Голосования

В эпоху какого руководителя России Вы предпочли бы жить?




О том как всё устроено

Проблемы наполнения людьми системы государственного управления

Человек и общество

16.06.2015 06:50

firespirit

122

На последнем вебинаре одной из основных проблем формирования новой системы государственного управления Михаил Леонидович указал невозможность оперативно найти и подготовить сотрудников для заполнения средних уровней управления в министерствах – начальников отделов, управлений, департаментов. Для многих проблема кажется надуманной. Попробую объяснить, как это выглядит.

В любой большой корпорации (особенно в госкорпорации), министерстве аппаратно-бюрократическая работа занимает большую часть времени и сил. Недостаточно сделать хорошую работу, нужно ее со всеми согласовать и утвердить...

Большинству кажется, что штатная структура и определяет, как будет принято решение, и достаточно принести проект руководителю, он его посмотрит и все решится – идеальная и наивная картина. У лица, принимающего решение, есть совсем мало времени в череде дел, и он не будет рассматривать что-либо без резолюций и согласований большого количества лиц.

Я работаю в одной из крупнейших компаний страны, на среднем уровне в иерархии и у нас в компании я четко могу указать минимум 5 относительно самостоятельных контуров принятия решения, и, скажем так, – не во всех из них присутствует руководитель компании, даже номинально. Что происходит, когда требуется сделать что-то новое? Думаете, начать проработку  идеи? Как бы не так! Нужно получить потенциальные разрешения на данную идею хотя бы в рамках одного контура принятия решения.

Далее начинается увлекательная и познавательная работа по созданию процедур – разрабатываются регламенты, положения, предложения по внесению изменений во внутренние документы и т.д. На свет появляются документы, которые отправляются в аппарат/ администрацию, где определяется перечень согласующих лиц. Вот тут большая засада – перечень согласующих может быть составлен так, чтобы проблем не было, а может быть набит таким списком доброжелательных руководителей, что за голову схватишься.

Каждый из руководителей, получивших на согласование документы, расписывает его стоящим ниже на несколько уровней иерархии с комментарием, насколько жестко рассматривать. И вот вся эта толпа начинает писать замечания, замечания на замечания, замечания на собственные ранее данные предложения (я не шучу). При этом «решение должно отлежаться», на каждом этапе тратится время, люди уходят в отпуска, командировки, сроки рассмотрения регламентированы очень «по-доброму». Работал с МинИмуществом в начале нулевых, как подрядчик – в 2001 году на простейшем договоре на техподдержку (без конкурсных процедур) надо было собрать 27 подписей, в 2003 году – больше 45.

Кстати, каждый согласующий всячески впихивает себя во все регламентируемые процессы, так как это повышает его вес. На выходе получается куча «не согласовано» или «согласовано с замечаниями» и ты не можешь отдать документы дальше, пока не снимешь замечания. Точнее, можешь, но для этого требуется очень большое аппаратное влияние и использование другого контура принятия решения.

Для снятия замечаний необходимо вносить изменения и запускать новый контур согласования и так до бесконечности, если есть установка не пропустить документы дальше.

В какой-то момент приходится или выхолащивать все, превращая в аморфную хрень не о чем, или тащить решение через другой контур, пользуясь аппаратным весом. Т.е. если нет аппаратного веса, то все умрет на данной стадии.

Предположим вы все же смогли преодолеть согласования и передаете документы на рассмотрение лицу, принимающему решение, в его аппарат...  И тут оно может лежать месяцами, не вноситься в повестки, теряться (нежелательные документы очень часто теряются!). К документам могут потребоваться новые согласования, их можно отправить к статусному человеку (заму, советнику и т.д.), который, не разобравшись, выставит идиотское замечание или резолюцию, которую никак не обойти ввиду высокого статуса согласующего лица. Не нужно забывать про всяких «привлеченных» экспертов, какие-нибудь общественные чтения и т.д. Все это будет делаться со ссылкой на законы, утвержденные регламенты, положения и т.д. «Мы бы рады, но никак не обойти... ну вот никак....»

Пусть документы дошли до лица, принимающего решения, и он все утвердил – бинго... Теперь нужно ли это утверждать за пределами своей организации/ министерства? Нужно – удачи на новом уровне Игры, но с более высокими требованиями по аппаратным возможностям.

Предположим, все согласовано, несколько месяцев прошло, от первоначальной задумки осталось даже что-то внятное, но ведь это все было только создание процедуры для создания чего-то (планирование планирования!). Теперь то же самое надо повторить не с регламентами, а со стратегиями, концепциями, планами и т.д., собственно для чего и был начат весь процесс.

Каков будет результат? Сколько времени потребуется? То-то и оно.

Может быть, это особенность какой-то конкретной структуры или стиля управления? Отнюдь – типичная аппаратная работа. Как ее преодолеть? Устанавливайте личные связи на всех уровнях внутри и вне организации, общайтесь с людьми, оказывайте услуги, выпивайте, делитесь новостями, разглашение которых не нарушает обязательств, и т.д. Большую часть своей работы я бы не смог выполнить, если бы этого не делал – любой запрос простейшей информации съедал бы неделю, а так достаточно пройтись по кабинетам – на выходе куча новых знаний и данных для работы. Подчеркиваю, для работы, т.е. даже будучи полностью лояльным работодателю, я вынужден неофициально добывать необходимое для работы.

Как взять министерскую структуру под контроль за максимально короткое время?

1. Взять максимальное количество контуров принятия решения под контроль. Начинать надо с администрации/ аппарата – через него проходит очень многое.

2. Верхний уровень заменяется профессионалами в возрасте, имеющими опыт госслужбы, десяток на министерство в стране найти можно.

3. Заменить средний уровень управления сложно, но для этого можно поискать людей 35-45 лет в крупных компаниях. Как правило, они не связаны с какими-то существующими кланами и многие еще не испорчены неофициальными доходами, т.е. честны. Аппаратной работой овладели на минимально необходимом уровне (в министерстве все же более жестко, чем даже в госкомпаниях). Добавляем высокую ротацию по результатам работы.

4. Нижний уровень заполняется молодыми, смелыми и голодными, с высокой текучкой и карьерным ростом и перспективой дорасти до следующего уровня в полгода-год, занимая места не прошедших.


Оцените статью