Я убит подо Ржевом   28

Власть и общество

27.11.2017 14:25  8.7 (60)  

Светлана Апполонова

5967

Я убит подо Ржевом

Я убит подо Ржевом,

Тот - еще под Москвой...

Где-то, воины, где вы,

Кто остался живой?!

В городах миллионных,

В селах, дома - в семье?

В боевых гарнизонах

На не нашей земле?

Ах, своя ли, чужая,

Вся в цветах иль в снегу...

Я вам жить завещаю –

Что я больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Горевать - горделиво,

Не клонясь головой.

Ликовать - не хвастливо

В час победы самой.

И беречь ее свято,

Братья, - счастье свое, -

В память воина-брата,

Что погиб за нее.

1945-1946

Из стихотворения Александра Твардовского.

 

Хмурым утром 5 ноября я стояла у братских могил на мемориальном кладбище Ржева. За последние годы благодаря историческим сообществам и поисковым отрядам, проводящим раскопки, опознающим останки солдат здесь с каждым годом появляются все новые и новые захоронения, а редкие счастливчики обретают имена.

Здесь на этой земле в 1942-1943 гг. происходила одна из самых страшных и кровопролитных битв в истории войн всего человечества. В этом году мы отмечаем 75-летие битвы подо Ржевом.

Стою и думаю: - Что это были за люди? Они что были особенными? Вроде нет, такие же простые люди, большинство из деревень, многие впервые военную форму надели и взяли винтовки, зачастую толком не научившись с ними обращаться.

Интересно, каким должно быть государство, власть, что они за нее добровольно и массово уходили на фронт? За какие идеалы погибали? Почему они делали именно этот выбор? Вот перед кладбищем возведен огромный памятник казахстанцам, павшим на этой земле. 

Здесь в жесточайшей и кровопролитнейшей во всей истории человечества битве подо Ржевом стояли насмерть люди, никогда ранее и не бывавшие тут, не видевшие престольную, за которую шли сражения. Кто-то всю жизнь провел в бескрайних степях, кто-то охотился в тайге, пас скот в горах, растил хлеб, и все это за тысячи километров от Москвы. Многие и в городах то никогда не бывали, не то что в столице. Что же заставляло так упорно и неистово отстаивать столицу? Ответ мне дал Бауыржан Момышулы в своих размышлениях. В дни битвы под Москвой он - старший лейтенант и командир стрелкового батальона в составе 316 стрелковой дивизии Панфилова, именно с его слов Александр Бек писал повесть «Волоколамское шоссе».

«Для чего я живу? Ради чего воюю? Ради чего готов умереть, на этой размытой дождями земле Подмосковья? Сын далеких-далеких степей, сын Казахстана, азиат — ради чего я дерусь здесь за Москву защищаю эту землю, где никогда не ступала нога моего отца, моего деда и прадеда? Дерусь со страстью, какой ранее не знавал, какую ни одна возлюбленная не могла бы во мне возбудить. Откуда она, эта страсть?

Казахи говорят: «Человек счастлив там, где ему верят, где его любят».

Вспоминаю еще одну казахскую поговорку: «Лучше быть в своем роду подметкой, чем в чужом роду султаном». Советская страна для меня свой род, своя Родина.

Я, казах, гордящийся своим степным народом, его преданиями, песнями, историей, теперь гордо ношу звание офицера Красной Армии, командую батальоном советских солдат — русских, украинцев, казахов.

Мои солдаты, обязанные беспрекословно исполнять каждый мой приказ, все же равные мне люди. Я для них не барин, не человек господствующего класса. Наши дети бегают вместе в школу, наши отцы живут бок о бок, делят лишения и горе тяжелой годины.

Вот почему я дерусь под Москвой, на этой земле, где не ступала нога моего отца, моего деда и прадеда!».

