Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




В российские магазины - и желудки - поступил пластиковый рис из Китая

Тема "Вий" Н. В. Гоголя как подлинная жизнь

Человек и общество

26.05.2013 05:14  

elis

156

Не так давно, кажется, в прошлую пятницу меня посетила идея заняться разбором фантастической повести Гоголя «Вий». История эта, поведанная миру гениальным писателем, явно своими корнями происходит из самых сокровенных толщ народного самосознания и потому она, обязательно, должна была быть наполнена глубинной символикой, раскрывающей подлинное мироощущение и само восприятие, какое только возможно было б дать по своей полноте и самого писателя и народа его породившего. И об этой символической стороне данного произведения мне и хотелось бы поговорить. Но как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Болезни и недомогания последних дней, выбили меня немного из седла моего творчества, так что творения мои пока остаются почти без движения, а уж о новых дерзаниях вроде и смысла говорить нет. Но тут вчера просматривая сайт проза.ру, я случайно наткнулся на работу посвященную разбору именно «Вия». Данный труд осуществил житель Новосибирска Ержан Урманбаев-Габдуллин, статья у него получилась небольшая, но с претензией на открытие. http://www.proza.ru/2013/01/13/734 - вот её адрес в интернете. В данной своей заметке автор замахнулся не много не мало на открытие некого потаенного сакрального смысла, который втайне вложил в свою историю великий Гоголь. В чем же увидел автор размышления потаенный смысл повести Гоголя? Не будим мучить просвещенного читателя и сразу же дадим слово Ержану Урманбаев-Габдуллину:
«Задумавшись, я стал понимать потаённую идею автора, характеризующего в лице Хомы Брута всю российскую просвещённую интеллигенцию, занимающуюся науками (философией и религией в частности в рассказе), уповающей на воспитание высоконравственных идеалов у народа. И вот этот новый в России человек, посвятивший себе служению наукам, стремящийся получить глубокое образование, привлекается богатым помещиком для отпевания грехов своей умершей дочери. Очевидно, что дочь при жизни никогда не была паинькой, несмотря на свою ангельскую внешность, отчего и погибла, сжигаемая изнутри низменными страстями. Иначе с чего бы ночью к ней слеталась нечисть со всей округи?.. И, естественно, об этих делах не мог не знать всемогущий хозяин данного селения, сотник, тот самый помещик, который и нанял несчастного Хому Брута.
Вся история трёх молодых семинаристов, заблудших в провинции в хутор к ведьме, мне напоминают гулянки на припрятанных в глубинках заимках богатых помещиков, где изощрялись в распутных и преступных развлечениях в том числе и их дети ...
Разве не напоминают вам этот выход за город на хутор учащихся семинаристов публикующиеся систематически в СМИ скандальные материалы о нашей современной "золотой" молодёжи? Да и не только нашей ...
Такая очевидная параллель, когда образованные, но бедные, студенты-отличники проводят время в среде отпрысков богатеев, которым они помогают сдавать экзамены во время сессии, имея, поэтому право совокупляться подобно им с их женщинами ...
Так и тут Хома Брут к его несчастью был избран панночкой для какого-то мерзкого изуверского извращённого сексуального развлечения, в результате которого женщина довела Хому до иступлённого садизма, связанного с нанесением ей физических травм от чувства омерзения. Похотливая красавица дочка помещика, осознав утром, что она умирает, от бессилия и ненависти сообщает своему всемогущему папаше имя своего фактического убийцы. Трудно упрекнуть в распутстве трёх случайных повес, заблудших в дом блудницы ... Она сама первой пустила в дом, избрала и использовала Хому в качестве собственного наложника ... И ведь в рассказе сказано, что не его одного. Но так случилось, что именно Хома не стал раболепно исполнять все её желания, разозлившись от мерзостных фантазий развратной бабы, за что он и поплатился ...
Ослепительная красота панночки метафорически означает привлекательность праздной жизни богатых бездельников, соблазняющих в свои сообщества юные здоровые невинные души.
И вот весь народ селения сотника предстаёт перед глазами читателя добрым, милосердным и щедрым при свете дня, а ночью обращающийся в нечисть, которая страждет запретных наслаждений ...
Как горьки были мысли и размышления Н.В.Гоголя, когда он решил изобразить свой российский народ ночной нечистью, а себя и судьбу всей интеллигенции России в виде наёмного чтеца, вынужденного под угрозой насилия замаливать повсюду чужие грехи, в которых они сами принимают участие по принуждению ...

