Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Новая избирательная система для постлиберализма   25

Власть и общество

27.10.2017 11:42  4.2 (5)

Андрей Шумаков

1023

Новая избирательная система для постлиберализма

Либерализм или неолиберализм стал господствующей мировой идеологией

К его фундаментальным постулатам можно отнести:
1. Универсальные права человека и необходимость участия масс в политическом процессе.
2. Примат индивидуального выбора.
3. Безальтернативность свободного рынка и ограниченное государственное регулирование экономической и социальной сфер.
4. Равенство возможностей и толерантность.

В политике постулаты либерализма реализуются с той или иной степенью последовательности через демократизацию процедур принятия политических решений и «неотъемлемое» универсальное всеобщее избирательное право.

В связи с доминированием в мире идей либерализма активно обсуждается тезис о «конце истории», с одной стороны, а с другой стороны зреет понимание, что именно претензии либерализма на универсальность и всеобщность являются главной причиной и их отторжения и в недалеком будущем отмирания.

Понимая это, и исходя из того, что никакие системные и общепризнанные решения в сфере общественной жизни не имеют права на их признание в качестве наилучших, предлагается рассмотреть возможность и целесообразность серьезной модификации способа реализации всеобщего избирательного права.

Избирательная система, основанная на всеобщем избирательном праве, имеет, как известно, ряд недостатков

Основной из них заключается в том, что большинство избирателей (считается, что не менее 90%), которые все же участвуют в выборах, избирают неизвестно кого, ориентируясь на случайную и неполную информацию, получаемую, как правило, из СМИ. При этом половина или более избирателей в выборах вообще не участвует. Другим недостатком является компанейский характер выборов.

Фактически сейчас демократия во многих случаях (в том числе и в нашей стране) сводится к делегированной демократии, при которой властные полномочия от «народа» передаются Президенту и членам парламента (Государственной Думы). И далее они, до очередной избирательной кампании, пользуются этими полномочиями в значительной степени бесконтрольно.

Можно предположить, что если не идеалом, то, по крайней мере, более хорошим вариантом устройства власти в обществе, может стать меритократия (власть знающих). Однако и тут есть проблемы: не существует пока работающих механизмов по реализации такого типа власти и эта власть (как и любая иная) тоже не застрахована от вырождения.

Базовые принципы новой избирательной системы

1. Каждый гражданин страны должен иметь возможность стать избирателем, но общее число избирателей для повышения эффективности избирательной системы должно быть ограничено. Поясню. Право стать избирателем надо чем то заслужить.

2. Избирателями должны становиться наиболее знающие, наиболее компетентные в любой профессиональной области и пользующиеся уважением окружающих люди. При этом идеалом, к которому следует стремиться, должно быть, чтобы избирателями являлись только самостоятельные личности, которым по большому счету от государства в бытовых вопросах ничего не надо.

Таким образом, некоторой промежуточной целью является формирование состава «новых избирателей», количество которых должно составлять (цифра конечно оценочная) около 1% от лиц, имеющих сейчас избирательное право.

Надо сразу при этом оказаться от идей имущественного ценза и разного представительства разных сословий – это будет не только очевидный регресс, но это еще и будет невозможно обосновать перед гражданами и следовательно не удастся внедрить несиловыми методами.

Перед тем как описать критерии и способы отбора «новых избирателей» целесообразно поговорить об их функциях, которые собственно и должны задавать и определять способы выбора этих «новых избирателей».

Функции «новых избирателей

1. Выборы всех депутатов всех уровней, выборы президента, мэров и губернаторов.
2. Право отзыва любого избранного лица. Для Президента – естественно особая усложненная процедура импичмента.
3. Право выражения вотума недоверия любому государственному служащему, от рядового полицейского, до судей, прокуроров и премьер министров. При этом однократный вотум недоверия еще не вызывает автоматической отставки, но повторный в течение года – влечет автоматическую отставку.
4. Право, собрав, определенное число голосов других избирателей, требовать ответа на любой вопрос (в закрытой социальной сети «новых избирателей») от любого должностного лица.
5. Право, опять же набрав определенное число голосов, выступить с любой инициативой, которая не подлежит прямому действию, но при очередных выборах любой депутат или иное избираемое лицо будет обязано либо отчитаться об исполнении одобренных ранее избирателями инициатив, либо аргументировано объяснить: почему он их не выполнял. Ну а избиратели будут решать – достоин ли соискатель выборной должности дальше быть на своем посту на очередной срок.

С такими полномочиями и при надлежащей процедуре отбора «новых избирателей» мы получим не только систему думающих активных и ответственных избирателей, одновременно эта система, существующая постоянно, а не только в дни выборов, даст все возможности для внесистемного постоянного контроля над всеми ветвями власти.

Собственно сами властные полномочия будут у лиц, принимающих законы (депутатов) и у должностных лиц государственных органов.

