все стороны процесса по-разному. Например, аудиторы Счетной палаты говорят в отчете, что Минстрой и АИЖК не смогли подобрать площадки под строительство - все участки не соответствовали заявленным требованиям. Кроме того, при строительстве домов правительство не выкупало инженерные сети и не решало вопросы по обеспечению жилья школами, детсадами и другими объектами социальной инфраструктуры. На эти цели планировалось направить в 2016 году 20 млрд рублей, однако в итоге деньги освоены не были.

В Минстрое говорят, что они, мол, сразу поняли бесперспективность программы и направили эти средства на субсидии в рамках ипотеки с господдержкой.

А застройщики…перечисление претензий реальных участников программы могло бы занять еще одну статью. Вот лишь тезисно: слишком низкая цена квадратного метра, в большинстве регионов 39 тыс – это на 15-20% ниже рыночной, даже если и продавать по этой цене – гарантированный спрос, то есть списки льготников, так и не был сформирован региональными властями в полном объеме – 300-500 очередников от региона не особенно радовали строителей. Программа была составлена жестко, топорно, безотносительно реальной экономической и демографической ситуации на местах. Требование к проектам по программе – ввод не менее 10 тыс. кв. м. Для многих региональных застройщиков - это слишком большие объемы.

Ну и наконец главная проблема – инфраструктура. Известно, что жилье власти не принимают без сетей, дорог и «социалки». Но расходы на эту инфраструктуру по программе местные бюджеты не планировали и все ложилось на плечи застройщиков. Не сработал и заявленный выкуп сетей по линии АИЖК - механизм выкупа инженерной инфраструктуры оказался непонятен ни застройщикам, ни «сетевикам».

Нестройный округ

Все вышеперечисленные проблемы проявились в Северо-Западном федеральном округе, который сначала браво заявил в программу 1,3 млн кв. м. жилья, построив, на деле, менее 100 тыс. кв. м.

Ленинградская область, где, учитывая близость к Северной столице, 35 тысяч за «квадрат» - явно мало, не особо рвалась в программу и вошла в нее одной из последних. Муниципалы составили список всего в 200 человек, для которых ООО «Арго-Инвест» к 2018 году построит 10 тыс. кв. м. в Кировске. Еще столько же к 2020 году построит ОблАИЖК. В перспективе такие же проекты запустят в Щеглово, Гатчине и Тосно.

Поздно вступила в программу и Республика Коми – в конце апреля 2016 года. Учитывая среднюю стоимость «квадрата» в 61 тыс. рублей, застройщиков и площадки искали очень долго. О готовности заявили два проекта: жилищный микрорайон Пичипашня в селе Выльгорт Сыктывдинского района и строительство нового микрорайона "Югыд чой" под Сыктывкаром. Но за прошедший год там ни одного дома не построено.

Псков заявил в программу проект «Борисов ручей-1» на 10 тыс. кв. м. Но до сих пор там не было построено ни одного квадратного метра жилья и понятно не продано ни одной квартиры. Та же ситуация и со вторым проектом - жилой застройкой в «Соколицах». На вопрос "почему" журналиста послали в Москву - туда, где придумали эту программу. Единственный успешный проект – застройщика ОАО «Псковжилстрой» (подконтролен правительству области – прим. Ред). В ЖК «Балтийский каскад» в Борисовичах за два года удалось продать всего 5 квартир.

В Карелии, наоборот, был ажиотаж - ООО «Консоль-С» должна была до 1 июля 2016 года ввести в эксплуатацию 12 тысяч кв. м. К лету 2016 года выяснилось, что в программу подано 285 заявок – таким образом, число участников превысило ожидаемое. В Калининграде в рамках проекта были обозначены 6 строительных площадок. Из них две в самом Калининграде и еще 4 в Гурьевском районе. Изначально планировалось введение 50 тысяч квадратных метров. Однако затем начался регресс – почти все застройщики-участники программы начали под протокол заявлять о снижении объемов строительства, а ООО «КПД Монтаж» вообще вышла из проекта.

Лишилась участников и Новгородская область. Одним из крупнейших застройщиков было ООО «СУ-5», которое планировало построить жилье на землях Фонда РЖС. Однако позже компания обнаружила, что земли Фонда попросту не подходят для застройки и экстренно вышла из программы.

В Поморье Минстроем была одобрена заявка от Архангельска на строительство 27 тысяч кв. метров жилья. Первый аукцион в рамках программы «Жилье для российской семьи» в конце 2015 года выиграло ООО «Строительно-реставрационное Управление», зарегистрированное в Москве. Был заключен договор на выполнение инженерных изысканий на площадках строительства, на этом этапе стройка и была заморожена.

Михаил Немировский

Вопрос Михаилу Хазину

Еще в 2012 году в «майских» указах президента была постулирована необходимость обеспечения граждан доступным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг. С тех пор эту задачу пытаются «вписать» в каждую вторую госпрограмму, последней попыткой стала программа «Жилье для российской семьи». Почему правильная по идеологическому посылу программа так и не заработала? Где искать причины её непроработанности? Законодательстве? Недосмотре чиновников? Многие эксперты, игроки рынка да и сами чиновники признавались, что видят трудности в реализации программы почти с самого старта, но ни единой корректировки в документ так и не было внесено. Почему Минстрой так оторван от позиции регионов и экспертного сообщества? И что, на ваш взгляд, придет на смену этой программе?


Оцените статью