И как гениально точно и современно звучат слова этого рассказа в наше время!..»

И вот взглянув на сиё мягко говоря весьма любопытное и неожиданное прочтение произведения Гоголя, я и решил, не смотря на болезни написать небольшое эссе, посвященное разбору «Вия» незамедлительно. Но для начала, для полноты картины еще раз дадим слово Ержану Урманбаев-Габдуллину:

«1.Ритор Тиберий Горобецъ - отпрыск аристократов с хорошо подвешенным лукавым языком. В истории сохранилось много знаменитых людей с именем Тиберий, начиная с Тиберия Клавдия Нерона - римского императора 42 до н.э. - 37 до н.э., позже имя этого императора использует М.А.Булгаков, возможно подражая Н.В.Гоголю.
2.Богослов Халява - еврейский болтун проповедник, очевидно любитель поживиться дармовщиной. От распространённого обозначения мошенников, и слова халява, которое происходит от еврейского молока, разносимого даром по пятницам беднякам.
3.Хома Брут - единственный настоящий учёный специалист - философ. От имени Брут римского сенатора и предателя императора Гая Юлия Цезаря, которого он считал своим другом. Слово Хома - обозначает ритуал огненного жертвоприношения.
В дополнение отмечу то, что старуха даже укладывает спать трёх как бы случайных оболтусов строго по ранжиру: отпрыска аристократов Тиберия в хате, богослова еврея Халяву в келье, смышленого простолюдина интеллигента - в хлеву ...».
Собственно весь материал автора статьи касающийся непосредственно повести «Вий» мною был дан здесь полностью. Во-первых, обращусь со словами благодарности к сему оригинальному автору статьи. Без его опуса, явно носящего провокационный характер, не возникла бы у меня потребность рассмотреть повесть «Вий» незамедлительно. Будем считать, что со своей ролью провокатора он справился на крепкую троечку. Но с разбором творения этого мыслителя мы пока погодим. А сами пока задумаемся с чего начать то наш анализ повести Гоголя?

Что мы знаем о Гоголе? Это великий писатель. И здесь для начала зададимся вопросом. В чем самая великая сила подлинного большого писателя? И сразу же ответим на этот вопрос сами. В правде жизни.

И не важно, пишет ли он реалистические повести и рассказы, или фантастику, всегда его рассказ дышит полной грудью правдой жизни, если пишет настоящий большой писатель. А раз так, то и «Вий» Гоголя это в первую очередь самый правдивый рассказ о времени и о себе. Ибо подлинная правда жизни она в том чтобы передать в первую очередь реальность как бы глазами участников событий, глазами людей того времени и того круга, который рассматривается и которому данное произведение адресовано как к главным читателям. А мир окружающий нас это не просто набор форм и цветов, он в первую очередь свод наших представлений и предрассудков и представлений и предрассудков окружающих нас людей. Но здесь есть еще один признак великого дарования. Это умение показать через призму быстротекущих событий свет вечных ценностей, страстей и страхов человеческих. Рассказать о простых вещах так, что от рассказа вспыхнет сияние, которое высветит подлинную суть глубинных явлений жизни человека и общества своего времени. Даст подлинную, неподдельную картину окружающей писателя жизни. И вооружившись этим пониманием, мы и начнем наш анализ произведения «Вий» Н.В. Гоголя.
Действительно разбор произведения лучше будет начать именно с бурсаков. Почему именно они задействованы в произведении? Потом перейти к пану сотнику и его дочери. Затем разобрать отношения главного героя с крестьянами пана сотника и с ректором академии и с учебой, бездной знаний которой многие убоялись.
Зададимся вопросом. Можно ли бурсаков, описанных в повести, сих добрых молодых людей воспринимать как людей интеллигентского звания? А Хому Брута как просвещенного специалиста – интеллигента, стремящегося к народному просвещению?