В октябре 1917 года, ровно 100 лет назад в России свершилась Великая Социалистическая революция, в результате которой появилось новое антикапиталистическое государство – Союз Советских Социалистических Республик, сплотившее идеей справедливого общества миллионы людей сотен национальностей в единый и могучий советский народ. И единение народных масс происходило в ежедневной, ежечасной борьбе на всех фронтах: в политике, экономике, культуре. В СССР была успешно реализована масштабная программа индустриализации, за две пятилетки превратившей страну из преимущественно аграрной, в ведущую индустриальную державу. Только в период первой пятилетки были построены 1500 крупных предприятий. Вдумайтесь только! 1500 производств за 5 лет, это значит в год по 300 предприятий, почти по предприятию в день! Представляете сколько новых квалифицированных рабочих мест. А что это значит? Это значит, что нужно много образованных людей и миллионы детей из бедных семей, кто еще вчера и мечтать не мог о школе, сели за парты.

До революции в Ржеве имелось только две гимназии - мужская и женская. За предвоенные годы советского строительства число учебных заведений Ржева значительно возросло, имелось 8 средних, 3 неполных средних и 11 начальных школ. В них обучалось около 10 тыс. человек. Кроме того, имелось педагогическое училище, элеваторный техникум Наркомзага, промышленно-экономический и областной сельскохозяйственный техникумы и фельдшерско-акушерская школа. С осени 1939 г. открылся учительский институт. В городе насчитывалось 13 клубов, 2 кинотеатра, 20 библиотек и местный краеведческий музей, который кстати и сегодня существует и является основной достопримечательностью города. В музее представлены уникальные фотографии и документы, фрагменты оружия и одежды — все, что напоминает о страшных годах страшной войны. Один из дней Ржевской битвы 24 сентября 1942 года запечатлен на 68-метровой диораме «Бой за Ржев». В отличие от панорам московского музея Победы (о чем я писала ранее), эта снабжена всей необходимой информацией с разъяснениями о запечатленном событии.

Но вернемся к статистике довоенных лет. К 1932 году были созданы новые отрасли производства: станкостроение, автомобилестроение, тракторостроение, сельхозмашиностроение, самолетостроение, моторостроение, химическая промышленность, производство мощных турбин и генераторов для электростанций, качественных сталей, ферросплавов, синтетического каучука, искусственного волокна, удобрений и др. Построены и пущены в ход такие гиганты, как Днепрострой, Магнитострой, Кузнецкстрой, Челябстрой, Уралмашстрой, Краммашстрой и др. Реконструированы на базе новой техники тысячи старых предприятий. Построены новые предприятия и созданы очаги промышленности в национальных республиках: в Белоруссии, на Украине, на Северном Кавказе и в Закавказье, в Средней Азии, Казахстане, Башкирии, Татарии, Дагестане, Чечено-Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Адыгее и др.

Создано свыше 200 тыс. колхозов и 5 тыс. совхозов с новыми районными центрами и промышленными пунктами для их обслуживания.

Заложены основы Урало-Кузнецкого комбината — соединения кузнецкого коксующегося угля с уральской железной рудой, основы новой мощной нефтяной базы в регионах Урала, Башкирии, Татарии и др.

В результате выполнения второго пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1933—1937) было введено в действие уже 4500 крупных государственных промышленных предприятий. Т.е. и без того высочайшие темпы строительства увеличились втрое!!! Могла ли тут идти речь о безработице? Где все это сейчас?

Если говорить о Ржеве в эти годы, то "к 1939 г. город превратился в один из крупнейших в Советском Союзе центров льняной обрабатывающей промышленности. Льночесальная и котонинная фабрики, завод по первичной обработке льна, завод ленточно-оческовых машин, картонная фабрика и льнокомбинат союзного значения являлись целостным комплексом льняной промышленности, который редко можно было встретить в то время в одном пункте. Старые льнообрабатывающие производства за годы двух сталинских пятилеток подверглись коренной реконструкции и из мелких превратились в мощные фабрично-заводские предприятия. За 1928-1936 гг. число рабочих удвоилось почти на каждом предприятии города.

Предвоенная ржевская промышленность давала стране олифу, жмых, шелк, колодки для сапожных фабрик, машины для льняной промышленности, спирт, термоизоляцонные материалы. Были введены в строй новые для Ржева отрасли промышленности: лесопильный завод, хлебозавод, мясокомбинат, деревообделочной фабрики (1935 г.) и др. Построены пуговичная и картонная фабрики. В планах третьей пятилетки предполагалось закончить строительство комбината искусственного шелка, завершить строительства льнокомбината.

