Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Тема Корни идеализма и причины его популярности.

Человек и общество

18.01.2016 22:53  

alexei

163

Статья получилась довольно объёмной, но я постарался сделать её интересной. На сколько это получилось, судить вам.

Корни идеализма и причины его популярности.

На форуме время от времени возникают разговоры о религии. Но вот какой вопрос у меня возник: а откуда взялся идеализм? В самом грубом определении: идеализм - это учение о первичности идей над материей. Так откуда это учение пошло. Кто-то скажет: "Да знаем мы всё. Платон создал идеализм" - и на этом поставит точку.

Но прошу вас, не спешите. Как говорил учитель Платона: "Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают и этого." Действительно, ведь Платон не придумал идеализм! Он его из чего-то вывел. Он его ОБОСНОВАЛ. Вот кто-нибудь сейчас с ходу сможет повторить цепочку его рассуждений, обосновывающую идеализм? Не можете? То-то и он, значит вы не знаете откуда взялся идеализм. Но не стоит расстраиваться, я тоже не знал до того, пока не задал себе вопрос и не начал искать на него ответ.

Но вот что меня совсем поражает, так это популярность идеализм. Вот, например, Библия. В первой же главе рассказывается как Бог создал мир. Там, между прочем, в начале говориться, что Бог создаёт материю. Значит, очевидно, Бог НЕ материален. А если учесть, что материя создана волей Бога (считай, идеей), то мы получаем идеализм. И все вопросы, что мы можем задать идеализму, мы можем задать и христианству.

Если Бог создал человека по образу и подобию своему, то какого цвета волосы у Бога? - Никакого! Идеальные волосы не имеют цвета! Ибо цвет - это уже признак материи, а идея нематериальна - материя ещё не создана.

Совершенно убийственный вопрос: как нематериальная идея может влиять на материю. Нет, серьёзно, я считаю, что идея этой статьи есть следствие активности нейронов моего мозга, т.е. следствие материи. "Нет - говорят идеалисты - идея этой статьи находилась в эйдосфере (где именно находится эта эйдосфера, никто не знает) и как-то (неизвестно как) повлияла на тебя, что бы воплотиться в материи".

И хотя я конечно же мог неправильно понять идеалистов (да и скорее всего неправильно понял), но дело не в этом. Это очень показательные примеры, доказывающие, что учение идеализма трудно воспринимаемо, в силу абстрактности предмета. так почему же он приобрело такую силу? Ведь логические доказательства Платона: а) мало кому известны, б) что бы их воспринять, нужно быть Платоном.

То, что люди в большинстве своём так же разумны, как Платон, - эта мысль представляется мне совсем уж невероятной. Однако факт есть факт - идеализм распространён. Значит должно быть что-то, очень простое, что-то известное всем, что подтверждало бы идеализм. Ведь если спросить древнего грека: "Откуда ты знаешь, что Зевс существует", то он наверное бы ответил: "Безумец, ты что. дождя ни разу не видел?!" Так же и с идеализмом. Вот есть что-то, значит есть и идеализм. Давайте это что-то поищем.

Начнём свой поиск с Платона. И тут же упрёмся в проблему: Платон очень много писал. Осилить его несколько томов - это не такое уж и простое дело. К счастью, в нашей стране жил такой философ - Алексей Фёдорович Лосев. К счастью, он написал книгу "Комментарии к диалогам Платона". И в этой книге он дал очень краткое, но всё же, содержание всех диалогов Платона. В этой книге один мыслитель показал, как шёл другой мыслитель к своей основной концепции, оставившей его имя в памяти человечества навечно. Так что, можно прочитать указанную книгу Лосева. Хотя я настоятельно рекомендую прочитать И Платона так же. Хотя бы некоторые диалоги. Всё-таки комментарии есть комментарии, а оригинал есть оригинал.

Что сразу же бросается в глаза? Концепция идеализма у Платона дана в одном из его последних диалогов "Тимей". Хорошо видно, что Платон шёл к ней от частных вопросов путём обобщения. Однако, и это надо хорошо понимать, для такого обобщения нужно знать конечную цель своего пути. Другими словами, уже в тех диалогах, с которых Платон начинает свой путь к идеализнму, уже с них, Платон должен был видеть своё окончание в "Тимее", где дано полное описание строения вселенной. Итак, "Тимей".
___________________________________________________________________________________________

Для начала осветим вопрос: на каких основаниях строит конструкцию вселенной Платон?

У Платона:
-Вселенная единая и живая.
-Образ вселенной первичен.
-Первичен ум, создавший вселенную.
-Первично пространство, из которого возникла материя.

Как создавалась вселенная?
Ум вселенной породил душу вселенной. Душа вселенной породила материю. Были созданы низшие боги, создавшие человека по образу вселенной: ум находится в душе, душа в теле.

Какие взаимоотношения между умом вселенной и материей?
Ум содержит в себе идеи всех объектов (у Платона - вещей), существующих во вселенной. Пространство, где будут эти идеи реализовываться, НЕ содержит в себе НИКАКИХ форм. Пространство ( тут Платон использует геометрию треугольников) создаёт в себе первичные рода материи: огонь, воздух, воду, землю, из которых будут созданы все объекты вселенной. Человек, как уже говорилось, создан по образу вселенной: ум или бессмертная душа, заключён в голове, два вида смертной души заключены в теле. Далее следует исследование строения человека, но это уже не относится к теме статьи.
___________________________________________________________________________________________

Понимал ли Платон, что создаёт по сути дела религию? А правильнее сказать, совсем не создаёт, а обосновывает уже существующую религию - веру в единую и живую вселенную. Ведь вся эта конструкция имеет смысл только если раньше было доказано, что вселенная единая и живая. Тут даже не столько живая, сколько единая. Ведь в том же христианстве, Бог создал вселенную. Вовсе не факт, что христианская вселенная живая! Собственно чем и отличается Платонизм от христианства? В христианстве: Бог - это отдельный от вселенной объект, у Платона: Бог - это и есть вселенная, создавшая сама себя. И платонизм, по сути дела, - есть пантеизм.

