Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Тема Анастасия Дмитрук и вопрос «братства».

Человек и общество

15.10.2015 10:54  

elis

183

Никогда мы не будем братьями
ни по родине, ни по матери.
Анастасия Дмитрук

В прошлом году молодая украинская поэтесса Анастасия Дмитрук записала короткое видео с чтением своего стихотворения «Никогда мы не будем братьями» и опубликовала своё выступление в интернете. Стихотворение сразу же после опубликования ролика в интернете стало скандально знаменитым. За короткое время его просмотрели около миллиона человек. Сейчас, на момент написания данной статьи, просмотров данного видео около трех миллионов. Но самое главное, на мой взгляд, это то, что этот ролик вызвал огромный вал ответов с опровержениями со стороны людей, не разделяющих мнение поэтессы. Просто несметное количество людей в России и в странах бывшего СССР выступили со своим ответам на стихотворение Дмитрук в интернете, на страницах прессы. Стихотворение стало значительным явлением общественной жизни. Дмитрук всколыхнула поэтическую волну, которая чуть не превратилась в цунами, захлестнувшее всё кругом.

Стихотворение взорвавшееся, как бомба детонировала тысячами поэтических посланий, чаще всего полных злобы и ненависти на всей территории проживания бывших советских граждан. И это всё понятное дело породило гигантскую популярность молодой украинской девушки поэта и в своей собственной стране и за рубежом. Ничего подобного не было в литературной жизни всех стран бывшего СССР со времен Высоцкого и Окуджавы. Казалось бы, в наше циничное время, поэт уже полностью исчез, как сколь-нибудь значительная фигура со сцены жизни, выступая в роли разве что авторов шлягеров, исполняемых звездами шоу бизнеса, и вдруг такой успех небольшого по размеру произведения. Такой небывалый восторг и негодование. Поэтическая волна любви и ненависти захлестнувшая всё кругом. Это просто праздник какой-то поэтической значимости.

Я жутко люблю разбираться с подобными литературными феноменами. В свое время я написал статью, первую свою статью, и опубликовал в местной прессе «Ключ ключей для Кода да Винчи». В той статье я попытался разъяснить причины феноменального успеха романа Дэна Брауна. И сейчас мне хотелось бы разобраться с феноменом успеха стихотворения Дмитрук. Почему такой маленький текст в одночасье стал таким огромным явлением, почти вселенного масштаба? Есть ли здесь какая-то тайна или всё абсолютно понятно? Давайте попробуем разобраться.

И для начала посмотрим, что пишут критики. Может быть, они уже всё разобрали и можно просто привести их мнение, и успокоится на этом. Кстати. С критиками тут, надо честно сказать, дело обстоит совсем плохо. Собственно мне повстречался и, причем прямо на странице Википедии, посвященной украинской поэтессе, один единственный критик, попытавшийся дать оценку данному стихотворению. Цитирую по тексту Википедии:
«По мнению профессора Лондонской школы экономики и политических наук Владислава Зубока, стихотворение Анастасии Дмитрук «Никогда мы не будем братьями» является точным, честным выражением самосознания, в основе которого лежит псевдоисторическая теория разделения Украины и России, самосознания, не имеющего реальных исторических предпосылок, а формируемого на Украине в современной политической ситуации».

Нет, безусловно, не один только данный человек писал о стихотворении Дмитрук, авторов написавших разных слов полно, но дальше того, что стихи украинской поэтессы корявые и слабые с литературной точки зрения и сама она маленькая, глупая и малограмотная, никто, почему то не смотрит. Во всяком случае, я ничего такого серьезного про Дмитрук и про её стихотворение не нашел. Возможно, плохо искал. Но вот не нашел. Так что пока придется делать без серьезной опоры на ученых мужей. Так что оставим критиков в покое и вернемся к самому стихотворению.

Первый интересный факт. Википедия утверждает, и у меня нет основания, ей не верить, что Анастасия Дмитрук — автор стихотворения «Никогда мы не будем братьями», написала его в связи с «агрессией России» То есть после отторжения Крыма от Украины. Ролик был выложен в интернет в марте 2014 года, примерно 14 марта.

