Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




В российские магазины - и желудки - поступил пластиковый рис из Китая

Наука как общественное явление

Человек и общество

09.04.2015 16:11  

igor_de

204

Когда я был молодым и глупым, мне встречались интервью видных ученых, обвиняющих коварство военных и политиков. Это был крик души : "Я изобрел мирную вещь, а вы приспособили ее для массового убийства". И в то время я горячо поддерживал их праведный гнев.
А потом я написал эту статью, а написав - понял, что все намного проще и сложнее одновременно - те ученые, кто возмущался применением своих открытий, просто не понимают сути своей работы .
Статья была написана лет пятнадцать назад, но актуальности совершенно не утратила.

  1. Общие закономерности развития и проявления науки как общественного явления

   Наука является продуктом деятельности общества, причем практически столь же многогранным в своих проявлениях, как и само общество. Поэтому при рассмотрении науки изнутри общества как явления крайне трудно описать как области проявления науки, так и закономерности её развития. Так что же можно увидеть, если посмотреть на науку как на явление, возникающее вместе с обществом и неотделимое от него?

   1.1. Появление науки.

   Наука представляет собой систематизированную, обработанную и проверенную каким - либо образом информацию об окружающем общество (в общем случае популяцию живых существ) мире. Таким образом, фундаментом науки оказывается информация об окружающем мире.

   Так в каких же случаях популяции живых существ необходима информация об окружающем её мире?

* Если ареал обитания, численность популяции стабильны, не происходит появления новых естественных врагов или конкурентов, использующих те же пищевые ресурсы и пр., тогда  популяция оказывается в "застывшем" состоянии и, как результат, отсутствуют стимулы получения новой информации об окружающем мире. В данном случае достаточным является наличие стабильного комплекса рефлексов и инстинктов.

* Если популяция расширяется (т.е. присутствует прирост численности) и, по мере развития, выходит в зоны обитания, условия в которых лежат за пределами возможностей естественной адаптации, то для такой популяции возможно два варианта дальнейшего существования:

- Популяция не в состоянии собрать информацию и на её основе выработать комплекс мер по адаптации - в этом случае популяция переходит в вышеупомянутое стабильное состояние.

- Популяция оказывается способна собрать информацию и на её основе выработать комплекс мер по адаптации - в этом случае популяция продолжает расширение, и появляются предпосылки к возникновению научного знания

* Если ареал обитания, численность популяции стабильны, но происходит появления новых естественных врагов или конкурентов, использующих те же пищевые ресурсы и пр., при этом вмешательство столь значительно, что в рамках естественных возможностей популяции оказывается невозможно адаптироваться к изменившейся ситуации, возможно два варианта дальнейшего развития ситуации:

- Популяция не в состоянии собрать информацию и на её основе выработать комплекс мер по адаптации - в этом случае популяция встаёт на путь вымирания.

- Популяция оказывается способна собрать информацию и на её основе выработать комплекс мер по адаптации - в этом случае популяция продолжает существование появляются предпосылки к возникновению научного знания

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Предпосылки к развитию науки возникают только при необходимости адаптации популяции к новой окружающей среде.

2. Информация, служащая основанием науки, является необходимой для защиты популяции от любых воздействий и для расширения ареала обитания популяции всеми возможными способами.

3. Наука, являясь обобщением и систематизацией данной информации, наследует и её направленность и служит интересам той популяции (под популяцией в данном случае для человеческого общества следует считать государство), которая её культивирует.

4. Направления науки, служащие для расширения ареала обитания популяции изучают все возможные способы для обеспечения протекания этого процесса:

  • Адаптация организма к различным условиям жизни
  • Увеличение периода активного существования организма
  • Увеличение ареала обитания с помощью вытеснения других популяций различными способами (включая агрессию)
  • Дополнительные возможности использования имеющегося ареала обитания
  • Создание искусственных зон обитания с приемлемыми условиями существования

5. Наука априори содержит направления, которые используются для агрессии против других популяций и единственный способ предотвратить агрессию такого рода, а также развитие указанных направлений науки - создание единой популяции (применительно к человеческому обществу в настоящее время - создание единого, глобального государства, охватывающего всю планету)

6. Наука является отражением приоритетов развития, общественной организации и неотъемлемой принадлежностью популяции, которая её развивает.

