Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ (Введение в терминологию)   14

Человек и общество

09.02.2016 15:01  

sintezator

154

С начала краха последней российской (коммунистической) идеи, в умах жителей страны всё настойчивее доминирует мысль о смысле жизни. Но что такое национальная идея, в чём смысл словосочетания простых двух слов, кажущихся, на первый взгляд, знакомыми и понятными? И самое главное, а зачем она нужна стране? Размещением этой статьи на сайте я приступаю к публикации ИДЕИ НАЦИИ. Это первая статья. Введение.

В новой философской энциклопедии есть определение: «Русская идея - философский термин, введённый Вл.С. Соловьёвым в 1887-88 гг. Широко использовался русскими философами в кон. XIX и XX вв. (Е.Н. Трубецкой, В.В. Розанов, Вяч. Иванов, С.Л. Франк, Г.П. Федотов, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин и др.) для интерпретации русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, её христианского наследия и будущности, путей соединения народов и преображения человечества»

Суммируя и обобщая множество терминов, которыми богато наше электронное пространство, получается: национальная идея определяет смысл существования той или иной нации или этноса. Она может выражаться посредством политики государства, культуры нации, этноса, его духовной жизни, социального обустройства, экономической модели. По сути, национальную идею можно представить в виде такого вот образа: корабль в открытом безбрежном океане. Дуют разные ветры во множественных направлениях, и корабль, надувая паруса, легко скользит по волнам океана истории. Но куда он плывёт? Никто этого не знает - на палубе нет шкипера. И хотя отдаваемые капитаном команды исполняются легко и беспрекословно, кораблю не достичь берегов просто потому, что никто не знает куда плыть. На карте истории нет маршрута, который прокладывается штурманом идеологии в океане идей. Печальна судьба такого корабля по имени «Россия».

Придя к власти, Б.Н. Ельцин отдал распоряжение ускоренно разработать национальную идею, осознав её необходимость и взволновавшись, почему её, эту национальную идею, никак не могут найти даже в стенах РАН. Впоследствии эту проблему подхватил преемник В.В. Путин. Будучи в первый раз председателем правительства, Владимир Владимирович высказался так: «Мне представляется, что новая российская идея родится как сплав, как органичное соединение универсальных, общечеловеческих ценностей с исконными российскими ценностями, выдержавшими испытание временем».

Однако если в 1-м Послании Президента Федеральному собранию РФ от 8 июля 2000 г. говорится: «...развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели - не только материальные. Не менее важные - духовные и нравственные цели. ...Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память...», то уже в феврале 2004 года, будучи кандидатом в президенты, Владимир Владимирович более конкретно высказался по поводу национальной идеи: «Мы должны быть конкурентоспособны во всём -- и человек, и отрасль, и население, и страна. Вот это должна быть наша основная национальная идея. ...Россия должна быть конкурентоспособной страной. Мы должны сделать Россию процветающей и зажиточной страной. Чтобы жить в ней было комфортно и безопасно. Чтобы люди могли свободно трудиться, без ограничений и страха зарабатывать для себя и для своих детей. И чтобы они стремились ехать в Россию, а не из неё. Воспитывать здесь своих детей, строить здесь свой дом».

Очевидно, что теперь на передний план выходят материальные проблемы. Позднее высказывания Путина сводились в основном к мнению, что объединяющим началом для россиян, а значит движущей силой русской национальной идеи, должно быть стремление к материальному достатку.

Д.А. Медведев, как верный преемник Путина, просто и понятно высказался по поводу национальной идеи: «Мне неоднократно приходилось отвечать на вопросы о национальной идее. Дискуссию на эту тему я считаю малоэффективной». Это значит, что в итоге страна должна жить под знаменем общечеловеческих, фундаментальных, демократических базовых ценностей, свободы и справедливости.