Однако и у христиан, и у Платона идея первична над вселенной. И это возможно только при наличии доказательств единой вселенной. Тогда любая вещь во вселенной будет связана с любой другой вещью, либо через вселенную-Бога, как у Платона, либо через просто Бога, как у христиан. Вера в единую вселенную - вот та база, на которой покоится идеализм. А без доказательств единства вселенной, в случае Платона, мы получим что не человек создан по образу вселенной, а Платон рисовал свою вселенную по своим представлениям о человеке.

Но не спешите крутить пальцем у виска, говоря, что доказательств единства вселенной у наших предков вообще и у Платона в частности не было. В том то и дело, что были...

Колдовство и религия.

Повторюсь. Что значит единая вселенная? Это значит, что любой объект во вселенной непосредственно связан с любым другим объектом. Вообще-то, умственную связь можно построить для чего угодно, но реальной связи не будет. Пример. Вы наверняка слышали про "теорию шести рукопожатий", согласно которой любой человек на планете Земля знаком с любым другим человеком через шестерых знакомых. Но ведь это только в теории вы все знакомы и можете связаться с, например, Хуаном Санчесом из Мехико. На практике то этого же нет! И это потму, что не существует в реальности единого человечества. Что уж говорить о единой вселенной?

Но рассмотрим вопрос с другой стороны. Если любой объект связан с любым другим объектом, то это значит, что через эту связь можно воздействовать на этот объект. Смотрите. Если воздействующий объект (субъект) - человек, объект воздействия находится достаточно далеко, а воздействие происходит, то этот процесс, на сколько я понимаю, называется колдовством. Я специально не употребляю слово "магия", потому что магами изначально назывались не колдуны, а адепты зороастризма.

Фрейзер в своей знаменитой "Золотой ветви" писал:

"Из предшествующего следует, что можно различать два типа человекобога: религиозный и магический... Во втором случае человекобог-маг есть не более как человек, но человек, обладающий необычайной силой... человекобог второго типа черпает свою необычайную силу из некой физической общности с природой. Он не является простым вместилищем божественного духа. Все существо его — и тело, и душа — столь тонко настроены на гармонию с природой, что прикосновение его руки или поворот головы заставляют вибрировать всю материальную структуру мира. И, обратно, его божественный организм проявляет чувствительность к таким незначительным изменениям обстановки, которые совершенно никак не отразились бы на простом смертном."

Пожалуй, что лучше и не скажешь. Колдун (Фрейзер использует термин "маг") - это сам себе бог, который может с различной степенью успешности воздействовать на любой объект в мире. НО только при условии единого мира.

Однако, я слышал, что Платон скептически относился к колдовству. Зато он верил в богов, а это уже религия. И нужно сказать: что общего и в чём различие между религией и колдовством.
И колдовство, и религия имеют дело с чудесами. Да, да, ЛЮБАЯ религия строится в первую очередь на чудесах. И именно чудес в первую очередь ждут адепты религий от своих богов.

А в чём разница? Тут всё просто. Если чудо делает сам человек - то это колдовство, если чудо делает какая-нибудь сверхсила: дух, дэв, демон, Бог (названия не важны) - это религия. Ещё раз: если чудо делаете вы сами - это колдовство, если чудо делает что-то по вашей просьбе - это уже религия.

Тут не могу удержаться, что бы не сказать несколько слов о т.н. "христианах". Нет, здесь речь идёт не об искренне верующих в Христа и живущих по Его заповедям людях. Это христиане и к ним у меня претензий нет. Речь идёт о тех, кто только делает вид, что верит. На сколько мне известно, любая религия - это такая игра, садясь за стол в которой необходимо изучить правила. Т.е. религия накладывает на своего адепта некоторые обязанности, за неисполнение которых следует кара. Причём, совсем не факт, что только на том свете. Так что, прежде чем называть себя христианином, ознакомьтесь хотя бы с минимальными требованиями к вам (Нагорная проповедь), а уже потом решайте: а оно вам надо? Впрочем, к адептам других религий это также относится в полной мере.

Мы немножко отвлеклись, вернёмся к теме. Итак, будь то религия или колдовство, но общее в них - это вера в чудо. И как было показано, эта вера невозможна без веры в единую вселенную. Вера в чудо - это и есть то самое "что-то очень простое и известное всем" что обосновывает идеализм.

Не многие задумываются о механизмах чудес. Людям вообще свойственно не столько теоретизировать, сколько практиковать. Обычный человек в норме сделает всё, для достижения своих целей, проявляя при этом истинные чудеса ума, силы и упорства. Но иногда и этого мало. И тогда на помощь приходит вера в чудо. Человечество практически в полном составе верило в чудеса во времена Платона. И через сто лет, после его смерти верило. И через тысячу, и через две. Между нами говоря, многие верят в чудеса и сейчас. И пока эта вера есть, идеализм будет жить.


закрыть...

Оцените статью