Ответим просто – нет. Бурса это в описываемый период не место обучения исключительно интеллигенции, это собственно единственное место, где можно было учиться, вспомним отрывок из другого произведения Гоголя.

  • А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за
    поповские подрясники? И эдак все ходят в академии? - Такими словами встретил
    старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших
    домой к отцу.
    Сыновья его только что слезли с коней. Это были два дюжие молодца, еще
    смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые
    лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва.
    Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза
    в землю.
  • Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько, - продолжал он,
    поворачивая их, - какие же длинные на вас свитки1! Экие свитки! Таких свиток
    еще и на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! я посмотрю, не
    шлепнется ли он на землю, запутавшися в полы.

Как мы видим, и Остап и Андрий, сыновья Тараса Бульбы тоже окончили Бурсу. Но при всем уважении к их учености, назвать их интеллигентами было бы не правильным. Полученное образование создавало возможность им для получения государственных и воинских должностей, но основным было все, же принадлежность человека к благородному сословию аристократов. То есть триады – народ, власть и интеллигенция в тот описываемый момент вообще еще не существовало. Она возможно только нарождалась. Но главное, что давала Бурса, простому человеку, ради чего он мог претерпевать любые муки и переносить любые труды, это возможность стать властью. Оказаться либо среди духовенства, либо среди чиновничества. Вот приз, за который и шла борьба.

И здесь мы сразу отметим, что отношение писателя и к Бурсе и изображенным в повести бурсакам явно враждебное. Имена им даны оскорбительные, характеристики убийственные. С такими характеристиками их прямиком нужно было бы отправлять на плаху, а не записывать в ряды просвещенных специалистов. Но всему есть объяснение.
Вспомним время написания повести. И вспомним главную задачу любого триллера. Триллер должен опереться на какие-то осознанные и неосознанные страхи людей проживающих в неком обществе и в ходе развертывания действия эти страхи должны быть развеяны и побеждены. Понятное дело, что Гоголь в любом случае обращался со своими произведениями в первую очередь к своим современникам. К их страхам и фобиям. К их жизненному опыту. Какой же страх царивший в его времена в обществе развеивал Гоголь свои данным рассказом, и почему для этого нужно было давать такую нарочито отрицательную характеристику бурсакам и в отдельности Хоме Бруту?

Само имя Хома Брут можно было бы приблизительно перевести на великорусский язык как Фома Хам. Грядущее пришествие Хама, вот тот потаенный страх просвещенного дворянского общества первой половины девятнадцатого века, который владеет умами дворянства. С кем мы можем сопоставить Хому из литературных персонажей того времени? Рискну предположить, что имело бы смысл сравнить Хому Брута с Молчалиным из стихотворной пьесы «Горе от ума» Грибоедова. Собственно Хома и есть недоделанный Молчалин. Осталось ему только завершить учебу и попасть на службу и вот Молчалин будет весь здесь. Молчалин и Хома Брут, Софья Фамусова и прекрасная ведьма панночка – вот некий единый фронт соотношения ужаса крепостнического общества. Тот же самый общий сценарий рассмотрен и в «Горе от ума» и в повести «Вий», столкновение двух миров через столкновение, а в последующем попрание и подчинение себе грядущим Хамом женской составляющей правящей элиты.

Продолжение следует.

закрыть...


Оцените статью