Контроль, таким образом, будет отделен от исполнительной и законодательной власти.

И у власти и в каком-то смысле над властью появится структура, недовольства которой всем депутатам и чиновникам реально надо будет опасаться.

Можно ли не городить огород и просто возложить функции «новых избирателей» на нынешних депутатов местных советов, тем более что количество последних у нас в стране как раз примерно такое же сколько целесообразно иметь «новых избирателей»? Думается что нельзя.

Уже из перечня функций новых избирателей становится понятно, что нынешние местные депутаты – это не всегда те люди, которых хотелось бы видеть в составе «новых избирателей». Сейчас те, кто согласился и захотел быть местным депутатом, изначально нацелены только на работу на местном уровне. И напротив, многие их тех, кто мог бы достойно представлять доверивших ему людей в новой избирательной системе, в состав местных депутатов никогда и не пытался попасть.

Критерии и способы отбора «новых избирателей» из граждан
(вот тут возможны и какие то иные критерии отбора разумеется)

На первом этапе отбора избирателей целесообразно ввести только три в принципе преодолимых для каждого гражданина ценза:

- Возрастной, скажем от 21 года.
- Быть налогоплательщиком своей страны последние несколько лет (скажем два года).
- Наличие рекомендаций (не менее 20, здесь и далее все цифры условны и приводятся только для иллюстрации) от других граждан, тех, кто их хорошо знает и уверен, что они будут достойно и грамотно осуществлять свои функции. Собирать массовые подписи среди тех, кто все равно ничего про кандидата не знает, никакого смысла нет.

Можно (опять же исключительно для иллюстрации того в каких направлениях надо дорабатывать базовые принципы отбора) указать на такие дополнительные условия:

- Возрастной ценз не действует, если гражданин в установленном порядке прошел эмансипацию (например, вступил в брак и имеет ребенка).
- К налогоплательщикам приравниваются пенсионеры по старости, в прошлом по определению бывшие налогоплательщиками. Тут правда могут быть и иные подходы: пенсионеры (если они не продолжают работатать), как люди находящиеся на иждивении общества, не должны быть избирателями.
- Начиная с определенного уровня, чиновники и государственные служащие не могут быть «Новыми избирателями». Но они конечно должны обладать пассивным избирательным правом – т.е. правом быть избранными.

Второй этап отбора избирателей должен (может) быть основан на оценке профессиональных и личностных качеств потенциального избирателя. Оценке, производимой как по формальным параметрам, так и по субъективным оценкам окружающих.

Исключительно для удобства дальнейшего изложения воспользуемся модным термином лайки.

Формальное приобретения лайков возможно по следующим основаниям (конкретные цифры опять же условны и приведены только для примера):

- Наличие высшего образования – 10 лайков за каждое.
- Служба в армии не менее 2х лет – 10 лайков независимо от срока службы.
- Для женщин, наличие детей – 5 лайков за каждого ребенка, но не более 20 лайков.
- Наличие государственных наград (требует уточнения каких) – 5 лайков за каждую, но не более 20 лайков.
- Определенное количество лайков, но в сумме не более 20, за большую сумму личных налогов, уплаченных в предыдущие два года.

Последний этап отбора «новых избирателей» – проводится рейтинговое голосование возможно с частичным использованием имеющихся избирательных технологий.

На старте системы это технически и идейно самый сложный момент.
Ясно только, что голосование и отбор, проводимые только по территориальному признаку, равно как и голосование по партийным спискам, не смогут в полной мере обеспечить привлечение и отбор действительно знающих и ответственных граждан.

Детали реализации здесь конечно крайне важны, но к ним можно и нужно вернуться и позднее, когда и если будут утверждены базовые принципы.

Отбор «новых избирателей» производится по минимальному общему количеству набранных лайков.

При этом уровень «отсечки» выбирается так, чтобы количество «новых избирателей» составило определенную заранее заданную величину. Например, 1 «новый избиратель» от 100 граждан, имеющих сейчас право голоса.

Любой «новый избиратель», набравший необходимый минимум лайков, должен впоследствии иметь ровно один голос.

Их состав должен регулярно обновляться. Например, раз в два года.

Итак «новые избиратели» появились

Власть обязана будет создать для новых избирателей технические условия для работы (естественно без выплаты им каких-либо вознаграждений). Это могут быть следующие условия:
- закрытая защищенная одноранговая социальная сеть только для избирателей со средствами защиты и удобного удаленного доступа.

- Система электронного голосования на неизменяемых структурах данных, например, блокчейне. Чтобы никаких сомнений в достоверности их голосования не было в принципе.


Такой вот лежал у меня уже несколько месяцев набросок статьи, которую решил опубликовать в развитие идей, высказанных в статье Станислава Безгина:

"О власти, чужой власти, народовластии и всеобщем избирательном праве" (живую ссылку вставить не смог так как - "на сайте ведутся работы"

 


Оцените статью