Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Тема Материализм или идеализм

Человек и общество

16.10.2015 18:41

viktorkkr

117

Продолжение эссе 2 и 3.

Вопрос на засыпку – как технология отражается в человеческих отношениях? Ответ на самом деле очевиден – это технологический процесс как последовательность процедур, операций, переходов и т.д. Их выполнение обязательно для получения результата – вещи, продукта и пр. Если весь процесс выполняет один человек, то никаких производственных отношений не возникает. Однако такой единоличный труд мало эффективен, и даже в первобытном обществе была специализация, даже просто семейная и общинная. А всякое разделение процесса между исполнителями порождает отношения меж ними. И это не просто «я делаю то, ты это», отношения возникают и при дележке результата напр. А если процесс длинный и участников много, то необходимы не только исполнители, но и управленцы – ведь специализированный труд надо соединить в один процесс – кооперировать. Так появилась мощная тенденция труда – специализации-кооперации. Но не только. Специализация процесса для исполнителя выглядит как набор функций. Ему уже неважно, что и как делают другие, у него есть комплект обязанностей, который состоит из ряда исполнительских функций. А вот выделение нового процесса – управления, кооперации - порождает и принципиально новую управляющую функцию, которая стоит уже НАД процессом производства.
Зачем так много слов для простой истины: где есть некая бригада, там нужен и начальник – бригадир. Как бы ни назывался в разных производствах. Но мы обнаружили важное свойство труда – давать прирост производительности при специализации и необходимость соответствующей кооперации труда – обратного процесса. Специализация в технологии есть лишь одно из проявлений общего явления – разделения труда, которое очень многолико. Это природное свойство труда, чистая физиология – давать прирост производительности и качеств труда, а также многих иных выгод при его разделении.
А ещё обнаружили хитрую вещь – функции исполняющие и управляющие в обязательном комплекте. Тоже свойство природное. Вот вы хотите взять хлеб со стола. В начале процесса стоит потребность – вполне материальная (хочу есть). Затем идет постановка цели (идея) - взять хлеб. Идет приказ руке (управляющая функция). Рука в движении посылает отчетные сигналы о своем положении (а также зрение), мозг корректирует движение (управляющая функция) – и цель достигнута. Так же работает любое производство. И любое общество в целом. Любая экономика – это обязательный комплект функций, исполнительных и управляющих (включая контрольные), комплект, присущий только данной технологии и отражающий её требования. Эти функции составляют тот слой общественных отношений, что связывает сами средства производства (в узком смысле, как «мертвую материю») с общественными отношениями. Термин «функции» в разных смыслах известен в обществоведении, в том числе и в смысле «технология». Осталась только недооценённой их роль в создании и развитии формации. Это позже.

ЭССЕ -3
Вернёмся однако к началу. Материализм или идеализм, материя или идея движет миром? На первый взгляд идея впереди. Ведь прежде чем что то сделать, человек принимает решение, оно же и есть идея, мысль! Но если спросить, откуда взялась эта мысль и решение, то оказывается, что она вынуждена обстоятельствами, что это решение и последующие действия стоят в ряду других, в цепи идей - действий – идей, в непрерывном цикле и циклах, житейских и производственных. И выясняется, что мысль, идея лишь обслуживают вполне материальный, объективно существующий и предопределённый в целом процесс. Возможно ли изменить его радикально «по-идее», ради устранения явных недостатков этой бренной жизни? В личной жизни – иногда удается изменить к лучшему (если тяжелому труду ещё и сопутствует удача), а вот жизнь общества – никогда. Сколько и каких прекрасных прожектов ни создавалось – ни один не реализован. Почему? Материализм утверждает, что общественное устройство определяется общими законами развития. Ну если так, то покажите мне их!
Сегодня этот вопрос опять актуален. В мире господствуют отношения частной собственности и их конкретная формация – капитализм. Законы воспроизводства формации (законы рынка) отлично изучены и умело применяются в точном и даже тонком регулировании рыночного баланса. Сегодня и четверть процента банковской ставки имеют значение и решаются правительствами крайне осторожно. И тем не менее формация потрескивает, а рынок висит на волоске. Регуляторы перестают работать! Западная наука давно поняла, что причина не в самой формации, а в более глубоких слоях мировых законов. В тех, что создавали формации и – сменяли. Поэтому и возникла потребность в общей теории, охватывающей все слои законов, всю систему в целом.
Отправная точка была выбрана единогласно – всеобщие законы Жизни. Они объективны и материальны (ну чистый марксизм), а человек пока что остается сыном природы. Любимым? – ведь у него только есть Сознание! Здесь надо задержаться. Потому что обычно путают Разум и Сознание. Вот и уточним термины. Разум – способность анализировать среду и выбирать решение (обычно – одну из немногих схем). В этом смысле разум есть у всех животных. Различия лишь в количестве схем-реакций на среду. Если выбора нет и реакция однозначна, мы говорим о безусловном рефлексе и это не разум, а простая механика. Если схем множество, они быстро реализуются и привязаны к конкретике – это высшие животные. В этом плане древний человек ничем не отличался от них. Различие только в сознании и прежде всего в само-осознании, то-есть себя как личности. А это невозможно без абстрактного мышления, пусть и в простейшем виде, то-есть памяти о прошлом и картины будущего. А это возможно в свою очередь только при осознании Времени. Животное живет текущим моментом и только. Человек знает цену времени, равную жизни. Как видим, сознание резко и качественно отличается от разума, его появление – важный скачек в эволюции.
И вот происходит чудо самосознания. Человек понимает свои инстинкты, оценивает их и уже сознательно (под контролем сознания) ищет решения. Сознание понуждает разум к поиску вариантов решения, не заложенных в инстинкте. И есть возможность – руки! Очень удобны, надо лишь тренировать и работать упорно. При этом развивается и разум – потребности и сознание требуют. Человек осознал свою смертность и готов биться с опасностями, голодом и прочим, изобретая новые схемы ответа, новые способы. Пещеры удобны, но их мало. Так сделаем из камней! Нет камней – сгодится дерево ... и т.д. Отменил ли этим человек законы Природы, Жизни? Ни в коем случае. Просто эти законы получили дополнительную форму – социальную, прошедшую через сознание. И не имеет никакого значения, что человек не знает этих законов. Животные ведь тоже не знают, но выполняют аккуратно. Вы скажете, что человек благодаря сознанию может пойти против законов природы? Некоторых – да, но это ему дорого обойдется. Индивид да, может даже пожертвовать жизнью, но общество – не станет делать глупостей. Помните «Чертову мельницу» Образцова? «И явился диавол к святому и прикинулся – хлебом! . Святой перестал есть, умер – и тем посрамил дьявола!!» Здесь идея (сознание) одолевает закон природы, но итог печален...
Западная наука прекрасно понимает эту трансформацию законов природы и легко переносит их в поле социологии. Но она использует лишь часть этих законов, в основном это тот же дарвинизм. Сейчас проводится много прекрасных, глубоких и тонких исследований в этой области, но они частичны и местны, тогда как нет главного – системности. Поэтому никто не заметил, как вне исследований остались главные свойства человека – Разум и Труд как биологические качества. Западная наука прекрасно изучила потребности и хотелки, но вот как и чем они удовлетворяются, им не интересно и неважно. И потому они не могут (или не хотят) войти в базовые – производственные отношения. А именно там определяется структура общества. Почему?

закрыть...

Оцените статью