Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




В российские магазины - и желудки - поступил пластиковый рис из Китая

О патриотизме в российском и американском кино

Человек и общество

14.05.2014 13:41  

ligaleto

211

Все сейчас говорят об Украине, а я хочу напомнить забытую тему - тему патриотизма. точнее, то, какой образ российского (и для контраста) американского патриота рисует массовая кинопродукция. И сравнить "боевые характеристики" этих двух образов патриотов. Роль кино достаточно велика в деле создания патриотических или антипатриотических настроений людей. По этой причине интересно рассмотреть содержание современной российской и американской кинопродукции «патриотического содержания». Выявим идеи, то есть мировоззренческие представления, заложенные в фильмах, снятых за последнее время. Разумеется, любая трактовка содержания художественного произведения весьма субъективна, но это совершенно нормально для такого рода работы. Абстрагируемся от того, что соответствующее кино, снятое в США, являются коммерческой продукцией, рассчитанной на кассовые сборы во всем мире, а наши фильмы такого же содержания практически исключительно «для внутреннего пользования». Оставим в стороне также техническое качество исполнения кинолент: спецэффекты, актерский состав, особенности сюжетных линий.
Начнем с американских фильмов. Прежде всего, в них почти всегда присутствует идея полного единства всей американской нации: простых фермеров, рабочих, элиты государства, а также черных, белых, латиноамериканцев, индейцев. То есть те, кто были некогда врагами, осознают свою общность именно как граждан США, что представлено в качестве высшей ценности (поневоле создается в голове «формула»: нет разницы между буржуа и пролетарием). Кроме того, не показано ни одной социально-политической группы внутри этой страны, которая была бы против такого единства (идея: среди американцев нет коллаборационистов).
Как представлен образ простого американца? Это может быть самый обычный человек, со своими слабостями, но в случае угрозы для родины он добровольно, именно добровольно идет ее защищать. Тут заложена ценность гражданской сознательности. Тех, кто служит стране «из-под палки» просто нет.
В американских фильмах четко определен идеал человека-патриота, то есть то, каким должен быть настоящий герой и настоящий американец. Прежде всего, он не может быть сломлен судьбой. Это человек, который активен и жизнерадостен всегда, чего не сказать, кстати, об образах простых людей, созданных в нашем кино. В патриотических фильмах всегда есть главный герой, на которого можно ориентироваться, чтобы стать таким же. Итак, какие качества по-настоящему важны для истинно американского героя? Это воля, характер, умение руководить и принимать решения (данное качество – одно из составляющих их идеала человека), но это только основа. Главное – разум и профессионализм, а не умение ложиться на амбразуру, что, скорее, приравнивается к глупости. В американских патриотических фильмах постоянно присутствует идея о том, что победить врага и добиться чего-то может только профессионал, в данном случае – в военном деле, который рационально просчитывает свои действия и слабости врага и только по этой причине побеждает. Герой – не фанатик и не смертник. Врагами могут быть хоть инопланетяне, но разум и профессионализм могут все – это есть высшее качество и ценность в человеке, а также основная идея американского патриотического кино. Сам же герой, который представлен в патриотических фильмах, может быть простым сержантом, но отличным военным (фильм «Говорящие с ветром» 2002 г. выхода на экран), обыкновенным программистом, но способным написать такой вирус, который уничтожит компьютерные системы инопланетян как в фильме «День независимости» (1996 г.) и т. д. Такой человек может ошибаться, страдать и сомневаться, но благодаря разуму и самоконтролю он всегда побеждает. В этом плане американский герой полностью «реален», качества, делающие его героем, предельно ясны, а потому относительно понятным становится то, как самому стать таким же и как подражать ему – надо только стать расчетливым профессионалом.