И здесь первое замечание. Я верю Википедии, но при этом явно вижу, что темы российской агрессии здесь, в стихотворении нет. По духу это полностью майданное стихотворение. Попробую пояснить, что означает майданное. Вспомните. Чем запомнилось майданное время? Чем был заполнен воздух майдана? Если мы вспомним это, то тогда во многом нам станет понятен феномен успеха стихотворения Дмитрук. Причиной успеха стало то, на мой взгляд, что стихотворение Дмитрук это предельно точное выражение некого общего чувства, которое разделялось значительной частью украинского общества, предельно точное выражение послания украинского майдана.

Чувство это я бы определил, как ощущение своего превосходства, чувство самолюбования, восприятия своего особого предназначения в жизни мира и особой ценности своей деятельности во время событий на майдане, смешанное с чувством ожидания одобрения со стороны объединенного запада. Послание майдана, как и стихотворение Дмитрук, имело двух основных адресатов. Запад и Россию. Послание России звучит примерно так. Это послание, как и стихотворение Дмитрук по сути своей, во многом радостное похлопывание по плечу некому воображаемому незадачливому соседу, смотрите какие мы славные, а вы россияне еще, мол, в братья нам напрашиваетесь, малахольные, да незрячие. Куда вы лезете не в свои сани! Не нужны нам такие братья. Мы не просто так, мы великие. Мы вон на западе себе братьев, пусть старших, но найдем. Послание западу выглядит примерно так. Мы отказываемся от любого родства с Россией навсегда, мы с ними братьями больше не будем, и за это возьмите нас себе в младшие братья. Примерно так.

Всё это понятно. Но вот вопрос. А причем здесь Крым? Его там по ощущениям точно нет. Нет темы войны и противостояния. Крым сразу же породил совсем иную тональность. А Донбасс окончательно изменил ситуацию. Майданный психоз практически сразу пропал, столкнувшись с реалиями жизни. «Как сон, как утренний туман». Так что рискну предположить, что стихотворение Дмитрук было написано до событий в Крыму и было посвящено событиям на майдане, а вовсе не является ответом на события в Крыму.

Дальше. Еще одной важной причиной того, что стихотворение «Никогда мы не будем братьями» стало столь известным, является тот факт, что оно касается напрямую одного из важнейших вопросов во взаимоотношениях между Россией и Украиной, вопроса родства и братства. Вопрос этот стоит и пока он не имеет ясного ответа. Что такое "братский" украинский народ для России? Что такое «братский» русский народ для Украины? Не ясно сейчас, как никогда раньше. Да и вообще. Что такое «братский» народ? Политики, особенно в России постоянно щеголяют этим термином, а что это такое, кто определяет, является какой-то народ братским или нет? Братских народов помнится, у нас в Советском Союзе было просто не сосчитать сколько. Мне в этой связи вспомнились слова, которые Высоцкий говорил, рассказывая о том, как к нему пришла идея написать песню о марафоне:
- Я не понимаю, когда комментатор хоккейного матча говорит: внимание, внимание, вот еще одну шайбу забили наши чехословацкие друзья. Я всегда думаю: ну почему друзья, если шайбу забили? Почему нужно сюда мешать что-то другое, чем спортивность и спортивная злость?

Вопрос не праздный. Сергей Ромашко, ученый лингвист, в статье своей в РЖ «Братских народов не бывает» в 2004 году писал:
- Не совсем понятно, что это за штука - "братский народ". Раньше титул "брата" в соответствующей братской "семье" народов присваивался официальной печатью и скреплялся братским слюнявым поцелуем соответствующих вождей (слава богу, больше не целуются, а то смотреть на это без содрогания было невозможно). Не помогло. Названые братья всех степеней - от тех, что сидели в социалистическом лагере, до тех, что сливались в новую историческую общность, - показали русскому брату что следует и отделились. В том числе и те, кто особенно громко заявлял о своей любви и уважении к "старшему брату".
Конец цитаты.
Далее в этой статье Сергей Ромашко показывает причину того, почему данный мем, оказался столь живучим:
- Интересен, разумеется, не сам застарелый синдром братского народа, а его связи в ментальной сфере российской общественности. Во-первых, это, конечно же, очередное подтверждение того, насколько модели традиционного патриархального общества еще сильны в нашей стране. Представление о большой семье как основе общества не умерло, как не умерла и большая семья (тем более что в период передряг, почему-то названных реформами, на государство надежда плохая).
Конец цитаты.
После начала революционных событий в Украине тема братских народов стала вновь центральной. Так украинский поэт Борис Херсонский живущий в Одессе так ответил на вопрос редакции российского сайта:
- — «Никогда мы не будем братьями»?
— Я всегда говорил, что «братство» — это очень сомнительный термин. По Библии, первых братьев звали Каин и Авель, и мы хорошо знаем, что с ними случилось. Другие известные братцы — это Ромул и Рем, и там та же история. Психология совершенно четко описывает соперничество сиблингов, братья очень часто дерутся и враждуют. В известном анекдоте поляк и русский находят в пустыне бутылку воды, русский предлагает поделить ее по-братски, а поляк отвечает: нет лучше поровну. По большому счету, никаких «братских народов» просто не было.
Сайт Лайфньюс поместил сообщение, в котором говорилось:
- Президент Украины Пётр Порошенко не согласен с мнением президента России Владимира Путина о том, что русские и украинцы — братские народы. Порошенко высказал свое оригинальное суждение на этот счет. — Нет у нас никаких братских народов во время войны. Есть единый украинский народ, следующий в Европу, — приводит словам украинского президента его пресс-служба.