До войны Ржев представлял собой город быстро растущей промышленности, с ярко выраженной специализацией, город с будущим. Чтобы яснее понять, как изменился город за две пятилетки, можно сравнить валовую продукцию промышленности Ржева в 1929 г. и 1937 г. В 1929 г. она измерялась 29,1 млн. руб., в 1937 г. - 66,9 млн. рублей. Из этой суммы четыре пятых приходится на долю промышленности, обрабатывающей лен. На перестройку и расширение промышленности города в 1929-1932 гг. было затрачено 7 млн. руб., а в 1937 г. - 6,7 млн. рублей." (статья профессора Вершинского А.Н. из книги "Города Калининской области")

И все эти преобразования в стране шли в условиях жесточайшей экономической блокады Запада. Не забывайте, что перед этим страна была разрушена и разорена войнами, как первой мировой, так и гражданской.

Вот за это все построенное своими руками и для себя и боролся советский народ, чьи солдаты проливали кровь не на своей родной земле, но за свою родную власть, отстаивая достижения Октябрьской  Революции.

Так переходя от могилы к могиле, я размышляла и читая имена павших, мысленно отмечала: - вот кто-то тоже из Сарапула, есть такой городок на Урале, оттуда в октябре 1941 был мобилизован мой дед, быть может они ушли на фронт вместе с этим солдатом, а вот и земляки ярославцы. Здесь каждый найдет земляка: казах и украинец, бурят и чуваш, сибиряк и мордвин.

Я стою и пытаюсь представить себя на месте моего деда, мне 19 лет, девятнадцать! Это же как раз тот возраст, когда больше всего хочется жить и любить, все дороги открыты, хочешь - иди учись, хочешь - работай, радуйся, смейся, пляши, ухаживай за девушками и вдруг все это вмиг оборвалось… и вот ты в мокрой, тяжелой шинели, хорошо если в сапогах, роешь окопы в замерзшей земле, за тысячи километров от родного дома. Кухни нет, ее разбомбило и желудок завязывается в узел от голода, пальцы рук задубели, тебе дали винтовку, научили стрелять, но тебя ведь всегда учили быть добрым, помогать людям, тебя не учили убивать…Каково это? Выстрелить в живого человека? Страшно, очень страшно… стреляют… убили товарища! Колька , Колька убит! его больше нет! а ведь еще вчера мы с ним…как страшно… и что? следующий я? Опять стреляют, все тело словно парализовало, хочется сжаться в комочек и стать незаметным, мне всего лишь 19, я смотрю в небо и знаю, я хочу жить, я не хочу умирать, ведь я такой молодой…еще столько всего нужно успеть…

Да боялись, еще как боялись солдаты смерти и это нормально. В каждом человеке заложен инстинкт самосохранения, страх присущ каждому, даже самому отважному. Но разве этому их учили? Что заставляло их вставать во весь рост и под пулями бежать в атаку? Ну струсишь, отсидишься, сбежишь, а как потом с этим жить? Как людям в глаза смотреть?  Какая сила вырывала их из жестких тисков всеохватывающего ужаса перед смертью? Совесть, совесть человека, совесть воина была тем стержнем, той ключевой стальной опорой, которая не позволяла человеку упасть, обесчестить, потерять себя. И самый жесточайший бой в сердце солдата всегда идет между этими двумя чувствами – страх и совесть. Выбор каким идеалам ты будешь служить верой и правдой не пожалев живота своего происходит именно в эту критическую минуту. Что победит в этой схватке зависит от того, что задолго до этой решающей минуты изо дня в день вкладывали в ваши головы и сердца ваша семья, школа, общество.

Когда страх парализует человека, делая его слабым и кричит в уши: «Ты погиб; твоя молодая жизнь пропала; тебя сейчас убьют или изуродуют, искалечат навсегда. Спасайся, прячься, беги!»  важно услышать в себе другой властный голос, который скажет: «Нет, остановись! Бегство — низость и позор! Тебя будут презирать, как труса! Остановись, возьми себя в руки и сражайся, будь достойным сыном Родины!»

Будь достойным сыном Родины!