А теперь еще более интересная проблема – что в итоге получает герой, сражавшийся за свою страну, то есть за США. В американских фильмах героя всегда находит награда за подвиги, например, любовь дочери адмирала и должность командира боевого корабля как в фильме «Морской бой» (2012 г.) (так и хочется сказать: половина царства и царская дочь в жены – как в сказке). Тем самым закладываются еще две идеи – патриотизм выгоден, так как за него щедро платят и все американские патриоты получат награду всегда, то есть герои никогда не будут бедны и забыты всеми. Вот это – чрезвычайно важная идея, работающая как на создание положительного образа этой страны в мире, так и на проявление патриотизма самими гражданами Соединенных Штатов.
Важен и вопрос о том, зачем вообще быть патриотом и сражаться за свою родину. В американских фильмах на этот вопрос можно найти (точнее «увидеть») три ответа. Во-первых, потому что США, по сравнению с иными странами, «самая богатая и красивая страна», быть гражданином которой и сражаться за которую – выгодно и прекрасно. В фильмах эта идея «сказана» панорамами красивейших видов Америки (фильм «Пирл-Харбор» 2001 г.) и картинами ее богатств. Во-вторых, потому что «мы (американцы) самые лучшие». Данная идея «читается» в том, что только под эгидой Америки весь мир объединяется для борьбы с неким злом и американские герои в этой борьбе – главные действующие лица. В-третьих, утверждается, что есть абсолютный идеал – гражданское единство американцев и «свои своих не бросают». Таким образом, получается достаточно сильная мотивация патриотизма с помощью указания на материальные и моральные его стимулы. В американских патриотических фильмах есть идеи преемственности поколений, воевавших за США (в частности, фильм «Морской бой»).
Таково содержание американского патриотического кино. Все заложенные в нем ценности и идеи могут быть восприняты кем угодно, поскольку преподнесены чрезвычайно просто, к тому же они «упакованы» в красивейшие динамичные картинки, что также добавляет привлекательности идеям.
Обратимся теперь к российскому патриотическому кино. В большинстве фильмов не показана идея единства «своих» (русских или советских граждан, людей, солдат), часто даже совсем наоборот. В фильме «Александр. Невская битва» (2008 г.) целая групп знати (бояре), то есть с формальной точки зрения «свои», легко предают родину. В фильме «Баллада о бомбере» (2011 г.) «свой» представитель НКВД, который на фронте только сограждан арестовывает, ненавидит главного героя этого кинопроизведения, то есть того, кто реально сражается с врагом. Можно говорить, что, в отечественном патриотическом кино есть идея постоянной враждебности «своих» друг к другу. Тогда возникает вопрос – за что сражаться? Возможно, в наших фильмах была попытка показать реалии жизни и войны, но обернулось это явно представленной зрителю идеей отсутствия гражданского единства.
Теперь как показаны простые люди? Какие идеалы заложены в их поведении? В общем, тема не проработана и простые русские или советские люди в фильмах представлены мало. Но есть такие сюжеты: обычные солдаты в плену легко морально разлагаются и убивают друг друга, если так скажет немецкий офицер, предают друг друга и свои принципы за еду (фильм «Баллада о бомбере»). Сам образ солдат и партизан непривлекателен, потому как они показаны грязными и малокультурными. Какие у них ценности и идеалы? В нашем кино получается так, что, в общем, никаких, кроме как поесть и выжить, значит, морали у них мало. В содержании российских патриотических фильмов трудно увидеть идею именно сознательного патриотизма – почти все воюют «по указке» и нет добровольцев, а лишившись начальства простые солдаты (читай: «народ», «свои») превращаются в неорганизованную массу. Закладывается идея о том, что мы без начальства почти не способны ничего делать, поскольку глупы и неразумны (фильм «Туман» 2010 г.). Главное то, что такой негативный образ себя мы видим в отечественном патриотическом кино. Значит, в наших фильмах о самих себе заложено представление о возможности и оправданности предательства родины, поскольку «так делают все», приоритете целей собственного выживания над «высокими» идеалами гражданственности и служения родине. Прискорбно, однако, но уж слишком ярко читаются эти идеи.