Русский народ, по словам Порошенко, существует обособлено, никакого отношения к украинцам не имеет и «находится в глубоком кризисе».

Как отмечают СМИ, этнологические комментарии Петра Порошенко связаны с высказыванием президента Российской Федерации Владимира Путина. Российский лидер в Ялте, 17 августа выразил уверенность, что сложности на Украине закончатся. При этом он назвал унизительной для народа страны практику внешнего управления, фактически введённого Киевом.

На форуме, где Петр Порошенко озвучил свои тезисы, слова Путина попытался прокомментировать и еще один спикер, бывший посол Украины в США Юрий Щербак. Он заявил, что идея о родстве русских и украинцев - это «мифологема», которую нужно развенчать».
Конец цитаты.
И еще мне хочется процитировать сайт «Спутник и погром»:
- Я русский националист. Мне не нужна американская администрация в Киеве. И просоветская администрация в Киеве мне тоже не нужна. Киев должен быть русским. За это поднял восстание Стрелков. За это сражались тысячи добровольцев из России. За это приняли мученическую смерть сотни подпольщиков по всей оккупированной Новороссии. За это мы терпим лишения, за это мы подвергаемся угрозам, за это студенты несут последнюю сотню рублей на помощь ополчению, за это русские люди бросают семьи и становятся на путь огня и стали. Русская Москва. Русский Киев. Русский Минск.
А «братские народы» в п... себе засуньте.
Конец цитаты.

Вторит этой позиции и украинская сторона, вот что пишет под ником Китти САНДЕРС украинский автор:
- Россия использует термин "братский народ" с целью скрыть собственную агрессию, создать сочувствующую атмосферу и усилить дискурс "защиты мирного населения и русскоязычных украинцев". Украина использует его с совершенно другой целью - она пытается убедить хищника прекратить ее жрать, потому что между странами есть "братские" отношения. Дорогие украинцы, чем раньше вы увидите и поймете, что ничего родственного вас с Россией не связывает, и что со стороны российского государства на вас льется ненависть, ложь и клевета, тем лучше будет для вас. "Братство" было выдумано для того, чтобы Россия имела повод давить не устраивающие ее страны по всему миру.
Конец цитаты.

Так есть ли на свете братские народы? Или они выдумка? Похоже, сегодня в существование братских народов уже никто не верит. Во всяком случае, в России и в Украине. Попробуем в этом деле всё же разобраться. Это достаточно важно.

Я начну разбор с далека. Вспомним наследие Конфуция.

«Цзы Лу спросил: «Вэйский правитель намеревается привлечь Вас к управлению государством. Что Вы сделаете прежде всего»?

Учитель ответил: «Необходимо начать с исправления имен».

Цзы Лу спросил: «Вы начинаете издалека. Зачем нужно исправлять имена?»

Учитель сказал: «Как ты необразован, Ю! Благородный муж проявляет осторожность по отношению к тому, чего не знает. Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований. Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться. Если дела не могут осуществляться, то ритуал и музыка не процветают. Если ритуал и музыка не процветают, наказания не применяются надлежащим образом. Если наказания не применяются надлежащим образом, народ не знает, как себя вести. Поэтому благородный муж, давая имена, должен произносить их правильно, а то, что произносит, правильно осуществлять. В словах благородного мужа не должно быть ничего неправильного».