А чему нас сейчас призывают быть достойными? - Ты достоин этого дезодоранта или ты достойна этой краски для волос, вы оба достойны этого пива. Как? И все? И это все, чего мы сегодня достойны и к чему нам следует стремиться?...Нет конечно, можно завернуть помасштабнее, например, ты достоин этого смартфона, да чего уж там мелочиться – мерседеса! Не забудь сказать «Вау!». Ты достоин жестяной коробки, это же мечта, правда в кредит, но какая разница! …Нет, правда, это все на что мы сегодня способны и серьезно полагаем, что этим можно гордиться?...

Совесть говорите? Вспомните, когда мы в последний раз слышали слово «совесть»? Случайно не во время рекламной паузы, ведь сегодня совесть – это название очередной банковской карты, которой можно оплатить покупку сыра с плесенью. Плесень, сплошная плесень и гниение, гниение душ человеческих, напрочь забывших понятие «стыд». Кому сегодня стыдно и за что?

Стыд…Все тот же Бауыржан Момышулы спрашивает: «Задумывались ли вы над тем, что это такое? Если на войне будет убит стыд солдата, если замолкнет этот внутренний осуждающий голос, то уже никакая выучка, никакая дисциплина не скрепят армию.» Стыд – вот реальная духовная скрепа, о которой у нас сегодня позабыли напрочь.

Всего в 4 часах езды от Москвы в мирное время стареет, ветшает и умирает целый город с 800-летней историей не просто города, а страны, а в нем десятки тысяч жителей. Посмотрела динамику численности населения, судите сами: в период с 1920 года - 24843 человек по 1939 год – 54070 человек, благодаря бурному развитию промышленности население города выросло больше, чем в 2 раза. К началу Великой Отечественной войны население города составляло 56 тыс. человек. В результате боевых действий в 1941—1943 годах за 17 месяцев оккупации Ржев был разрушен до основания. Из 20 тыс. человек, оказавшихся в оккупации в Ржеве, и приблизительно стольких же в районе, в день освобождения — 3 марта 1943 года — в городе осталось 150, вместе с районом — 362. Из 5 443 жилых домов Ржева уцелело лишь 297. Как и вся страна, в послевоенное время город был заново отстроен. В 1959 году здесь уже 48971 человек и с этого времени численность населения только растет до 1987 года – 70000 человек. К 2017 году население города уменьшилось до 59804 человек.

В последнее время было вскрыто большое количество капсул времени от наших предков нам, живущим в 2017. Их тексты невозможно читать без боли, грусти и стыда. Горького стыда. Я хочу привести текст послания, вскрытого в поселке Редкино Тверской области.

"К вам обращаются предшественники, ваши предки в День 50-летия Великого Октября.

Мы, работники различных предприятий поселка Редкино сегодня вместе со всей страной встречаем свой праздник. Среди нас - участники Великой социалистической октябрьской революции, Гражданской войны, труженики первых пятилеток. Почти все мы испытали ужасы и тяжести Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Мы своими руками поднимали страну из военной разрухи. Вместе со всем народом под руководством славной Коммунистической партии, руководимой учением великого Ленина, мы превратили нашу страну из отсталой и нищей, какой она была до 1917 года, в великую и могучую державу, - оплот мира и прогресса во всем мире. Страна в нашем мире гигантским шагами идет к коммунизму.

Мы приветствуем вас, отмечающих 100-летие Великой октябрьской социалистической революции и живущих при коммунизме. Мы уверены, что вы сделали родное нам и вам Редкино еще лучше, и что оно станет настоящим городом.

Надеемся, что в этот торжественный день вы вспомните и о нас, своих предшественниках, построивших вместе со всем советским народом социализм и начавших переход к коммунизму.

Нам, отмечающим 50-летие Октября, есть чем гордиться, есть чему радоваться. На месте двух частных и одной казенной торфоразработки маленького торфодоставального завода мы создали передовое предприятие, стоящее в авангарде химической промышленности. Наш завод положил начало и соседним предприятиям – фабрике Изоплит, филиалу института торфяной промышленности с заводом опытных машин поселка радченко и […] предприятию. На месте жалкой деревушки, насчитывающей 32 избы, крытой дранкой и соломой, мы построили благоустроенный поселок с многоэтажными домами и всеми коммунальными удобствами. Там где была только церковно-приходская школа с единственной учительницей, теперь имеем пять учебных заведений, где обучается 3 тысячи учащихся. А единственного фельдшера сменили свыше 100 медицинских работников.

