Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




В российские магазины - и желудки - поступил пластиковый рис из Китая

Корень власти к корню роста

Человек и общество

06.02.2014 09:11  

sergiust

127

Скромный итог "Эраноса" и иных проектов подобного рода можно объяснить и тем, что в кругах либеральной и по своему прогрессивной общественности никто и никогда пристально не вглядывался в корень власти. К. Юнг смог бы воспользоваться энантиодромией как широким ответом на волюнтаризм темных веков и психическим вытеснением этого предмета под запор эмоционально нагруженной максимы: "Власть - зло!". Между тем, довольно банально, что принцип субординации пронизывает мир не менее координации, которую старательно выгораживает либерально настроенное мышление, изощряясь в механизмах сдержек и противовесов, на деле ведущих от поражения к поражению. Однако, природа власти не столь уж таинственна, как то возможно представить со ссылкой на хроническую разноголосицу по этому поводу.

Поскольку человек - открытая система, у него естественно возникают потребительские претензии к окружающей его среде, которая столь же естественно готова их удовлетворить при соблюдении определенных природой правил. Эти правила не прописаны в виде положительного корпуса нормативных актов, и поэтому человек волен определять их сам. Добытое при разработке этой тематики - концептуальное средоточие подлинной культуры. Когда последняя высокоразвита, нужда - лишь модус интереса, то есть предмет сугубо духовный. В случае низкой культуры человек поглощается мерами и удобствами выживания (в том числе, себе подобных), за которые он готов расплатиться степенями свободы, когда особенно сознает отсутствие другого выхода. Если же личностно совместимого варианта не видно вообще, экзистенциальная катастрофа клонит к уходу, пока вдруг кто-то не проявит согласного решения. Этот "кто-то" - субъект власти.

Из предыдущего следует, что власть коренится в способности одних решать проблемы неспособных, попутно замечая, что и проблемы, и неспособности могут быть надуманы, навеяны или же навязаны. Тем не менее, власть не возможна при условии, что каждый самостоятельно достигает всех поставленных перед собой целей. К сожалению, при нынешней жизни так бывает исчезающе редко, поскольку современный человек рождается в примерно искусственной среде, систематически воспитующей его глубокую зависимость почти во всех отношениях, чем собственно и исчерпывается пресловутая матрица. Ключевая же проблема - не столько в том, что все мы в матрице, сколько в разделении человечества на тех, кому в ней, вроде бы, хорошо, и тех, кому плохо. Впрочем, последнее - парафраз застарелого и тлетворного противоречия между властвующими и подвластными. Коль скоро такой казус может быть разрешен, то каким образом, учитывая неискоренимость власти в силу принципа субординации?

В этом плане находятся веские основания в пользу отказа принципу равенства в его записной правомерности, ввиду того что уровень развития личности определяется не только возрастом, но и рядом других условий и обстояний. При формальном равенстве, пусть даже по всеми уважаемому положительному праву, у одних сограждан сравнительно мало шансов в определенном социальном измерении. Действительный гуманизм положительного права, который оказался непосильным для развитых демократий, заключается в том, что законодательство страны ясно фиксирует нормы, не одолимые на путях усиления фактической зависимости одних сограждан от других, содержа при этом положения, неуклонно умаляющие такую зависимость с течением времени. Здесь же существенно, чтобы имело место строгое соподчинение политических прав правам естественным, то есть никакие нечрезвычайные общественно-политические решения и мероприятия не должны препятствовать осуществлению согражданами своих фундаментальных прав на полноценное питание, жилье, одежду, экологически здоровые условия проживания на определенной территории самозанятости, самообеспечения и самопроявления. Именно в этом видится твердое основание того социального государства, которое декларирует действующая Конституция РФ.

Положенная критика не должна обойтись без тех политэкономов, в теориях которых заложено слишком сильное допущение, что экономически приоритетное разделение труда безотказно и необратимо приводит к общественному разделению на группы и расслоению на классы. Высокопроизводительный труд в условиях ограниченного спроса - надежная база возвращения вполне экономичной гуманитарной гармонии былого порядка: "И жрец, и жнец, и на дуде игрец".


Оцените статью