Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

«Притяжение»: связь вежливой армии с общественностью   10

Аналитика и прогнозы

08.02.2017 18:00  

Алексей Токарев

329

«Притяжение»: связь вежливой армии с общественностью

С приходом Сергея Шойгу на пост министра обороны армия начала заниматься не только войной и подготовкой к ней, но и связями с общественностью. Итог реформ ВС, поступление новых образцов техники и обмундирования и плавную «гламуризацию» вполне можно увидеть в фильме Фёдора Бондарчука «Притяжение».

Вопреки мнению негативно оценивающих прежнего министра комментаторов, новый глава ведомства наследие предшественника перекраивал чисто в символическом смысле: возвращение суворовцев и нахимовцев на главный парад страны и сохранение института прапорщиков и мичманов подавалось едва ли не как революция (вернее, постреволюционная реакция). Основа реформы Анатолия Сердюкова осталась без изменений.

При министре Шойгу армия стала более открытой обществу. В Подмосковье открылся военно-патриотический парк «Патриот», где можно не только посмотреть на выставочные образцы техники, но и пострелять из автоматического оружия, и увидеть быт партизан Великой Отечественной войны в одноимённой деревне. Профессиональные выставки вроде Московского авиа-космического салона или Russian Arms Expo оказались дополнены ежегодным форумом для широких слоёв населения «Армия-20…». Про танковый биатлон рассказывают как про личную идею министра. А есть ещё соревнования «Авиадартс» для лётчиков, «Открытая вода» для понтонёров, «Каспийское дерби» для морпехов, «Безопасный маршрут» для сапёров, «Верный друг» для кинологов и даже «Глубина» для водолазов – всего 23 конкурса в рамках «Армейских международных игр», где танк под управлением кувейтцев переворачивается, а наш, конечно приходит первым.

Крупнейшей акцией по связям с общественностью стало освещение крымской операции российских ВС. Обмундирование, которое «можно купить в любом военторге», стало отличительной чертой «вежливых людей», а сама эта фраза – мемом, уйдя в народ, Интернет и на футболки с «самым вежливым из людей». Открытие Национального центра обороны свидетельствовало не только о реставрации здания на Фрунзенской набережной и появлении вертолётной площадки на воде, но и о современной компьютерной начинке, когда генералы докладывают министру, не водя указкой по карте, а кликая мышкой экран.

Откровенных неудач в армейском PR вроде недавнего поручения создать форму для работников ВПК или выдать медали «За освобождение Пальмиры», которую меньше чем через год сдали, в последние годы было немного.

Итог реформ ВС, и поступление новых образцов техники и обмундирования, и плавную гламуризацию армии (от бренда «Армия России» на брелоках, шарфах и чашках до выведенной на женской груди просьбы «не смешить её Искандеры») вполне можно увидеть в фильме Фёдора Бондарчука «Притяжение». Если совсем коротко о фабуле, пересмотрите «Пятый элемент», в котором есть что-то, ради чего всё-таки стоит спасать Землю, которую мы сами и уничтожаем – это, конечно, любовь. Милые приветы режиссёра Юрию Гагарину и Александру Абдулову дополнены совсем необязательными реверансами в адрес полицейского из второго оперативного полка ГУВД Москвы: в фильме про пришельцев из космоса «космонавта» в шлеме бьют под крики местного Че Гевары: «Что же ты делаешь?! У него же приказ!» В общем, моя полиция меня бережёт, а если и бьёт иногда, то по приказу, хоть и по лицу.

Фильм снят не без самоиронии: в спродюсированном гендиректором «России-1» фильме, если новости фоном, то, конечно, ясно, что не с «Первого канала», но главная героиня в какой-то момент выключит телевизор, сообщив пришельцу: «Если смотреть хотя бы полчаса в день, сам начнёшь верить в пришельцев». В ленте полно военно-технических ляпов, поиск которых знатокам военной тематики доставит безусловное удовольствие. Впрочем, от художественного фильма никто и не требует, чтобы Су-33, взлетающий с палубы «Адмирала Кузнецова» не мог улетать в верхние слои атмосферы за кораблём пришельцев, чтобы через несколько секунд соединиться где-то в ближнем Подмосковье с авиа-звеном, поражающим НЛО прямым попаданием ракеты «воздух-воздух», заставляя грохнуться в районе Варшавского шоссе.

Пожалуй, впервые российский блокбастер показывает российскую армию на американский манер. От формата 90-х, когда генералы-адмиралы ездят отдыхать на нивах цвета триколора, чтобы напиться в хлам и гоняться за кабаном с кортиком по полю, не осталось и следа. Здесь не только главный герой, но даже рядовые в оцеплении одеты чуть ли не в комплект «Ратник». В зоне отчуждения детей ради их же безопасности возят в школу на бронеавтомобиле «Тайфун». Хороший парень, в миг из-за ревности ставший плохим, примерит на себя космический экзоскелет, который и болгарка не берёт, но будет долго бить по бронированному стеклу российской бронемашины «Тигр». Ярость антагониста, помноженная на внеземные технологии, продукцию Горьковского автозавода не уничтожит. Съёмки «Тигров» в российских блокбастерах – традиция. В фильме Джаника Файзиева «Август. Восьмого» разведгруппа на двух бронеавтомобилях будет прорываться сквозь напичканный грузинскими автоматчиками городской квартал. По ним выстрелят из гранатомёта, пулемётные гильзы, падая из люка, будут шипеть на днище в непонятно откуда взявшейся воде, но «Тигры» прорвутся.

В попираемой пришельцами Фёдора Бондарчука Москве нет никаких армейских УАЗиков или БМП-2. У полковника в исполнении Олега Меньшикова персональный «Тигр», который постоянно мелькает в кадре, а если он едет в кортеже по пустому, как в час инаугурации, городу – комендантский час Москве к лицу – то в сопровождении ВАИ на FORDе со включёнными маяками, отблески которых падают на недавно отреставрированные стены НЦУО. Допуск в секретные лаборатории осуществляется по магнитной карте, внутри работают учёные в кипельно белых халатах, сам же храм науки располагается в оцепленном «вежливыми людьми» бизнес-центре.

Дуракам здесь не место. Если бы в фильме и был прапорщик, то, конечно, не Шматко или Задов, а Волантир с доброй улыбкой, но роль отца и командира исполняет полковник, которому первое совсем не удаётся, хотя именно его дочь и назначена замыслом сценаристов на роль «пятого элемента». В отличие от бекмамбетовского «Фантома» пришельцы Бондарчука не собираются высасывать из Земли все соки – поэтому армия и не стреляет вовсе. Кажется, единственный выстрел сделает оскорблённый в своих чувствах герой-любовник. Подавлять разбушевавшуюся толпу группа спецназа будет без использования стрелкового оружия: «Товарищ полковник, стрелять будем? – Тебе сказали приготовиться к применению, вот ты и готовься». Тем удивительнее «Притяжение», рисующее возможности ВС без танков, баллистических ракет, убийств и большой крови. Видео-ряд показывает умную, высоко-технологичную армию, которая, пока полиция борется с беспорядками землян, выходит на контакт с инопланетянами, потом поднимает руки и даже пускает слезу внутри космического корабля – конец более сентиментальный, чем лёжка с перерезанными венами в ванной под шаровой молнией. За такую армию не стыдно, ей хочется гордиться. Она по-настоящему вежлива и вместо того, чтобы рваться воевать, устами полковника говорит: «Надо подождать. Наблюдаем». Такой облик вооружённых сил даже на фоне ляпов в отношении использованной техники – самый главный успех армейских консультантов «Притяжения».

 


Оцените статью