Нельзя не согласиться, что вновь становится актуальной проблема отсутствия национальной идеи в России. "Сегодня наше движение вперёд невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения", - сказал В.В. Путин на прошедшем 2013 году Валдайском форуме. Где искать её, идею нации, Владимир Владимирович не забыл подсказать: идентичность, национальная идея не могут быть навязаны сверху, не могут быть построены на основе идеологической монополии. <...> Необходимо историческое творчество, синтез лучшего национального опыта и идеи, осмысление наших культурных, духовных, политических традиций с разных точек зрения с пониманием, что это не застывшее нечто, данное навсегда». Можете подробно перечитать всю стенограмму речи президента, но не найдёте, что для поиска идеи надо всё же попытаться обратиться к великим русским мыслителям. Искать идею там, где её уже искали начиная с 1991 года, - то же самое, что решетом воду носить.

Последнее заявление В.В. Путина в отношении национальной идеи, дескать, единственная национальная идея России - патриотизм. «У нас нет никакой, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», - сказал Президент. На сайте WC уже много «проехались» по поводу высказывания российского лидера на эту тему, и я не стану фокусировать внимание читателя на этом. Есть более важные темы.

Сегодня нация находится в стадии осознания, что на данный момент этот набор неких ценностей остаётся не только спорным, но и достиг стадии выраженной дисгармонии духовного начала нации с её объективным выражением во времени и пространстве.

Как-то в Петровском зале Санкт-Петербургского государственного университета (21 апреля 2004 года) состоялся круглый стол: «Политика государства в сфере нравственности и духовности». Участники этой дискуссии много говорили о том, что состояние дел в России с моралью и нравственностью в общем состоит гораздо хуже, чем с темпами экономического развития. По мнению участников круглого стола, виновно в этом прежде всего государство, проводящее невнятную политику в области духовного воспитания граждан. Причём с этим согласно большинство населения.

По данным ВЦИОМа, 76% опрошенных граждан уверены, что без поддержания государством общественной морали её не будет вообще. И лишь 18% граждан считают, что мораль - это вещь сугубо личная и государству там делать нечего. Духовный вакуум, распространившийся на территории России, всасывает в себя последние остатки душевной манифестации нации, оставляя нам суррогатные идеи в виде: «все обогащайтесь». Бездуховность скатилась до такой бездны, что сегодня человеческая жизнь как воплощение души считается оправданной, только если существование приносит прибыль либо оплачено кем-то с лихвой.

А каково отношение властной элиты к проблеме национальной идеи? «...Наша власть не обладает историко-философским горизонтом, в лучшем случае она воспринимает свою миссию - технократически, но чаще всего понимает её как кормушку. И это ещё не самое худшее, ведь совсем ещё недавно, Россией правили те, кто хотел её просто уничтожить, продав заокеанскому хозяину. И если искренней заботы достаточно для пресечения откровенных безобразий, которыми власть занималась в ельцинскую эпоху, то для подлинного спасения русской государственности, нужен стройный и надёжный философский, духовный ориентир. ``На стороне консерватора вечность'', - говорил Артур Мюллер ван ден Брук, немецкий философ, и поэтому нам надо черпать вдохновение в нашей русской истории, где народ философствовал пространством, и воплощал свой Дух в грандиозные горизонты русской державы российской государственности. Для нашей философии характерно понимание священной природы власти, но это не значит, что мы безоговорочно признаём любую власть. Это значит, что у власти в России должна быть Высшая Цель, что сама власть должна признавать над собой миссию предназначения и духовную всемирно историческую Цель» [Мелентьева Н.В. «Русская философия»].

Для обычного (среднего) человека в нашей стране: «Национальная идея - это устойчивое представление индивида о прошлом, настоящем и будущем своей страны, мобилизующее его на жизненные усилия, а также состояние общественного сознания» [Национальная идея России. Программа действий (постановка задачи) / Под ред. С.С. Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2009.] Такое определение национальной идеи, раскрывает человека, думающего не только о смысле собственной жизни, но и откликающегося на жизнь больших совокупностей: страна, нация, человечество. Мыслить в категориях человечества - значит осуществлять манифестацию Божественной Мысли и таким образом пытаться распознать Цель Бога, осаждая Её в собственный мозг. Надо сказать, что сделать это невозможно, используя только рациональный ум, - необходимо достижение особого духовного состояния: надличностного сознания, или мудрости. В восточных практиках для этого применяется медитация, в древней православной традиции - исихарские практики. И на это указывает тот факт, что

«...религиозное происхождение русской идеи не отрицалось ни одним из русских философов, писавших на эту тему»

