Перешагивая через «ряженых человечков»   5

Человек и общество

21.06.2017 15:39

Максим Соколов

221

Перешагивая через «ряженых человечков»

В гевалте, произведенном сторонниками А. А. Навального 12 июня на главной улице Москвы, главная странность была в том, что они искренно не ожидали негативной реакции публики 

Казалось бы, нетрудно было предугадать, что людям, пришедшим в праздничный день целыми семьями погулять по историческому базару, устроенному на Тверской, скорее всего, не понравится устроенное революционерами действо в жанре “Сказания о граде Китеже” – на базарной площади толпится народ, вдруг вбегают революционные монголо-татары, и мирному веселью приходит конец.

Тем более, что прецедент такого непонимания имелся. 7 мая 2004 г. в Большом театре на премьере оперы “Мазепа” на сцену вбежали революционные нацболы, стали жечь фейерверки и протестовать против антинародного режима. Продолжение спектакля было задержано на час – нужно было проветрить залу от дыма. Расфуфыренной публике, явившейся на премьеру, а вовсе не на национал-большевистскую акцию, все это совершенно не понравилось.

Информационным спонсором акции был мужественный журналист О. В. Кашин, удивительно кстати оказавшийся в театре, как рояль в кустах – при том, что ни до, ни после он не был замечен в любви к оперному пению. Когда ему было замечено, что негоже портить людям культпоход, он тоже искренно не понимал – “А что такого?”. Думать об интересах мирного обывателя, когда тут героическая борьба, а для Кашина слава – еще чего.

Люди прогрессивные склонны видеть ситуацию бинарной – то есть они и есть злочинная влада, тогда как в действительности она тернарна. Кроме злочинной влады и юных (а равно и старых) борцов, есть еще мирные обыватели, попадающиеся под руку и этим не слишком довольные. Человек аполитично пришел на выставку ремесел и хотел купить изготовленные при нем средневековые стеклянные бусы – а тут такой реприманд неожиданный

Но такой бинарный взгляд типичен для рыцарского этоса. А также для этоса еще более архаического. Дружинник ищет себе чести, а князю славы, вследствие чего у него происходят регулярные стычки с дружиной враждебного князя. Поскольку стычки имеют место быть не в безвоздушном пространстве, а на грешной и – что важно – населенной земле, достается и аполитичным смердам (вилланам). Фуражировка, изъятие съестного, грабежи, насилия – войны без этого не бывает. Тем более в рыцарские времена.

При этом бывали, конечно, случаи сознательной и жестокой расправы с мирным населением, но в большинстве случаев грабеж и насилие имели чисто фоновый характер. Пограбили и пошли дальше искать себе чести, а князю славы, на смердов вовсе не обращая внимания. И если бы кто-нибудь сказал средневековому рыцарю, что с подлыми вилланами как-то нехорошо получилось, он бы даже не понял, о чем речь идет. Как не понимают этого нынешние борцы с духовными скрепами и архаическим сознанием.

Когда в фильме Милоша Формана “Волосы” главный герой является на чинный буржуазный обед и танцует на столе среди кушаний и приборов, сперва несколько оторопевшая публика затем проникается его удалью и радостно приветствует пляску. Это молодецкий праздник, подобный празднику на Сечи в “Тарасе Бульбе” с комически летающими в воздухе жидками.

“Полны чудес сказанья давно минувших дней

Про славные деянья былых богатырей”.

А кто не понимает этого, тот пошлый дурак и “реак” (из жаргона парижских студентов 68-го года).

Все это феодально-дворянское мироощущение, однако, работает, покуда не встречает серьезных возражений – или если возражения смердов принимают характер бессмысленного и беспощадного бунта, без внятного выражения претензий. Если же такое выражение имеется – а сегодня оно вполне имеется, освободителей не берут в дреколье, но объясняют, что их поведение никуда не годится, – просто считать, что смердов не существует в природе, не получится. Надо как-то объясняться.

Первая попытка сообщить, что “право имеем” была предпринята по свежим следам неведомой доселе юной активисткой. В журнале “Сноб”, что вполне уместно для выражения рыцарского этоса, дружинница князя писала: “Опять вспоминается ахматовская фраза про то, как “две России заглянули друг другу в глаза”. Только сейчас это не “та, которая сажала и та, которую сажали”, а “та, которая сажает и та, которую сажают” – недаром среди ряженых был мальчик в синей НКВД-шной форме, стоящий рядом с хрестоматийным черным воронком. И вот 12 июня эти две России не поделили Тверскую, бывшую Горького. В то же время первая с как будто отрепетированной легкостью уступила сцену второй: вот только что по улице шли нарочито жизнерадостные семьи,  как будто выпрыгнувшие из соцреалистических картин, поедали бесплатную гречку, разносимую официантами в военных гимнастерках поверх джинсов (сколько увжения к павшим!), фотографировались рядом с танками и самолетами, катались на лошадках (прелесть-то какая! дайте кто-нибудь платочек..)”.

Но тут явилась дружина без князя: “Настал час икс, и участники “праздника” куда-то исчезли, уступив место истории.  Оно вообще всегда так происходит – когда люди инстинктивно понимают, что они, выражаясь языком Троцкого, “должны быть выкинуты на свалку истории”, они добровольно ретируются. Все, что происходило до трех часов на Тверской, этот костюмированный сюрреализм – было просто бэд трипом; то, что происходило после – реальностью”.

То есть пришли те, кто заслуживает звания человека – и симулякры (они же мирные обыватели) растворились, уступив место величавой Истории

При знакомстве с автобиографией автора – “Где и чему учился – Лить воду  в МГИМО; Где и как работал – Разночинствовала; Ученые степени и звания – Профессор кислых щей; Что такого сделал – Проштудировала “Краткий курс ВКП(б)”; Мне интересно – Какие формы принимает Бог; Люблю – Led Zeppelin” – остается только повторить совет духовно опытного священнослужителя: “Замуж, дура! Срочно замуж!”. И тем самым исчерпать дискуссию.

Проблема в том, что затем рассуждения юной девы про ряженых и Историю дословно повторили старые мужи. Президент фонда “Перспектива”, телезвезда Л.Я. Гозман поименовал реконструкторов “липовыми ректонструкторами” (даже так, телесный низ – наше все), и сообщил, что власти специально их согнали на Тверскую, чтобы не дать свободно маршировать сторонникам Навального. Галерист М.А. Гельман указал: “Молодые люди творили историю, а какие-то люди изображали историю… Нарисованные человечки обиделись на настоящих… Мы все должны отодвинутся и смотреть, как в России начинается новый исторический протест”.

Профессор-культуртрегер А.Н. Архангельский также противопоставил ряженых и историю. В этих трех случаях совет священнослужителя уже, скорее всего, не поможет

С другой стороны, что им было еще делать, если Бог не дал смирения мудрого В. С. Черномырдина, сказавшего: “Где-то мы нахомутали” – только воспроизвести статью Блока “Интеллигенция и революция” написанную в январе 1918 г., –  “Дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию”.

Вот и все. Ста лет – как не бывало. Чтобы отстоять свой рыцарский этос, т. е. свое право копытить подлых вилланов, можно и забыть, чем это столетие было наполнено. Будут снова искать себе чести, а князю славы.


Оцените статью