Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




В российские магазины - и желудки - поступил пластиковый рис из Китая

Цивилизационный код, современный смысл

Человек и общество

24.05.2015 05:52  

banek

133

Есть уверенность, что некий цивилизационный код существует. Следование данному коду человек в своем развитии становится величественнее и могущественнее, чем является сейчас. В нарушении данного кода человек становится «маугли», а то и вовсе обезьяной в социальном плане.

Наличие исторической преемственности ряда символов, например, арийских – сакральной земли, воздуха, воды и огня указывает на существование живой этики, а не просто игры смыслов. Они указывают нам, что существует определенная последовательность в развитии живой этики – четыре этапа формирования качественно нового состояния сознания человека.

В этой связи уместно упомянуть научный гений Эрика Фромма. Он в применении к своему опыту психоаналитика утверждал о четырех этапах трансформации (выздоровления). В книге «Иметь или быть»:

  1. Мы страдаем и осознаем это. (принцип правды – арийский символ земли)
  2. Мы понимаем причины нашего страдания. (принцип свободы – символ воздуха)
  3. Мы понимаем, что есть путь, который может освободить нас от наших страданий. (принцип чистоты – символ воды)
  4. Мы осознаем, что для освобождения от наших страданий мы должны изменить свой образ жизни. (принцип преобразования – символ огня)

То, что сформулировал Эрих Фромм, я бы назвал определенной формой этики мысли, обращенной человеком к самому себе. По моему разумению, живая этика включает в себе как составную часть  и этику мысли. В целом, живая этика включает в себя три вектора – этика мысли, этика чувств и этика действия.

Если проанализировать различные формы человеческого совершенствования, то во всем многообразии можно условно выделить три направления. Так любого наставника можно условно назвать учителем, воспитателем, тренером. Условно, потому как возможен и некоторый симбиоз и специализация.

Как и в этике мыслей, в этике чувств и действия так же существует последовательность четырех форм. Достижение высокой живой этики можно назвать «стяжанием Духа».  Можно назвать обретением себя или новым рождением. Потому как это состояние иное по качеству сознания и по качеству открывающихся возможностей.

Исторически так сложилось, что условный Запад специализировался на этике мысли. Китай исторически специализировался на этике действия (внутренней силы). Россия же пытаясь сохранить этику чувств, приняла прививку от Запада этики мысли.

Существует убежденность, что определенная «специализация» в этике не приводит к долговременным и устойчивым результатам. Нет возможности сидеть на стуле с тремя ножками, у которого хотя бы одна подпилена. Это просто цирк. Многие умы об этом много раз повторяли в разных формах. Вот и современный китайский тренер и воспитатель Ли Хунчжи неустанно повторяет, что добиться  устойчивых результатов по обретению внутренней силы возможно лишь при неустанном совершенствовании своих нравственных качеств.

Он так много раз и почти монотонно это повторяет, что складывается впечатление – традиции этики чувств в Китае почти утеряны. А как же - Конфуцианство. Все же, это больше эстетика, внешняя форма выражения, направленная от человека к социуму. Как для Запада (условно) наука  является некой формой эстетики мысли.  Как для древней Греции физическое совершенство и красота были формой эстетики действия. Это такие вектора от человека во вне, но так же в своем развитии, в формировании личности. Под эстетикой я подразумеваю, прежде всего, изначальное древнегреческое понимание – красоты и гармонии человека, в его внешнем проявлении.

 В этом ключе, условное разделение на этику личности и этику характера в книге «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови, ставшей в свое время очень популярной во всем мире. Стивен Кови утверждает, что для достижения долговременного успеха необходимы основательные черты характера, такие как честность, порядочность и т.д. Некий внутренний стержень. Что он называет «этикой характера».

Мы имеем три вектора этики и три вектора эстетики. Трансляция трех векторов этики традиционно осуществлялось религией. На условном Западе религия была оттеснена светскими сектами – различного рода масонскими ложами и тайными сообществами, которые в некоторой степени развивали трансляцию цивилизационного кода как могли. Судя по результатам, смогли плохо. И сегодня элитное образование на условном Западе включает в себя начальные основы религии в частных протестантских или католических начальных школах, элитарных высших школ, где наравне с привитием научного образа мысли, дают обширные программы классической культуры и прививают любовь к спорту. Но в основном, это три вектора эстетики, как и в древней Греции.

Как писал Стивен Кови, этого недостаточно, необходим внутренний стержень для достижения долговременных результатов. Надо понимать, что мы все разные, приходим на Землю с разным потенциалом возможностей. Но даже достигнуть своего природного потенциала развития бывает очень сложно. Мешают прежде всего, так называемые родовые травмы ( не в смысле рожать, а в смысле род – поколения). Передача от поколений к поколению очагов боли и напряжения психологического порядка. А так же социальное окружение, которое может давать разрушительные ориентиры для личности и характера.

Но если природный потенциал высокий и находится умелый наставник, то человек способен очень быстро раскрыть в себе дремлющие возможности. При отсутствии определенного потенциала, человек все же способен шаг за шагом, вырабатывая необходимые качества достигать своего величия, но это требует определенного времени и усилий, жертв и страданий. Что для современного человека, изнеженного сервисом, кажется немыслимым.

Будущее развитие, в том числе, экономическое, как многие уже понимают, связано с развитием человеческого потенциала. Это актуально для человека как индивидуума, это актуально для групп, стремящихся к синергетическому эффекту, когда потенциал группы на порядок выше суммы потенциалов ее членов.

Глубина живой этики способна быть драйвером в развитии человеческого потенциала. Есть такой термин – системная этика, который подразумевает наличие обязательной системности в некой целостной системе «идеального человека». Я бы не был так категоричен. Думаю, что «идеальный человек», во-первых не существует в природе, во-вторых такая концепция неизбежно приводит к нацизму, фашизму и т.д. (к различного рода гордыни). Стремящиеся к идеалу, рано или поздно начинают думать, что они и есть идеал, со всеми вытекающими последствиями.

Живая этика предусматривает некий код, закономерности. Но это не стремление к идеалу. Это похоже на реализацию генетического кода, когда высаживают дерево.  Даже если за ним не ухаживать, оно вырастет в силу своего природного потенциала. Но если создать для него определенные условия, то оно раскроет все великолепие своего потенциала.

Живая этика раскрывает древнейший цивилизационный код посредством современных смыслов. Если эстетика, в своей реализации, направлена на преобразование мысли, чувства и действия человека в материальные формы. Этика преобразует мысли, чувства, действия в стяжание Духа, формирует «характер». Здесь нет никакого противоречия. Лишь создается впечатление, что тот, кто в данный момент обращает больше внимание на этику в своей жизни, следует «духовному» пути, а тот, кто более склонен к эстетике – материальному. И те и другие следуют цивилизационному коду.

Сам код еще не дает жизни. Лишь сам человек выбирает для себя – следовать ли этике жизни или следовать схеме. Сам человек решает – он созидатель жизни, либо нет. Жизнь нуждается в созидании, хаос не нуждается в помощниках, он там, где нет созидания.


Оцените статью