Дорогие потомки, возможно, наши победы покажутся вам маленькими на фоне ваших дел. Возможно, вы уже будете летать на другие планеты, и для вас станет обыденным то, что мы сейчас считаем чудом и сказкой. Но ведь это и прекрасно! Вы превратите в быль наши мечты! Значит, мы не зря мечтали, не зря жили.

Примите через это послание наш горячий и самый душевный привет, наши исходящие от всего сердца поздравления с праздников 100-летия Великого Октября и большого личного счастья. Передайте принятую от нас эстафету следующему поколению редкинцев во имя еще большего расцвета нашей любимой Родины, а вместе с ней и нашего Редкино.

Пусть наши дети, которые присутствуют сегодня на нашем празднике, передадут вам в 100-летний юбилей Великого Октября жар наших сердец, сияние наших счастливых улыбок, чувство законной гордости, охватившее нас в этот торжественный час и наши самые добрые пожелания.

Да здравствует Великий Октябрь, открывший новую эпоху всемирной истории, эпоху всеобщего революционного обновления мира, перехода от капитализма к социализму.

Слава советскому народу! Доблестному строителю коммунизма, мужественному борцу за свободу, мир и счастье трудящихся. Да здравствует коммунизм, светлое будущее человечества!

Председатель исполкома редкинского поселкового совета депутатов трудящихся Никитина и др…"

Сегодня не то что в поселке, в городе центральные набережные заросли трехметровым борщевиком,

асфальт на многих улицах давно сошел вместе с позапрошлогодним снегом, пешеходные тротуары в центре города местами как после бомбежки, детские площадки дворов заросли кустарником, везде валяется мусор, даже в вечном огне устроили помойку,

с приходом сумерек город погружается в беспросветную темноту, такую же как и сама жизнь здесь. Из вновь построенного - только магазины да церкви, все жилье с советских времен. Здесь люди живы, а жизни нет, нет энергии, все тихо и безмолвно тлеет и зарастает, гниет и рассыпается. Большая часть  архитектурных шедевров Ржева находится в аварийном состоянии. Некоторые из них, как например, дом купца Акима Немилова 1837 года, один из самых значительных ампирных памятников Ржева, объект культурного наследия федерального значения, пережил войну, но стремительно разрушается сегодня.

Или вот еще свежий пример. Через 3 дня после празднования 100-летия революции 10 ноября в городе на главной площади было снесено здание, являвшееся символом советской эпохи, здесь размещался горком КПСС, а затем детская поликлиника. Предприниматель, купивший его не стал восстанавливать дом, оказалось проще его разрушить, а земля в центре города осталась. После страшной войны восстанавливали, а сейчас в мирное и сытое время способны только ломать.

Людям не платят зарплаты, заводы и предприятия закрываются, работы нет, кто мог – уехал, молодежь наркоманит. Праздник народного единства говорите, ау, очнитесь! Патриоты из телевизора, вы где? Где ваш праведный гнев? Может хватит говорить нам как все плохо в Украине и наконец оглянуться на свою страну и начать разбор полетов здесь у нас?

Нет у власть имущих сегодня стыда…нет и совести. Им память отшибло похлеще, чем у поляков, те разрушают памятники, эти разрушают страну, обрекая народ на вымирание. А народ уже перестал быть народом, превратившись в толпу единоличников безмолвно взирающих на это разрушение. И беда в том, что таких городов как Ржев сегодня десятки по всей России. Нам сегодня не за Украину переживать надо, а за себя, вымирает и пустеет центральная ее часть, об окраинах страшно даже подумать.

Вот совершенно свежие новости с одного из градообразующих предприятий - Ржевского краностроительного завода, из статьи АИФ от 31.10.2017 «Увольняют всех подряд: слесарей, токарей, пенсионеров, молодых», - говорит фрезеровщик Геннадий Родин. «Зарплату нам выплачивают по 2-3 тысячи рублей в месяц. В полном размере её заплатили только за три месяца 2017 года: апрель, май, июнь. В прошлом году не платили вообще. Работники завода обращались в прокуратуру, трудовую инспекцию, но разбирательств не последовало. В августе я лично ездил в региональный Следственный комитет. Но пока дело не сдвинулось». По словам сотрудника, за год на предприятии было уже 2 сокращения, уволили более 300 человек. Многие работники пытаются получить свои деньги через суд. Самому Геннадию Родину, который проработал на этом заводе почти 30 лет, предприятие должно около 300 тысяч рублей.»