Теперь к вопросу о главном герое, как моральном образе, которому надо следовать. По большей части героев-идеалов и героев-победителей в нашем кино нет. Это не герои, а, скорее, основные персонажи, которым больше всего уделено времени в соответствующих фильмах. Образцов, на которые следует ориентироваться, часто совсем не показано (например, фильм «Туман»). Некоторая попытка изобразить героизм есть в фильме «Олимпиус Инферно» (2009 г.), где один из основных персонажей (девушка) берет всю свою волю в кулак и бегает под пулями ради благой цели – рассказать миру истину о том, кто же на самом деле начал агрессию в Южной Осетии в 2008 г. Основные качества этой героини – смелость, самоконтроль и знание, что мир делится на две части: «свои» и «не свои». Наши герои во многом показаны не совсем реалистично, а это значит, что их образ не несет много идейного содержания и ему сложно подражать. Например, герой фильма «Белый тигр» (2012 г.) (советский танкист) умеет слышать голоса танков, малоразговорчив, нелюдим, «своих» не спасает, а охотится за немецким танком-призраком, который вообще точно не понятно существует в реальности или нет. Герой фильма «Александр. Невская битва» (сам Александр Ярославич Невский) представлен в двадцать лет как «рыцарь без страха и упрека», почти без сомнений, при этом он невероятно умен, ибо сообразительнее своего воеводы, который в три раза его старше. В образе такого героя заложены ценности разума, воли и служения родине, но они слабо «читаются», так как сложно понять, каким образом он стал героем и мудрецом (не показаны «ступени восхождения» к этим состояниям).
В российском патриотическом кино не создано образа героя, которому можно следовать и соответствующего набора качеств человека, которые делали бы его таковым. Кроме того, российский герой за свое служение отечеству и подвиги в наших фильмах ничего не получает. Это сразу наводит на мысль: патриотизм – это невыгодно, обществу не нужно, поскольку за него не платят, к тому же опасно. Зачем такой патриотизм? На этот вопрос нет ответа, а он нужен.
Остается вопрос о том, чем мотивируется сам патриотизм. Ответа на него в отечественной кинопродукции также почти не представлено. Есть только оговорки, вроде «у нас – своя вера», «родина одна на все времена». Все это может навести зрителя на мысль о том, что объединяет нас только общий враг, с которым договориться нельзя, следовательно, приходится сражаться против него. Таким образом, значительного идейного содержания в этом аспекте российского патриотического кино нет.
В некоторых фильмах есть чрезвычайно опасные идейные противопоставления, например, в одном из них, бояре (предатели), апеллируют к закону, говоря, что действия князя (патриота), когда он казнит бояр (предателей), незаконны. То есть, формально закон стоит на стороне предателей, а действия патриота неправомерны. Это фильм «Александр. Невская битва». Следовательно, в фильме заложены представления о том, что патриотизм может быть вне формального закона. Патриотизм вне закона в патриотическом кино! В том же фильме указана мотивация предателей отечества («хотим по-западному жить»), то есть она чисто материальная. Мотивация же патриотов – чисто «идеальная» (это любовь к отечеству). Думается, что отзвук в душе у зрителя может найти именно «материальный» мотив, но он подан в фильме в связке с отсутствием любви к родине, что тоже очень странно видеть в кино такого рода.
Говоря в целом об отечественных патриотических фильмах, укажем, что качество их съемок все лучше, сюжет все динамичнее, но идейное содержание часто противоположно заявленному.
В итоге обозначим, что именно патриотических идей в наших фильмах, позиционируемых как патриотические, по сравнению с соответствующей американской кинопродукцией, мало. В наших фильмах эти идеи поданы не столь явно, а потому они не так хорошо «ложатся в сознание», то есть кино слабо выполняет свою роль – (не побоюсь этого слова) пропаганды любви к отечеству. По сравнению с американскими фильмами наши – не блокбастеры, а потому их за границей не имеет смысла показывать, соответственно, сборов от них нет, как и нет «рекламы» положительного образа России. Отечественное кино также не пропагандирует российские ценности и идеалы (там их найти вообще трудно), что не способствует реализации еще одной цели патриотических фильмов – привлечения людей в армию с целью добровольной службы.
Можно подумать, что автор сего произведения следует простому шаблону, а именно: ругать все отечественное и восхвалять все иностранное. В этом случае надо сказать, что наше патриотическое кино вовсе не плохое, просто в нем недостаточно проработано и подано именно «патриотическое» содержание – идеи гражданского единства, любви к родине, мотивов борьбы за нее и так далее. Таким образом, мы с сожалением приходим к выводу, что патриотизм лучше формирует американское кино, а не российское.

Этот материал публиковался мной ранее в журнале "Свободная мысль", в 2012 г.
Оцените статью