 1.2. Общие закономерности развития и проявления науки как общественного явления

   Как уже было показано, предпосылки для развития науки возникают при столкновении популяции с факторами форс - мажор, но для развития науки это не является достаточным условием.

   Наука представляет собой систематизированные знания, а не разрозненный набор фактов. Поэтому, для появления науки как таковой необходимы следующие условия:

  • наличие развитой общественной инфраструктуры, включающей разделение труда
  • наличие свободных экономических ресурсов, выделяемых на содержание индивидов, развивающих науку

   По мере развития, в науке проявляются следующие закономерности:

 1. Изучая факторы форс - мажор, наука пытается использовать воздействия, которые соизмеримы с ними по величине вызываемых последствий, и также являются факторами форс - мажор для популяции, не владеющей данными направлениями науки. Из чего можно сделать вывод, что наука всегда оперирует силами, с которыми популяция далеко не всегда способна справиться самостоятельно, и вопрос выживания популяции, в данном случае, практически целиком оказывается связан с наукой. Таким образом, популяция, выживающая за счет использования науки становится целиком зависимой от неё.

 2. Наука изучает только те явления, которые могут быть измерены и зафиксированы, поэтому многие явления, закономерность возникновения которых в данное время не может быть зафиксирована, отвергаются, т.е. наука оказывается неразрывно связана как с технологическим уровнем, существующим в данное время, так и со своими предыдущими достижениями.

 3. Научные открытия, в большей своей части, совершаются в то время, когда они могут быть легко восприняты, т.е. существует прочный фундамент для них. В этом случае открытие становится неизбежным. Приведем характерные примеры:

  • Теория относительности Эйнштейна была выдвинута впервые именно им лишь благодаря стечению двух обстоятельств: его таланта и его места работы в патентной библиотеке. В противном случае эта теория была бы выдвинута кем - то другим не позже, чем через несколько лет, т.к. в то время в этом направлении работал не один десяток талантливых учёных
  • Открытие цепных ядерных реакций, сделавших возможным создание ядерного оружия, было сделано вопреки попыткам ведущих учёных, работающих в этой области предотвратить открытие.
  • Паровая машина братьев Черепановых, созданная вопреки господствующим в то время научным теориям, была создана в единичных экземплярах и не получила широкого распространения, т.е. открытие без научного фундамента просто осталось проигнорированным

Таким образом, становится понятно, что наука, как явление общественное, может не только содействовать прогрессу, но и в некоторых случаях препятствовать ему в лице своих адептов.

 4. Полноценное развитие науки возможно лишь в непрерывно развивающейся по пути эволюции популяции. В противном случае, или при достижении равновесия, для поддержания жизни не потребуется получение новой информации, что является необходимым условием развития науки

 5. При рассмотрении результатов применения научных знаний в нашей цивилизации практически всегда можно заметить, что научное знание применяется со слишком большой поспешностью, без должного анализа целесообразности его применения. Как результат, например, - экологический кризис.

 Заключение.

  Наука как явление, неотделима от общества, созданного благодаря науке. Общество, расселившись по всей планете благодаря науке, теперь не может сойти с этого пути развития, что бы по этому поводу не говорилось.

  В будущем, наука займет ещё большее место в жизни человеческого общества и, дав значительные пространства для жизни, будет представлять собой не менее значительную угрозу для существования человека.

     В связи с бурным развитием науки, общество должно, наконец, понять, что наука подобна обоюдоострому лезвию, которым можно как сделать операцию, спасающую жизнь, так и совершить убийство, и вся ответственность за использование этого лезвия лежит на обществе, а, следовательно, и на каждом из нас. Иначе очень велика вероятность того, что вскоре некому будет ни заниматься наукой, ни вообще жить.


Оцените статью