В то же время надо учитывать, что любая религиозная традиция накладывает ограничения. Дух не терпит ограничений, потому что «Дух дышит, где хочет...» [Ин. 3:8]. Но именно Он осуществляет манифестацию, как Святой Дух, Божественной мысли непосредственно, в мозг вопрошающего. Тогда мы имеем явление мессии, будды, посланника, аватара, пророка, мыслителя, философа. Их задача, воспринимая Божественную Мысль, донести до сознания всего мыслящего человечества Цель Творца, которая будет восприниматься как общая для всех людей. Проекция Его Цели в пространстве и во времени принимает статус национальной идеи, которая адаптируется мыслителями наций, квалифицируется и осаждается в умы политиков, финансистов, людей науки, искусства и далее распространяется в виде «пропаганды» (в правильном смысле этого слова) во все слои сообщества нации. Никакая идея нации не рождается снизу, только последовательными этапами осаждения, адаптации Мысли Бога. С этого момента нация, осознавшая собственную идею смысла существования, становится одухотворённой, а значит сплочённой и насыщенной жизненностью, энтузиазмом, вдохновением, стремлением и свежестью рациональных идей собственного возрождения.

«На протяжении веков, с самой зари времён, человек мечтал, ожидая божественного откровения и божественного вмешательства. Когда всё кажется сплошной неудачей, человек обращается к Богу. Вновь и вновь в истории человеческой расы видение обретало форму, и мечта становилась реальностью на крыльях страстного желания и призыва. Вновь и вновь Бог являл и направлял Своих Посланцев и Представителей на помощь человечеству и для его водительства. Однако такое случается, только, если настойчивая просьба адекватно выражена и крик о помощи достиг небес», - читаем в одной из древних книг.

В древних книгах сказано, что цель эволюции: «...в приспособлении аспекта материи к аспекту Духа так, чтобы аспект материи, в виде тела выражения, стал полностью адекватен аспекту Духа...». Эволюция на нашей планете хотя и ускоренная, но всё-таки направляется она из-за завесы, посредством впечатления ведущих мыслителей человечества, политиков, руководителей государства, национальной элиты, задавая им нужные ориентиры.

Но что входит в понимание завес? Завесы скрывают от человечества высший духовный опыт, не позволяя ему осознать существование Планетарной Иерархии и прямой контакт с Ней. «Работа, проводимая за завесами, – это работа по перераспределению, упорядочению и координации сил, явленных как известная нам майя. Благодаря этой работе во времени и пространстве возникают формы, через которые осуществляет свои планы Иерархия, а души во всех формах, накапливают опыт, нужный для прогресса исполнения воли Божьей»,

- читаем мы в одной из древних книг.

Задача работающих за завесой - помогать тем, кто работают здесь, в проявлении, расширять прорехи в ней. Можно назвать три основные прорехи в завесах. Символически они упоминаются в Библии. Первая, основная прореха образовалась в результате утверждения Закона Божьего и символически показана в ``Ветхом Завете'' в истории Моисея. Моисей взошёл на Гору Бога и получил там Десять Заповедей. Заповеди являются адаптацией для человечества божественного закона, который нужен для проецирования разрушающих, очищающих и реорганизующих сил.

Вторая, гораздо более важная прореха была проделана Иисусом, когда "завеса в храме раздралась надвое сверху, донизу'' [Мф. 27:51] и жизнь Христа взошла к Отцу. Разрыв второй завесы во время Распятия, пропустил свет. Закон и Любовь смогли теперь по-новому, напрямую проникать в сознание человечества.

Следующий, сравнительно менее важный разрыв возник, когда Савл Тарсянин узрел славу Господа и стал Апостолом Павлом. Его бескомпромиссная прямота и искренность, ведя его "в Дамаск'', заставили его проникнуть за одну из разделяющих завес. Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его. Эта сила, действовавшая в Савле, и провела его сквозь завесу, не позволяющую видеть, а образовавшаяся при этом прореха принесла ему новое откровение.

Результаты разрыва третьей завесы составляют лейтмотив этого послания и выражают первый, высший аспект, так же как две предыдущие прорехи привели к раскрытию третьего и второго божественных качеств. Первый аспект рассматривается как синтез, как Причастие Святых и связан с Господом Мира, Мелхиседеком.