И здесь я полностью согласен с древним китайским мудрецом. В первую очередь нужно начать с исправления имен. То сеть с определения точного значения слов братство и родство.

Родство понятие более простое. Родство — отношения, основанные на происхождении от общего предка, общности истории и крови. Тут нет никаких вопросов. И поляки, и украинцы, и белорусы однозначно являются родственными народами для русского этноса. И это факт. Можно спорить о степени родства и прочем, но факт родства этих народов оспорить невозможно.

Братство же совершенно иное понятие, не имеющее прямого отношения к родству. И для того, чтобы понять это посмотрим на возникновение данного термина. На Руси братство, как некое явление общественной жизни, как пишут ученые, возникло в седой древности вначале как Братчина, вид пирования, совершаемое в складчину в определенное время и на котором могли решаться внутренние вопросы сельского или городского общества. Вообще пир был в те времена не просто временем совместного потребления пищи, он нес в себе огромный сакральный смысл. Не буду сильно углубляться в данную тему. Замечу только, что пиры делились на два основных вида. Званые пиры, которые давались царем и боярами, где был жесточайший регламент, учитывающий степени родства, старшинства и влиятельности участников пира.

На братчины же, которые организовывал простой народ, никто не звал. Их так и называли - «незваные» братчины («на братчину ездят незваны»). Не случайно сложились поговорки про основную Никольскую братчину: «Никольщина не ходит с поклоном на барский двор». И здесь, на братчинах, не учитывалась степень родства и значение гостя. Безусловно, это был пример контркультуры. Пример противопоставления боярской и крестьянских традиций. Братство возникает, как результат отрицания жесткой родовой традиции. Это совершенно другой тип отношений. Если на почестен пир ты обязан ехать по регламенту, если тебя туда позвали, то на братчину ты идешь сам, если считаешь тех, кто там будет своими близкими людьми. Это отношения самоопределения, а почестен пир, отношения, которые за тебя определяет твой статус и степень родственной близости к хозяевам пира. Это первое. И второе участие в братчине есть признание равенства себе, тем людям, кто в ней участвует. То есть братство не есть однозначный признак, это конгломерат чувств и ощущений, имеющий глубокие исторические корни.

Теперь посмотрим на то – являются ли те же ранее перечисленные поляки, украинцы, белорусы братскими народами по отношению к русскому этносу исходя из изначального прочтения понятия братства? Вопрос не простой в отличие от первого вопроса. Однозначного ответа на него нет. Конечно, частично да. Но вопрос этот постоянно находится в развитии. К примеру. Присоединение Крыма к России не мог изменить степень родства, существующую между двумя народа. А вот братским чувствам был нанесен огромный ущерб. Вот президент Белоруссии Лукашенко ответил российскому журналисту, что его страна будет исходить из того, в первую очередь, что Россия родная страна. И это действительно факт. Но сказать, что Россия сейчас является братской страной у него язык если и повернется, то только в пропагандистских целях. Россия ныне, как почестен пир, а вот как братчина, с этим ныне сложно.

Так может, нет в мире братских народов? Ведь капитализм кругом. Человек человеку волк. А уж страна стране тем более, еще более враг. Все только своими интересами и живут. Только вот странность. На наших глазах создался огромный ЕС. Недавно сообщили, что США создали очередное братство народов в АТР. И ведь та Дмитрук не от братства вообще отказывалась. Нет. Она, как и вся Украина захотела стать частью западного братства народов. Но туда теперь попасть не так просто. И вопрос не только в экономике и финансах. Вопрос в первую очередь в этом самом чувстве братства. Возникло оно по отношению к украинцам или нет. Греция яркий пример того, что братство важнейший фактор в жизни объединенной Европы. Без неё Европа не полна. Без братского греческого народа европеец ущербен. Поэтому Греции и помогают, не смотря на проблемы.

И Россия тоже в поисках братства. И она ищет на западе братства западных народов. Но пока его там не находит. Невольно вспомнился Блок. Его стихи как нельзя сейчас стали вновь современными:
«Но сами мы - отныне вам не щит,
Отныне в бой не вступим сами,
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами.

Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!...

В последний раз - опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!»

15.10.2015.

закрыть...

Оцените статью