И что, кому-нибудь из властей и хозяев предприятия сегодня стыдно?! Это с ними нас призывают к единению? А не таким ли сто лет назад по шее дали? Вон на шпиле здания бывшего банка Рябушинских до сих пор алеет пятиконечная звезда и честно говоря, мне она милее тех двуглавых орлов, что водрузились на гранитной стеле, поставленной на все еще Советской площади в честь присвоения городу звания города воинской славы! Опять, опять подмена символов. Ржеву присвоено звание города воинской славы по итогам Великой Отечественной войны, которую выиграло социалистическое государство, причем тут двуглавый орел – символ монархии и сословного общества?  Вы что забыли кто и за что здесь голову сложил?

Нет наши власти не забыли, как раз они то отлично помнят кто победил и за что сражался, и главная их цель – стереть эту память в народе, сделать нас Иванами родства не помнящими. И это уже не фигура речи, мальчик Коля со своей речью в Бундестаге стал наглядным олицетворением этой многолетней чудовищно разрушительной политики внутри страны. Сколько их сегодня таких как Коля и его одноклассницы? Чему их учат в школах, что написано в учебниках истории, на какие идеалы им равняться? Чему верить, когда одни и те же люди от власти на 9 мая выходят с портретами своих отцов и дедов и идут в Бессмертном полку, а потом в канун 7 ноября возводят стены Плача и призывают нас каяться за все, что было сделано той властью, за которую сражались и умирали их предки? Чем сегодня мы гордимся? Полет в космос Юрия Гагарина, Победа в Великой Отечественной войне, так ведь это все достижения СССР, символы которого так усердно сегодня маскируются. Практически всё, чем мы сейчас пользуемся, чем живём, начиная от производства, науки, и заканчивая ракетно-ядреным щитом, – это советское наследие. Но нам упорно рассказывают о царях-батюшках.

На 100-летие такого величайшего события для всего человечества как Октябрьская Социалистическая Революция наши власти завалили нас памятниками монархам и так называемым жертвам репрессий, эфиры федеральных каналов вылили ушаты сериальных помоев с неизменной стиркой грязного белья и тоннами очередной чудовищной лжи. На 7 ноября на главной площади страны вспоминается не годовщина революции, а годовщина парада. И обратите внимание, солдаты, марширующие в военной форме 1941 года не имеют красных звезд на своих шапках, не несут красных боевых знамен, нам опять подсовывают эрзац, устраивая маски-шоу и карнавал, главное, чтобы весело и вприплясочку.

Может хватит уже с нас этого безумного пира во время чумы? Нам самим не стыдно на все это молча и безучастно смотреть и не просто смотреть, а радостно гулять и жевать очередной гамбургер? Вот выросло поколение мальчиков и девочек, спокойно называющих солдат Вермахта невинно-убиенными и что? они росли в вакууме и никто этого не замечал на протяжении долгих лет? Сколько воплей и угроз в адрес подростка от взрослых дядей и тетей, а где мы были раньше? Почему весь гнев выливается на слабого и беззащитного, а реальные виновники опять в стороне? Почему нас не возмущает заколоченный мавзолей 9 мая, к стенам которого сваливались боевые знамена поверженного противника? Где наш праведный гнев к тем, кто переписывает историю в учебниках? Не с нашего ли молчаливого согласия все это делается? Почему мы привлекаем к ответу мальчика, а не власти? Во что превратились страницы соцсетей в последнюю неделю? Война, идет гражданская война. Люди, отстаивающие общечеловеческие ценности превращаются в кровожадных ненавистников, жаждущих мести. Я ужаснулась царящему градусу ненависти в обществе. Мы злимся от бессилия что-либо изменить, но боимся восстать, боимся объединиться и выйти с требованиями к властям. До тех пор пока страх держит нас в своих смертельных объятиях, мы способны будем только к взаимной ненависти и утоплению еще более слабых, а это не борьба, это убийство и прежде всего убийство в себе нравственного, духовного начала, которое и делает нас человеком.


Оцените статью