Те, кто работает за завесами, знают мировые циклы и применяют их. Они подстраивают ход истории, синхронизируя планетарные события с мировыми циклами. Бывает так, что иногда нужно ускорение человеческой эволюции, иногда даже очень значительное ускорение. Тогда происходит Божественное вмешательство, и в объективное воплощение посылаются посредники. Обычно они приходят группой и активно себя выражают в ключевых нациях. Сегодня такими ключевыми нациями являются США, Россия, Европейский союз, страны Британского содружества, Израиль

Божественное вмешательство бывает нечасто. Существуют следующие формы Божественного вмешательства:

1) божественные воплощения;
2) природные катаклизмы;
3) призывание ``дремлющих'' Сущностей;
4) приход вдохновенных лидеров.

Есть еще один способ вмешательства, еще более загадочный и несравненно более могущественный, который очень сложно вызвать и с которым трудно вступить в контакт, - это появление и отклик Великих Сынов Бога. Божественное вмешательство может также принять форму катастрофического события, которое положит конец агрессии, посредством разрушения. Не исключено, что оно может стоить такого числа человеческих жизней, что хранители Естественного Закона и работники, осознавшие божественный замысел, испытывают определённые колебания относительно целесообразности его использования.

Нельзя обойти вниманием крайне важную сферу выражения человеческого духа - культуру. Если мы окунёмся в этот океан человеческого творчества, то в итоге можно констатировать, что «Своё практическое воплощение русская идея обрела в русской культуре, с её повышенным вниманием к духовным, к нравственным запросам человеческой жизни. ...Историческая уникальность России, её самобытность ни в чем не проявилась так ярко, как именно в её культуре» [Межуев В.М. «О смысле ``Русской идеи''»]

«...Из простого глубокого анализа русской культуры видно, что Россия не вмещает в себя то, что могла бы вместить. Русская идея должна проявить себя не только в мире, но и на других космологических уровнях, где она может развернуться в полную силу - на земле ей слишком тесно. Поэтому любая метафизическая идея неизбежно реализует себя, потому что этот мир бесконечен. Наш срез реальности - это только маленький, ничтожный её срез. Любая метафизическая идея осуществляет себя, и поэтому Россия осуществляет себя не только в этом мире, но и на других уровнях бытия. Полностью Русская идея может быть осуществима и на других срезах бытия. Это самое первоначальное... самый первый толчок, с чего началась Россия Вечная, то, чем отличалась всегда, - своей духовностью и эта духовность, видимо, спасала её исторически. Потому что в истории так всегда: если какой-то народ представляет собой, какое-то духовное явление, это означает, что фактически, ему покровительствует Бог» [Ю.В. Мамлеев в передаче «Русская классическая литература»].

Тема «нетварной мудрости» красной нитью проходит в произведениях многих русских писателей, но: «...всё же творчество Мамлеева, особенно в последние годы, даёт намёк на Путь к спасению. Он лежит в России: в России - как Идеи, России - как духовной миссии, России - как философско-метафизической категории. Эта Россия - Вечная, надмирная и пребывающая в мире. И если нам суждено возродиться, так только с этой мыслью, и с этой мечтой, и с этой миссией». [Н.В. Мелентьева в передаче «Русская классическая литература».]

Наверное, вот так Бог думает о России, вот такие у Него Мысли по поводу российской нации и её идеи. Ведь ещё Соловьёв сказал, что: «...идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». [Соловьев B.C. «Русская идея», Журнал «Пространство и время» М., 2010, N 2; стр.127].

Но почему же для России мало места в этом мире и в чём видится её предназначение на других уровнях бытия? Откуда у нашей страны возникает некая

надмирность и как Россия будет осуществлять роль спасителя? Несмотря на всю грандиозность этой темы, попытаемся в меру своих возможностей осмыслить эту сложную метафизическую тему Русской идеи.

Метафизика (...философское учение о первичных основах всякого бытия или о сущности мира) национальной идеи - основа выстраиваемой концепции, без осмысления которой невозможны правильные практические шаги в политике, культуре, нравственности, экономике и финансах. Итак, приступим...


Оцените статью